История №41: Если труд действительно полезный, то он всегда тихий и незаметный…
Лилия Хайруллина
В преддверии празднования 100-летнего юбилея нашей республики я хочу рассказать, как судьба моего отца перекликается с историей моей деревни Большая Турма и важнейшими событиями, происходившими в республике и стране.
Трудовая биография моего отца, Нигматуллина Ирдуса Абдулловича, тесно связана с вехами становления и развития сельского хозяйства нашей республики. Я горжусь тем, что он внес свой вклад в электрификацию, механизацию сельского хозяйства и, в частности, механизацию животноводства колхоза "Заря" Тетюшского района и радиофикацию родного села.
В начале 50-х годов двадцатого столетия ситуация в колхозах продолжала оставаться тяжелой. Причинами отставания сельского хозяйства были не только последствия войны, засуха 1946 года, низкий технический уровень, но и нехватка квалифицированных кадров. Поэтому душой овладевает некоторая гордость за то, что отец восполнил ряды очень востребованных технически грамотных работников. Образование он получил в начале 50-х годов в Чистопольском техникуме механизации сельского хозяйства.
На фотографии №1, представленной ниже, он стоит в последнем ряду первым справа – высокий стройный красавец. Снимок сделан в 1954 году.
После получения диплома отец работал преподавателем-мастером в профессионально-техническом училище в селе Монастырское Тетюшского района, где готовили сельских механизаторов. Фотография №2 запечатлела папу и его коллег в годы работы в этом ПТУ.
В училище обучалось более 300 ребят не только из Тетюшского района, но и из близлежащих Апастовского, Буинского, Кайбицкого, Спасского, Дрожжановского районов нашей республики. Воспитанники профессионально-технического училища– будущие труженики села, призванные стать кормильцами страны, были окружены заботой и вниманием государства: для них были созданы прекрасные условия для учебы. Учащимся предоставляли общежитие, выдавали стипендию, учебную форму, обеспечивали бесплатным питанием в столовой. Учебные кабинеты и мастерские были оснащены полностью всем необходимым учебным оборудованием. Их обучали грамотные, квалифицированные, достойные преподаватели, преданные своему делу. Одним словом, всё для кадров! Спустя годы приходилось мне встречаться с бывшими выпускниками ПТУ, в котором работал мой отец, и приятно было слышать от них слова благодарности и признательности в адрес отца, человека компетентного, справедливого и умеющего научить критическому мышлению, анализу, постановке задачи, умению выделить главное и сделать правильные выводы. Отмечали и чувство юмора своего учителя, находчивость и умение разрядить ситуацию.
Перечисленные качества отца помогли ему и на следующем этапе его жизни: при выполнении задач по электрификации села. К слову, в то время он в деревне был единственным, кто имел среднее специальное техническое образование.
Все мы знаем, что план электрификации России был составлен сто лет назад, в 1920 году. После Великой Отечественной войны Татарская АССР активно включилась в работу по его осуществлению. Об этом свидетельствуют записи директора Энергосбыта, руководившего в 1941-1942 и 1943-1977 годы Донского С.М.: « Особенно потрясающее впечатление вызвало развитие этого плана (ГОЭЛРО) в ТАССР, некогда весьма отсталом районе России. В развитии своей энергетической мощи Татария сделала огромный скачок: от первенца плана ГОЭЛРО – Казанской ТЭЦ-1 до самой крупной энергетической системы Поволжья»
А как реализовывалась программа электрификации села? Такое важнейшее направление развития производительных сил села, как развитие сельской электрификации, оказывается, еще не получило сколько-нибудь достаточного освещения в исторической литературе. Мои усилия в поисках истории развития сельской электрификации оказались тщетны: нет исследования, в котором был бы обобщен такой опыт.
Но я точно знаю, что мой отец участвовал в этом процессе: ему пришлось поработать инженером в нашей деревне по обслуживанию подстанции и электроустановок. В то время сельская энергетика была еще крайне неразвитой. Вначале были установлены лимиты электропотребления. К примеру, жители деревни, чтобы уложиться в установленные рамки, пользовались маломощными лампочками, почти не пользовались бытовыми электроплитками. Вот в таких условиях отец работал электриком, обслуживал установку дизельного генератора, который обеспечивал нашу деревню электричеством в начале 60-х годов.
В 1960-е годы перед селом встали задачи укрепления материально-технической базы всех отраслей сельского хозяйства, в т.ч. животноводства. В 1965 году правительством было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяйства, на производство сельхозмашин и минеральных удобрений. Тогда же была поставлена задача комплексной механизации, т.е. переключение основных сил на механизацию тех работ, которые оставались ручными. А ручными оставались почти все виды работ на фермах по производству молока и мяса. Отец в эти годы руководил работой по механизации молочно-товарной фермы нашего колхоза, в частности, по установлению аппаратов машинного доения, в результате чего очень облегчился неимоверно тяжелый труд доярок.
В наше время, в эпоху интернета, практически мало кто слушает радио. Но так было не всегда. В прошлом веке радиосети были развернуты по всей территории нашей республики. С 1925 года в России начали массово устанавливать радиоприемники в жилых домах. А радиофикация села началась только после Великой Отечественной войны. В 60-е годы и в нашей деревне появилась радиоточка, на которой монтером проводного вещания работал мой отец. Ему была возложена важная миссия: технически обеспечить информирование населения о положении дел в колхозе и стране. Можно гордиться тем, что радиовещание в деревне заработало благодаря усилиям папы. Это тоже частичка истории нашей республики.
Таким образом, мое родное село не осталось в стороне от масштабных преобразований, проводимых по всей республике, таких, как, электрификация, механизация сельского хозяйства, радиофикация села. И немалая заслуга в этом моего отца, Нигматуллина Ирдуса Абдулловича, человека образованного, умного, энергичного и эрудированного, отдавшего свои силы и знания в развитие родной деревни, а значит, и республики.