АХУН (Ахунов) Садри Салахович

АХУН (Ахунов) Садри Салахович

АХУ`Н (Ахунов) Садри Салахович (16.3.1903, г.Екатеринбург — 21.6.1990, Москва), скульптор, педагог, засл. деятель иск-в ТАССР, РСФСР (1944, 1950), нар. художник ТАССР (1949). Окончил медресе (1915) и коммерческое уч-ще (1919, г.Челябинск), Уральский худож.-пром. техникум (отд-ние камнерезного дела, 1927), Ленингр. ин-т пролетарских изобразительных иск-в (скульпт. отд-ние, 1931). Ученик Р.Р.Баха, А.Т.Матвеева, Л.В.Шервуда. В 1931–51 преподавал в Казан. худож. уч-ще, с 1949 руководитель скульпт. отд-ния. С 1951 в Москве. Зав. кафедрой композиции, проф. Моск. технол. ин-та (1966–74). Чл. (1936) и пред. правления (1940–50) Союза художников ТАССР.

 

Как один из первых проф. татар. скульпторов и ведущих мастеров сов. скульптуры 1930–50-хгг. внёс большой вклад в развитие нац. изобразительного иск-ва. Творчество А. основывалось на высоком профессионализме, самост. идейно-образной концепции, отразившей традиции татар. нар. иск-ва и рус. реалистической скульптуры (П.К.Клодт, Ф.П.Шубин, П.П.Трубецкой), а также европ. иск-ва (О.Роден идр.). А. предпочитал станк. скульптуру, работал преим. в жанрах портрета и тематической композиции, используя гипс, мрамор, дерево, фарфор. Признанный мастер психол. портрета, А. создал галерею образов выдающихся деятелей татар., рус. и мир. культуры — бюсты Г.Тукая (1929, 1938), Х.Такташа (1931), К.Насыри (1941), Н.Жиганова (1941–45); портретный барельеф Р.Роллана (1938), с к-рым А. вёл активную переписку; гипсовые рельефы «Анри Барбюс», «Ленин», «Энгельс» (1938–40), скульпт. портреты из мрамора С.З.Сайдашева (1957), А.М.Бутлерова (1965), М.Горького (1968), Анджелы Дэвис (1971), Рабиндраната Тагора (1974). Снял посмертные маски с Х.Такташа, Г.Камала, С.Айдарова, Ш.Камала. Автор монумент.-декор. произведений, среди к-рых казан. фонтаны «Владыкой мира будет труд» и «Рыбак», установленные в парках, фигуры— «Теннисистка» и «Ядрометатель» ок. стадиона «Динамо» в Казани (все — 1934–37), барельеф Г.Камала в интерьере здания Татар. академ. т-ра (1941–45). В монумент. скульптуре А. создал портреты-бюсты Героев Сов. Союза М.Воронкова, И.Ижукина (оба — 1945), Мусы Джалиля (1957), Амет-хана Султана (1974). Автор памятника В.И.Ленину (1957, г.Череповец). Особое признание получил исполненный А. (совм. со скульпторами Л.Кербелем, В.Писаревским и арх. Л.Павловским) монумент. памятник Г.Тукаю (бронза), установленный в Казани в 1958.

 

 

В казан. период творчества А. создал ряд жанровых станк. композиций, в к-рых нац. своеобразие проявилось в тематике, образах, декор. трактовке формы. Характерные для мастера высокая культура обработки материала, динамичная фактурная лепка, изящные формы, тонкая проработка деталей соответствуют поэтической и муз. гармонии образов. В жанровых станк. композициях «На соколиной охоте», «Песнь в степи» (обе — 1938–40) А. ввёл мотивы нац. орнамента, традиционного татар. костюма, характерные бытовые сцены ср.-век. татар. истории. Тема Востока нашла отражение в скульпт. композициях по мотивам произв. Г.Низами «Хосров, убивающий льва» и «Меджнун среди газелей» (музей Низами в Баку; обе — 1939). Среди учеников А.: В.М.Маликов, Н.И.Адылов, Р.Х.Нигматуллина. Участник выставок— всесоюз., моск. отд-ния Союза художников (1950–80). За цикл произведений худож. резьбы из уральских самоцветов (яшма, малахит, изумруд, змеевик, агат) награждён Большой зол. медалью Всемир. выставки в Париже (1925). Произведения находятся в Гос. музее изобразительных иск-в РТ, Нац. музее РТ, в лит.-мемор. музее М.Горького в Казани и др.

 

 

Лит.: Дульский П.М. Скульптор Садри Ахун // Искусство. 1936. № 1; Бреннерт В. Садри Ахун. К., 1945; Садри Салахович Ахун // Народные художники Татарской АССР. К., 1980.

 

 

Г.Ф.Валеева-Сулейманова.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5820 человек