БИКТЕМИРОВ (Биктимерев) Шаукат Хасанович

БИКТЕМИРОВ (Биктимерев) Шаукат Хасанович

БИКТЕМИ`РОВ (Биктимерев) Шаукат Хасанович (р. 28.10.1928, Казань), драм. актёр, нар. артист ТАССР, РСФСР, СССР (1968, 1970, 1977). После окончания Татар. театр. техникума  был зачислен в труппу Татар. академ. т-ра (1949). Уже в первые годы работы, играя роли различного плана, стремился найти и выявить особенности характера, наиб. типические черты, проникнуть в психологию создаваемого образа. Мальчик Токай («Шамсекамар» М.Аблеева), Леон («Как управлять женой» Ф.Бомонта, Дж.Флетчера), юный парубок Микола («Мартын Боруля» И.К.Карпенко-Карого), Мелузов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), честный, фанатически преданный своей работе Галин («Габбас Галин» Ш.Камала), скромный, отзывчивый, мягкий и одновр. неуступчивый, самост. Талгат («Первая любовь» Х.Вахита) в исполнении Б. отличались ярко выраженной индивидуальностью. Переломным моментом в творчестве Б. стала работа над образом Байтемира в спектакле «Гузелем Асель» по пов. Ч.Айтматова «Тополёк мой в красной косынке». Создав образ поразительной жизн. достоверности, актёр смог поднять его до масштаба кр. личности, воплощавшей в себе совр. представления о гуманизме. Новые грани таланта Б. раскрылись в созд. им сатирических образах Дульчина («Последняя жертва» А.Н.Островского, 1968), Ислама («Приехала мама» Ш.Хусаинова, 1970), Ишана («Голубая шаль» К.Тинчурина, 1970). Философом мещанства, утверждающим осн. принципами жизни предательство и обман, шкурничество и подлость, стал в его исполнении Ислам; своеобразным татар. Тартюфом, религ. ханжой представал Ишан. Масштабностью, глубиной проникновения в характер героя, в суть социального явления, стоящего за ним, отличались роли Кривохатского («Одна ночь» Б.Л.Горбатова, 1974) и Фаюнина («Нашествие» Л.М.Леонова, 1980). Актёр постепенно раскрывал подлинную сущность своего персонажа: из благонамеренного, тихого, незаметного обывателя превратившегося в невероятно деятельного, энергичного, визгливого чиновника, провозглашающего манифест обудущем города, вк-ром  он станет бургомистром (Кривохатский). Ярким явлением нац. сцены стал созд. Б. образ Альмандара («Альмандар из Альдермеша» Т.Миннуллина, 1976). Актёр воплотил в нём не просто подлинно нар. тип, но как бы самую душу народа, его жизн. неистребимость, душевное здоровье, совестливость, гордость, патриотизм, любовь к шутке, юмору. В Альмандаре Б. живут одновр. Ходжа Насретдин и Дон Кихот, Шомбай и Тиль Уленшпигель. «Звёздным часом» Шауката Биктемирова» названа эта работа актёра в ж. «Театр» (1984, №2). Зрелостью мастерства, филигранностью отделки отмечены образы Тактабашева («Жених с портфелем» Н.Исанбета, 1985), Акчурина («Мы уходим, вы остаётесь» Т.Миннуллина, 1982), Кнурова («Бесприданница» А.Н.Островского, 1983), пастора Мандерса («Привидения» Г.Ибсена, 1998). Простота исполнения, лаконичность и строгость в отборе выразительных средств, почти полное отсутствие грима сочетаются в его исполнении с необычайной напряжённостьювнутр. темперамента и безупречной логикой психол. существования. Его герои заставляют не просто внимательно следить за каждым их шагом, но и думать. Подлинный интеллект, глубина натуры, точная действенная мысль, характеризующие творчество актёра, делают его иск-во по-настоящему совр., ставя его в ряд крупнейших явлений нац. т-ра.

 

Б. снимался в кино (Нуришанов в фильме «Клад» Свердловской киностудии по сценарию Г.Ахунова, 1977), телевизионных фильмах и спектаклях, записывался на радио. Лауреат Гос. пр. ТАССР им. Г.Тукая (1967), РСФСР им. К.С.Станиславского (1979). Деп. ВС ТАССР в 1975–80, СССР в 1985–90.

 

 

Др. роли: Фридун («Горный цветок» Х.Уразикова), Биктимер («Потоки» Т.Гиззата ), Тагир («Свобода» М.Амира), Саитгарай («Гульжамал» Н.Исанбета), Загит («Братья Тагировы» Ф.Хусни), Фархад («Фатима Сабри» С.Джалала), Таштемир («Сумерки» А.Гилязова), Бахтияр, Сибгат («Бахтияр Канкаев», «Конокрад» Т.Миннуллина), Колошин («Провинциальные анекдоты» А.В.Вампилова), Панталоне («Слуга двух господ» К.Гольдони), Туктамыш («Идегей» Ю.Сафиуллина).

 

 

Лит.: Народные артисты. К., 1980; Илялова И. Театр имени Камала. К., 1986; её же. Шаукат Биктемиров. К., 1993.

 

 

И.И.Илялова.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5820 человек