Развитие культуры в середине 1940-х – 1980-х гг.

Развитие культуры в середине 1940-х – 1980-х гг.

Татарская культура испытала на себе отсутствие свободы слова, жесткий идеологический контроль. Дважды сменившийся еще в предвоенные годы алфавит, политические императивы в трактовке татарской истории, выискивание «нездоровых националистических происков» в творчестве национальной интеллигенции создавали некую «презумпцию виновности» у татарского народа и определяли характер развития татарской культуры в советский период. Но, отдавая дань времени, писатели, композиторы, художники пытались создать достоверный облик своих современников, своей эпохи.

В послевоенные годы видное место в творчестве занимала военная тема. Героической романтикой, духом патриотизма были пронизаны романы бывшего военного разведчика Абдурахмана Абсалямова «Орлята», «Газинур». В драме «Песня жизни» бывший литературный сотрудник и военный корреспондент фронтовой газеты «За Родину» Мирсай Амир вывел образы женщин, взваливших на свои плечи тяготы суровых военных лет. В годы войны начал писать свой роман «Честь» Гумер Баширов, воспроизведя в нём жизнь татарской деревни. Произведение было переведено на многие языки народов СССР и удостоено Сталинской премии. В послевоенный период лучшие свои произведения, в том числе повесть «Цветут яблони», первую часть трилогии «Хлеб, винтовка и любовь» создал Ибрагим Гази. Классическим произведением социалистического реализма стал историко-революционный роман «Весенние ветры» Кави Наджми, также удостоенный Сталинской премии. Его признали крупным достижением многонациональной советской литературы и перевели на 26 языков народов СССР.

Свои обретения были в области музыкального искусства. Назиб Жиганов написал оперы «Поэт», «Честь». Его сюита на татарские темы удостоилась Сталинской премии. Мансур Музафаров в симфонической поэме, посвящённой Г. Тукаю, впервые в татарской музыке создал убедительный образ реальной исторической личности, поднял тему «Поэт и народ». Сочетанием реалистических картин жизни со сказочно-фантастическими образами стал балет «Горная быль» Александра Ключарёва.

Рядом работ пополнился художественный фонд. К 30-летию республики Харис Якупов совместно с Лотфуллой Фаттаховым создали большое историческое полотно «Подписание договора об образовании Татарской АССР», отмеченное Сталинской премией. В число основных произведений Л.Фаттахова вошли его картина «Хлеба созрели», иллюстрации к книге К.Наджми «Весенние ветры». Последовательно развивал шишкинские традиции русского реалистического пейзажа Кондрат Максимов («Дорога на Каму», «Рожь», «Лесные дали»). Он создал и произведения камерно-лирического и сказочно-романтического характера («Ночь, когда цветёт папоротник», «Алёнушка», «Царство Кощея»).

Значительный творческий подъём переживала культура республики в период оттепели. Читателю были возвращены имена и произведения Х.Туфана, Ф.Бурнаша, К.Тинчурина, М.Галяу. Литераторы активно разрабатывали темы интеллигенции, молодёжи (Г.Ахунов «Краса юности», Н.Фаттах «А как по-вашему?», Х.Вахит «Первая любовь»), рабочего класса, индустриального строительства (А.Абсалямов «Огонь неугасимый», Г.Ахунов «Клад», И.Гази «Обыкновенные люди»). Многопланово проявился интерес к духовному миру человека, морально-этическим проблемам (М.Амир» Моя жена», Х.Вахит «Где же ты?», А.Еники «Болотный цветок», «Марево», Н.Исанбет «Зифа», А.Расих «Весенние голоса», «Опасный эксперимент», Х.Туфан «Песни, стихи», Ф.Хусни «Тропа пешехода»). Осваивался духовно-нравственный опыт татарского народа (Г.Баширов «Тысяча и один мэзэк», Н.Исанбет «Татарские народные пословицы»). Появился научно-фантастический жанр (В.В. Корчагин «Тайна реки злых духов»). Одной из центральных тем по-прежнему была тема Великой отечественной войны, ратного и трудового героизма (А.Абсалямов «Вечный человек», М.Амир «Люди из Ялантау», «Чистая душа», М.С. Бубеннов «Орлиная степь», Б.Зернит «Песнь на плахе», Н.Даули «Между жизнью и смертью», Р.Ишмурат «Бессмертная песнь», Г.А. Паушкин «На дальней заставе», «Птицы улетели», З.Нури «Откровенный разговор», «Восхождение»).

Заметное место в культурной жизни республики заняло открытое в начале 1960-х гг. театральное училище. С неизменным аншлагом проходили спектакли Татарского государственного академического театра им. Г.Камала. Своей популярностью он был обязан игре актеров Х.Абжалилова, Г.Булатовой, Ф.Кульбарисова, А.Хайруллиной, Г.Шамукова, Ф.Халитова и др. В 1957 г. Татарский театр был награжден орденом Ленина. Тогда же звание народного артиста СССР было присвоено композитору Н.Жиганову, артистам Х.Абжалилову. Сотни людей приобщались к лучшим образцам музыкального классического искусства на постановках Татарского театра оперы и балета. Определенное место в репертуаре театра занимали произведения татарских композиторов – опера «Джалиль» Н.Жиганова, балеты «Раушан» З.Хабибуллина, «Кисекбаш» Р.Губайдуллина.

В 1950-е гг. в работах целой группы художников получили дальнейшее развитие реалистические традиции национально-региональной школы. Н.Бикташев создал иллюстрации к книге А.Файзи «Тукай», Л.Фаттахов совместно с Х.Якуповым – к сборнику «Татарские народные сказки», Б.Урманче – к стихотворениям Дэрдменда, А. Тумашев выполнил декорации к спектаклям «Потоки» Т.Гиззата, «Тагир и Зухра» Ф.Бурнаша, «Четыре жениха Диляфруз» Т.Минуллина. Современниц запечатлели В.Куделькин («Юная художница», «Волжанка»), И.Рафиков («Портрет актрисы Г.Болгарской»). В пейзажном жанре работали М.Усманов («Дорога в Бавлах»), А.Прокопьев («Волга», «После дождя»). Радость повседневной жизни открывали полотна И.Рафикова «В гости», Р. Нурмухаметова «За самоваром», Л.Фаттахова «Свежие срубы». Нефтяные мотивы воплотилась в картине А.Бурлая «Нефть пошла». А.Бурлай отразил также подвиг М.П. Девятаева («Земля родная»), Х.Якупов – М.Джалиля («Перед приговором»).

В 1950–1960-е гг. появились крупные произведения монументальной скульптуры. Большой вклад в архитектуру Казани внес И.Г. Гайнутдинов. Самые знаменитые его проекты – это театр оперы и балета им. М. Джалиля и здание речного вокзала. В первом проекте удачно сочетаются принципы классики и татарского орнаментального декора. Во втором – воплощен поиск новых архитектурных решений, отразивших современный уровень технологии строительства. Другим видным архитектором, внесшим значительный вклад в архитектуру Казани 1940–1980-х гг., был А.Г. Бикчентаев. Он – автор проектов многих крупных общественных и жилых зданий, преимущественно в центральной части столицы Татарстана.

К периоду «оттепели» относится создание скульптором С.Ахуном портретов-бюстов С.Сайдашева и М.Джалиля. Совместно со скульпторами Л.Кербелем, В.Писаревским и архитектором Л.Павловским он исполнил монументальный бронзовый памятник Г.Тукаю, установленный в Казани в 1958 г. Ученица С. Ахуна Р.Нигматуллина создала скульптурный портрет драматического актёра Х.Абжалилова. Его ученик В.Маликов стал автором скульптурного портрета «М.Вахитов».

В 1950-е гг. началась творческая деятельность нового поколения татарских композиторов. Оригинальные музыкальные произведения создали Э.Бакиров (опера «Тукай», балет «Золотой гребень», музыкальная комедия «Мелодия тальянки»), Х.Валиуллин (опера «Самат», симфония, симфонические поэмы), Р.Яхин (песни и романсы). В культурной жизни широко была представлена музыка Н.Жиганова, А.Лемана, М.Музаффарова. Сотни людей приобщались к лучшим образцам музыкального классического искусства на постановках Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля. Значительное место в его репертуаре занимали произведения татарских композиторов: опера «Джалиль» Н.Жиганова, балеты «Раушан» З.Хабибуллина, «Кисекбаш» Р.Губайдуллина.

С неизменным аншлагом проходили спектакли Татарского государственного академического театра имени Г.Камала. Своей популярностью театр был обязан игре Х.Абжалилова, Г.Булатовой, Ф.Кульбарисова, А.Хайруллиной, В.Минкиной, Г.Шамукова, Ф.Халитова и других мастеров сцены. В 1957 г. Татарский театр был награжден орденом Ленина. Большим успехом у публики пользовались спектакли Казанского Большого драматического театра имени В.И. Качалова. Зрителей привлекали такие новые постановки, как «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского, «Мать своих детей» А.Афиногенова, «Фабричная девчонка» А.Володина, «Бессмертная песнь» Р.Ишмурата, «Юность буревестника» М.Елизаровой. В 1957 г. коллектив театра был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В репертуаре Казанского театра юного зрителя большое место занимали спектакли, воспевавшие подвиг народа в Великой Отечественной войне («Сын полка» В.Катаева, «Настоящий человек» по повести Б.Полевого, «Анютины глазки» Т.Ян, «Парень из нашего города» К.Симонова). Воплощение на сцене ТЮЗа нашли и темы этики, духовного становления личности молодого человека и нравственного выбора («В добрый час», «В поисках радости» В.Розова, «Два цвета» А.Зака, Н.Кузнецова).

В начале 1960-х гг. начала действовать Казанская студия кинохроники. Её сотрудники сняли сюжеты «Нефтепровод через Волгу», «По местам боёв», «Ракета на Луне» и документальные фильмы «Казанскому университету 150 лет», «Искусство Советской Татарии», «У нефтяников Татарии».

Возросшее мастерство творческих деятелей республики продемонстрировала проведенная в 1957 г. Декада татарской литературы и искусства в Москве. В её рамках свои лучшие спектакли показали Татарский государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля, Казанский Большой драматический русский театр имени В.И. Качалова, Татарский академический театр имени Г.Камала. В залах Академии художеств СССР было выставлено более 700 произведений изобразительного искусства Татарстана. Большая группа представителей творческой интеллигенции стала лауреатами учреждённой в 1958 г. Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая. Так были отмечены авторы выдающихся произведений литературы и искусства, обладавших своеобразием стиля, новизной и оригинальностью. Композитор Н.Жиганов и актёр театра им. В.И. Качалова Н.Якушенко одними из первых в республике были удостоены звания «Народный артист СССР».

В 1958 г. была учреждена премия Г.Тукая, присуждавшаяся за особые успехи в области художественной культуры. Первыми лауреатами премии стали Ф.Яруллин (балет «Шурале»), А.Файзи (роман «Тукай»), режиссер Ш.Сарымсаков, художник А.Тумашев, актеры Х.Абжалилов, А.Хайруллина и Ф.Кульбарисов (спектакль «Без ветрил»), художники Х.Якупов и Л.Фаттахов (иллюстрации к татарским сказкам), режиссер Н.Даутов (постановка опер «Алтынчеч» и «Евгений Онегин»).

В конце 1950-х гг. в атмосфере нараставшей демократизации в стране и под воздействием настоятельных выступлений интеллигенции в республике был принят ряд мер, направленных на создание более благоприятных условий для развития татарского языка. В 1950-е гг. сфера применения татарского языка стремительно сужалась, особенно в столице республики. Быстрые темпы роста промышленного развития приводили к соответственному росту населения в городах, где средством общения на производстве, в учреждениях все чаще становился русский язык. В этой ситуации создавалось ощущение бесперспективности совершенного знания родного языка, культуры. Это ускоряло процесс русификации особенно среди городских татар и вызывало снижение авторитета национальных школ. В 1958 г. после широкого обсуждения с творческой интеллигенцией руководство обкома КПСС, заручившись поддержкой ЦК КПСС приняло постановление о мерах улучшения работы национальных школ. Однако уже через два года оно было отменено. Начались новые гонения на национальную интеллигенцию. Идеологические заморозки проявились в прекращении в 1961 г. присуждения премии им. Г.Тукая. Ее новые лауреаты появились лишь через пять лет.

В 1960–1980-е гг., несмотря на отсутствие духовной свободы, тематический диапазон творчества расширялся. В литературе в нравственно-психологическом ключе осмысливался опыт военных лет (романы «Мусса» Ш.Маннура, «У каждого жизнь одна» Х.Камалова, повесть «Разрушенный бастион» Н.Даули). Зарождалось новое прочтение далёкого прошлого татарского народа и событий ХХ столетия (романы «Итиль-река течёт», «Свистящие стрелы» Н.Фаттаха, повесть «Ардуан батыр» Г.Ахунова, роман «Чулман – река внуков» Э.Касимова). Шёл поиск глубинных основ народной жизни, истоков нравственной стойкости, духовной красоты человека (романы «Белые цветы» А.Абсалямова, «За околицей зелёные луга», повести «Петух на плетне», «Три аршина земли» А.Гилязова, рассказы «Невысказанное завещание», Совесть А.Еники, роман «Два холостяка» А.Расиха). Популярность обретала сформировавшаяся деревенская проза (повести «О чём поют капли», «Ягодные поляны» Р.Тухватуллина, романы «Водовороты», «Кубрат-хан» М.Хабибуллина, «Пять сыновей одной матери» Хасана Сарьяна). В литературных произведениях получила воплощение тема родной земли, малой родины (повести «Родимый край – зелёная колыбель» Г.Баширова, «Человек уходит – песня остаётся» М.Магдеева). Необыкновенный подъём переживала документальная проза (произведения Р.Мустафина, Ш.Ракипова, А.Маликова). В полный поэтический голос заявило о себе поколение 1940-х гг. (Р.Харис, Р.Файзуллин, Зульфат, М. Аглямов и др.) Духовный мир современника, кровная связь человека с историей народа, Родины – центральная тема татарской поэзии середины 1960 – середины 1980-х гг.

Различные идейно-тематические пласты осваивали мастера изобразительных искусств республики. Создание при Союзе художников ТАССР творческих групп для работы на строительстве объектов КамАЗа, нефтяной и нефтехимической индустрии, в сёлах привело к широкому воплощению производственной темы. Трудовую жизнь республики запечатлели полотна Н.А. Бикташева («Монтажница», «Герой Социалистического Труда газопроводчик И.Шайхутдинов»), В.И. Куделькина («Волгари», «Портрет передовых доярок бригады Н. Кузьмина села Никольского Куйбышевского района ТАССР», «Потрет бригадиров-строителей КамАЗа Салахова и Новолодского»), В.Н. Скобеева (триптих «Русское поле», «Чайки над Камой»), линогравюры Э.Г. Ситдикова («Люди Кзыл-Байрака», «У бавлинских нефтяников»), Э.Я. Зарипова («Страда», «Дед»), серия плакатов И.Л. Язынина («Строители КамАЗа»). Развивался исторический жанр, инициируемый юбилейными торжествами, посвящёнными крупным представителям татарской культуры, государственным и революционным праздникам («Казанские студенты. Год 1887-й» Х.А. Якупова, «Тукай в Кырлае» А.Х. Абдрашитова, «Сон Тукая» А.А. Абзгильдина, «Лирический портрет М.Джалиля» В.Н. Скобеева). Целый ряд работ запечатлел природу родного края («Камские просторы» В.А. Попова, «Дары лесов» Е.В. Зуева, «Майский вечер» С.О. Лывина, «Большая вода» А.Л. Прокопьева, «Куйбышевское море» K.E. Maкcимoва). Монументальные росписи и произведения станковой живописи «В родном ауле», «Зульфия – казанская красавица» были созданы И.Зариповым. Последняя картина представляла советское изобразительное искусство на международных выставках в Париже и Вестбадене вместе с работами Дейнеки, Пластова и Корина.

Новые произведения появились в области портретной («Г.Тукай», «Математик Якушев», «Актёр Г.Шамуков» Н.Адылова, «Дирижёр Натан Рахлин» В.И. Рогожкина) и монументальной («Павшим в борьбе за Советскую власть» В.М. Маликова, «А.М. Бутлеров» Ю.Г. Орехова) скульптуры. Серию скульптур «Сагыш», «Весенние мелодии», «Тулпар», «Г.Тукай» создал Б.Урманче.

Новыми именами пополнилась татарская композиторская школа. В 1960-е гг. начинают работать Ф.Ахметов, Р.Белялов, Р.Еникеев, Б.Мулюков, И.Якубов, М.Яруллин. В 1970-е гг. на суд критиков и слушателей представляют свои музыкальные произведения Р.Абдуллин, Л.Батыр-Булгари, Р.Еникеева, Б.Мулюков, Ш.Тимербулатов, Л.Хайрутдинова, А.Шарафеев, Ш.Шарифуллин, И.Шамсутдинова. В ряде сочинений разрабатывается новая стилистика национальной музыки, получают современную интерпретацию её фольклорные истоки. На большой сцене симфонические произведения татарских композиторов начинали звучать в исполнении созданного в 1966 г. Государственного симфонического оркестра ТАССР (организатор и первый художественный руководитель Н.Рахлин).

Студенческое конструкторское бюро под руководством Б.М. Галеева осуществляло экспериментальные разработки в области светомузыки. Им было создано несколько светомузыкальных инструментов, выпущен ряд широкоэкранных светомузыкальных фильмов.

Постоянного зрителя имел Татарский театр оперы и балета им. М.Джалиля. Большим событием в его творческой жизни стала премьера балета Э.З. Бакирова «Су анасы» («Водяная»). В 1982 г. по инициативе театра был учреждён оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина.

О большом интересе к татарской культуре свидетельствовали неизменные аншлаги в Татарском академическом театре имени Г.Камала и Татарском республиканском передвижном театре (ныне Татарский театр драмы и комедии им. К.Тинчурина). Значительными событиями в театральной жизни стали постановки сценических произведений «Голубая шаль», «Угасшие звезды» К.Тинчурина, «Миркай и Айсылу» Н.Исанбета, «Мама приехала» Ш.Хусаинова, «Альмандар из Альдермыша» Т.Миннуллина, «Тополёк мой в красной косынке» Ч.Айтматова, трилогии о Миляуше.

В Казанском Большом драматическом театре имени В.И. Качалова сменилось поколение актёров. Иными стали эстетика театра, живописно-поэтическое оформление спектаклей. В репертуаре ведущее положение заняла современная драматургия. Популярностью пользовались спектакли «Традиционный сбор» (В.С. Розов), «Бал воров и Медея» (Ж.Ануйя), «Проводы» (И.М. Дворецкий), «Быть или не быть» (У.Гибсон), «А как будешь королём» (Т.Новак), «Сон о белых горах» (по повести В.П. Астафьева Царь-рыба). Афиши сообщали о таких постановках, как «Преступление и наказание» (по роману Ф.М. Достоевского), «Зыковы» и «Варвары» (М. Горький), «Баня» (В.В. Маяковский), «Бег» (М.А. Булгаков).

Продолжил обращение к проблемам нравственности Казанский театр юного зрителя (спектакли «Они и мы» Н.Г. Долининой, «Мужчина 17 лет» И.М. Дворецкого, «Выбор» А.А. Дударева). Сложный процесс становления современного подростка отражали спектакли «А Воробьёв стёкла не выбивал», «Пеппи Длинный чулок», «Остановите Малахова», «Гуманоид в небе мчится», «Бойкот». На сцене ТЮЗа ставилась также русская и мировая классика («Сон в летнюю ночь» У.Шекспира, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Гроза» А.Н. Островского). На открывшейся в 1983 г. Малой сцене шли спектакли «Степан Разин», «Бедные люди», «Опасный поворот».

Песни и романсы татарских композиторов популяризировали признанные исполнители А.Авзалова, Ш.Ахметзянов, Э.Залялетдинов, Р.Ибрагимов, И.Шакиров.

Труд многих творческих деятелей получил высокую оценку. Так, Государственной премии республики им. Г.Тукая были удостоены Х.Туфан, И.Гази, Г.Ахунов, А.Еники, А.Гилязов, Государственной премии РСФСР им. М.Горького – Сибгат Хаким. Лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Репина в области изобразительного искусства стал художник Х.Якупов, Государственной премии им. Тукая – скульптор В.Маликов, живописец Н.Кузнецов. Тукаевская премия была вручена Б.Урманче.

Таким образом, интеллигенция, обладающая не только незаурядным интеллектом, но и истинной, а не декларируемой любовью к родному народу, родине, своим трудом и социальной позицией служили тому, чтобы в процессе модернизации культурная составляющая татарского народа заняла достойное место.

Автор: Альфия Габдульнуровна Галлямова, доктор исторических наук, ВНС отдела новейшей истории Института им. Ш. Марджани, заслуженный деятель науки РТ.

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5819 человек