Интерактивный музей ТУ‑144

Интерактивный музей ТУ‑144

 

Ничего не имею против, созерцание музейной старины – занятие достойное. И всё-таки, если вместо изучения пыльных реликвий вам предложат… полет за штурвалом первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера?.. Даже не раздумывайте – конечно небо!

 

 

…С нажатием кнопки «Запуск двигателя на земле» обстанов­ка в пилотской кабине меняется стремительно. Грохот двигателей нарастает, вот он достигает макси­мума – и ты начинаешь ощущать себя космонавтом на ракетном старте. Шум рядового «аэрбаса» в сравнении с громовыми раска­тами Ту‑144 – комариный писк.

 

 

ОТ ВИНТА!

 

 

Дальше разбег такой стреми­тельный, что тебя вжимает в крес­ло всё сильнее и сильнее. Штурвал на себя, отрыв – и машина круто уходит вверх, словно иглой проты­кая облака. Журавлиный нос «Ту­полева», опущенный на взлёте для лучшего обзора, пора ставить на место. Щелчок тумблера – и те­перь самолёт напоминает ракету. Несколько коротких минут – и «ракета» разгоняется до скорости звука. Тысяча двести километров в час, тысяча триста, тысяча пять­сот, две тысячи…

 

 

Сумасшедшая скорость, а здесь, в пилотской кабине, о ней напоми­нают только показания приборов и вибрация корпуса. И ещё нео­бычный шум за бортом – как буд­то вдоль фюзеляжа с шипением проносится поток спрессованного воздуха…

 

 

– Шум, перегрузки, которые вы ощущаете, – один в один те, что испытывали в полёте насто­ящие экипажи Ту-144, – возвра­щает с небес голос экскурсовода и по совместительству лётчика-ин­структора…

 

 

2-2

 

 

КАК ШУМИТ ВЕТЕР В СТРАТОСФЕРЕ

 

 

Нет, действительно в пилот­ской кабине советского «Конкор­да», только на земле – в Казани. В единственном в стране, да и, пожалуй, в мире, интерактивном музее сверхзвукового самолёта Ту-144, созданном в КНИТУ-КАИ. А возможность полетать «по-на­стоящему», сидя в командирском кресле за настоящим штурвалом, – конечно, и есть главная «фишка» лайнера-музея.

 

 

– Самолёт, кабина экипажа, приборы – всё настоящее. Боль­ше того, в кабине у нас полный интерактив, вплоть до аэроди­намической платформы, – рас­сказывает Алина Хабибуллина, заместитель начальника управ­ления по связям с общественно­стью КНИТУ-КАИ. – Проще гово­ря, у севшего в пилотское кресло создаётся иллюзия того, что он управляет сверхзвуковым самолё­том: взлёт, разворот над городом, посадка…

 

 

Действительно, иллюзия пол­ная. А впечатления ни с чем не сравнимые. Пересесть из кресла какого-нибудь современного ти­хоходного «Боинга» в сверхзву­ковой пассажирский Ту‑144 – всё равно что после детской карусели прокатиться на амери­канских горках. И это не только «музейные» ощущения. Вот, на­пример, как рассказывал про свой полёт на советском «суперсонике» один из пассажиров рейса Москва – Алма-Ата в далёком 1977-м: «Са­мое необычное – шум сверхзву­кового воздушного потока, обтекающегосамолёт. Точнее, сжатого воздуха, «облизывающе­го» Ту-144. Кроме равномерного гула двигателей слышно довольно громкое шипение, которое как бы дополняет и даже где‑то вытесня­ет шум двигателей: «Ш-ш-ш-ш…» У него нет конкретного источника, оно идёт отовсюду: с бортов, свер­ху, снизу самолёта. С чем его мож­но сравнить? С выходом сжатого воздуха из баллона под неболь­шим давлением. Кто работал, на­пример, на авиазаводе, где в цехах используется пневмоинструмент, тот знает этот шипящий звук…»

 

 

В ГОНКЕ СО ВРЕМЕНЕМ И КОНКУРЕНТАМИ

 

 

Сделанный в СССР сверхзвуко­вой Ту‑144 – самолёт, опередив­ший англо-французов (их пас­сажирский «Конкорд» поднялся в воздух позже) и своё время. Это же время оказалось к нему беспощадным. В мире сохранилось всего семь Ту-144. Один из них в Германии, в Зинсхайме, в мест­ном музее. Там прорывной проект советских инженеров и конструк­торов – один из наиболее ценных экспонатов.

 

 

Казанский же Ту-144, парадокс, больше 30 лет скучал за бетонным забором на окраине города. Лишь несколько лет назад было решено перевезти лайнер на новое место жительства и выставить на всеоб­щее обозрение. Легко сказать – перевезти: многотонная машина с гигантским размахом крыльев в городские улицы никак не впи­сывалась.

 

 

И тогда в КНИТУ‑КАИ разработа­ли специальную операцию, стоив­шую немалых денег… Потом, когда Ту‑144 «приземлился» в заданном районе, его «одели» в традици­онную аэрофлотовскую «форму» советского времени. А когда са­молёт предстал перед городом во всей красе, выяснилось, что он, как магнит, притягивает казанцев и гостей города.

 

 

Селфи на фоне лайнера, быв­шего гордостью великой страны, стали стремительно разлетаться по Сети. Поэтому решение авиа­ционного вуза превратить новую казанскую достопримечательность в интерактивный музей Ту‑144 стало логическим продолжением истории. Вот только реализовать замысел целиком на свои средства КНИТУ‑КАИ оказалось не под силу. Тупик?

 

 

Когда Владимир Путин встре­чался в Казани с представителя­ми общественности, ректор вуза Альберт Гильмутдинов обратил­ся к нему за помощью. Прези­дент заключил: «Идея хорошая, и конечно, нужно поддержать». Правда, попутно процитировал Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина, который на вопрос о цене Ту‑144 ответил: «Это знаю только я, но я никому не скажу…» «Я это говорю к тому, чтобы реализация вашего проекта была в рамках здравого смысла», – пояснил Владимир Путин.

 

 

 

 

 

ДОСЬЕ

 

 

Казанский Ту‑144 с бортовым номером 77107 (заводской номер 05-1) – представитель семьи первых в мире сверхзву­ковых пассажирских самолётов, разработанных в Советском Союзе в ОКБ Туполева. Впервые поднялся в небо в 1975 году. Использовался для испыта­тельных полётов. Практическая дальность полёта на сверхзвуке при взлётной массе 195 тонн (и коммерческой нагрузке 15 тонн) составила 3080 км. Бортовой номер 77107 имеет самый боль­шой налёт среди парка самолё­тов Ту-144: 830 часов и 455 посадок.

 

 

 

 

 

БАРЬЕР ЗВУКОВОЙ. И ФИНАНСОВЫЙ

 

 

В рамках здравого смысла ин­терактивный музей в принципе мог заработать уже летом. В доку­менте, подписанном Президентом РФ Владимиром Путиным в конце мая, сказано: «Министерству науки и высшего образования Россий­ской Федерации оказать содей­ствие созданию на базе Казанского национального исследовательско­го технического университета име­ни А.Н. Туполева – КАИ интерак­тивного музея техники, посвящён­ного отечественному авиастрое­нию, и обеспечить его открытие к началу мирового чемпионата по профессиональному мастер­ству по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Казани в 2019 году…»

 

 

Но с содействием министерства сразу, видимо, как‑то не сложи­лось, так что пока ваш корреспон­дент – один из немногих, кто смог «полетать» в пилотской кабине самолёта-музея, восстановленной и оснащённой технологией вир­туальной реальности с помощью Фонда президентских грантов. Впрочем, среди тех, кто уже со­вершил «полёт» на специальном симуляторе от Казани до столицы России, и министр науки и высше­го образования Михаил Котюков. Впечатлённый увиденным, он по­обещал: работа над реализацией проекта будет продолжена.

 

 

Что ещё появится в самолёте-му­зее к его официальному открытию? В части салона Ту‑144 в мельчай­ших деталях воссоздадут прежнюю обстановку, вернут на свои места пассажирские кресла. А в другой части устроят интерактивную зону, где все желающие смогут изучать законы физики. Не по учебникам – вживую. Здесь, например, предпо­лагается установить небольшую аэродинамическую трубу. А рядом с самолётом построят музейное здание. Внутри – уникальный дви­гатель «суперсоника», макеты са­молётов, панорамный кинотеатр… Здесь можно будет узнать всё про историю сверхзвукового Ту-144, впервые преодолевшего звуковой барьер 5 июня 1969 года, – раньше англо-французского конкурента.

 

 

 

 

 

КСТАТИ

 

 

Первым с идеей открыть в Ту‑144 интерактивный музей выступил жур­нал «Татарстан». В публикации «Полёты в мечтах и наяву» (см. «Татар­стан», июль 2016 г.) было подробно рассказано, каким мог бы быть музей Ту‑144 в Казани. Удивительно, но очень многое из того нашего репорта­жа из будущего спустя три года стало реальностью.

 

 

ГЛАЗУНЬЯ НА КРЫЛЕ

 

 

А теперь попробуем предста­вить, как всё будет выглядеть в действительности. Вот вы под­нимаетесь по трапу, дотрагивае­тесь до фюзеляжа – он чуть тёплый от полуденного солнца. Бортпрово­дник, выполняющий обязанности экскурсовода, поясняет:

 

 

– Говорили, что сразу после по­лёта на крыле «суперсоника» мож­но было жарить яичницу – мол, так оно разогревалось. Это, конеч­но, шутка, но очень правдоподоб­ная. На высоте под 20 тысяч метров при скорости 2500 км/ч обшивка раскалялась до 150 градусов!

 

 

Корпус корабля выдерживал почти космические перепады температур.

 

 

Дальше – добро пожаловать в са­лон Ту-144! Пять рядов кресел, бе­лые подголовники, кнопки вызова бортпроводников (работающие!) и советские газеты прошлого века – на откидных столиках. Об­становка – точь-в-точь как в сало­не знаменитого аэрофлотовского флагмана.

 

 

Ту-144 первым среди пасса­жирских лайнеров преодолел звуковой барьер, но вот с нача­лом регулярных рейсов СССР от­стал. Только после того как генсек Леонид Брежнев в заграничном турне увидел «Конкорд» в деле, была дана команда начать «наши» пассажирские полёты. Притом что советский сверхзвуковой самолёт и аэродромные службы по большому счёту ещё были к это­му не совсем готовы. Рассказы­вают, после первого рекламного вылета из Внукова сажать лайнер пришлось на другом аэродроме, так как раскалённые газы от дви­гателей повредили взлётную по­лосу. А каждый регулярный полёт из столицы в Алма‑Ату лётчики называли «поцелуем тигра» – дело в том, что у Ту‑144 практически не было резервного запаса топлива и в случае непогоды в столице Ка­захстана до запасного аэродрома самолёт мог просто не дотянуть…

 

 

Пока экскурсовод рассказывает про чудо-самолёт, мы, «пассажи­ры», расположившись в креслах, дегустируем фирменное бортовое питание – точно такое, с бокалом каберне или рислинга, предлага­ли на рейсе Москва – Алма-Ата больше 40 лет назад. Это, кстати, был единственный регулярный пассажирский рейс, который в 1977-м, всего год, выполнял Ту-144. Расстояние до столицы Казахстана самолёт преодолевал за два часа, а билет стоил 80 ру­блей – ненамного меньше средней месячной зарплаты в СССР.

 

 

Есть легенда, что каждому, кто пользовался этим рейсом, в паспорт ставили штампик: «Ле­тал на Ту-144!» Кстати, почему бы и здесь каждому, кто побывал на борту, не ставить специальный штампик на открытке с изобра­жением советского конкурента англо-французского «Конкорда» – на долгую память?

 

 

ЭФФЕКТ СВОБОДНОГО ПОЛЁТА

 

 

Самое увлекательное – «на де­серт». Пилотская кабина. Здесь вам расскажут, что первые эки­пажи сверхзвуковых пассажир­ских лайнеров летали в специ­альных высотных костюмах – на случай внезапной разгерме­тизации…

 

 

Вам позволят «порулить» не­большими крыльями в носовой части – это особенность кон­струкции Ту-144, которая до­бавляла машине устойчивости при взлёте и посадке. А потом дадут добро на «вылет»…

 

 

Когда «полёт» будет подходить к концу, послушный вашим ко­мандам лайнер опустит журав­линый нос и плавно коснётся бетонки. Гул двигателей посте­пенно затихнет, но вы ещё долго будете находиться под впечат­лением – ощущение от полёта будет абсолютным!

 

 

%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c-2

 

 

Среди тех, кто уже совершил «полёт» на специальном си­муляторе от Казани до столицы России, и министр науки и высшего образо­вания РФ Михаил Котюков.

 

 

%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

 

 

Пилотская кабина. Здесь вам рас­скажут, что пер­вые экипажи сверхзвуковых пассажирских лайнеров летали в специальных высотных костю­мах – на случай внезапной раз­герметизации…

 

 

%d1%83%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0-%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82-%d0%bc%d0%b0%d0%b9-2017

 

 

Несколько лет назад было решено перевезти лайнер на новое место жительства и выставить на всеобщее обозрение.

 

 

%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0

 

 

Легко сказать – перевезти: многотонная машина с гигантским размахом крыльев в городские улицы никак не вписывалась.

 

 

%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d1%8b-2017-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c

 

 

Когда Ту‑144 «приземлился» в заданном рай­оне, его «одели» в традиционную аэрофлотовскую «форму» совет­ского времени.

 

 

%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%82-%d0%b2-%d0%ba%d0%b0%d0%bc%d0%bf%d1%83%d1%81%d0%b5-%d0%ba%d0%bd%d0%b8%d1%82%d1%83-%d0%ba%d0%b0%d0%b8

 

 

ЧТО:

 

 

Интерактивный музей техники на базе самолёта Ту-144

 

 

ГДЕ:

 

 

Казань, улица Четаева, д. 18а

 

 

КОГДА:

 

 

Музей официально не открыт, но полюбо­ваться поставленным на постамент лай­нером может любой желающий. Лучший вид – с проспекта Фатиха Амирхана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Аскар Сабиров

 

 

Фото предоставлены пресс-службой КНИТУ‑КАИ имени Туполева

 

 

Журнал "Татарстан", 2019.

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5819 человек