АБЖАЛИЛОВ Халил Галеевич

АБЖАЛИЛОВ Халил Галеевич

АБЖАЛИ`ЛОВ (Ђбќђлилев) Халил Галеевич (17.9.1896, д. Мустафино Шарлыцкого у. Оренбургской губ. — 18.3.1963, Казань), драм. актёр. Нар. артист ТАССР, РСФСР, СССР (1944, 1950, 1957). Трудовую деятельность начал в 1906. В 1916 вступил в Оренбургскую татар. театр. труппу «Ширкат». В 1918–20 один из организаторов, актёр и режиссёр «Восточного театра» в г.Оренбург. В 1920–22 участвовал в орг-ции узб. т-ров в гг. Бухара и Хива, в 1923–24 работал в Астраханском т-ре. В 1924–28 снимался в фильмах Бухарской киностудии «Минарет смерти» (атаман Курбаши), «Шакалы Равата» (Абдул Неби-бай), «Из-под сводов мечети», «Крытый фургон», «Прокажённые», «Вторая жена» и др. В 1928 приглашён в труппу Татар. академ. т-ра (Казань). Оказавшись рядом с вед. мастерами татар. сцены, он начал учиться у них мастерству по новой для себя системе, осваивал глубину психол. анализа роли и точность отбора деталей внеш. рисунка. Значит. успехами были отмечены первые работы актёра — роли Боцмана («Разлом» Б.Лавренёва, 1928), Бадри («Галиябану» М.Файзи, 1929), Старого артельщика («Ввороньем гнезде» Ш.Камала, 1929). Работая над техникой внутр. перевоплощения, А. выверял логику поступков каждого своего героя, настойчиво продолжал поиски средств выразительности, смело прибегая, особенно при воплощении отрицательных характеров, к приёмам гиперболизации и откровенной буффонады. Гротесковой фигурой в его исполнении становился Сиражетдин («Банкрот» Г.Камала, 1933), с подлинным трагизмом была сыграна роль музыканта Миллера («Коварство и любовь» Ф.Шиллера, 1934). Впоследующих работах актёр переносит осн. внимание на подробнейшую разработку внутр. жизни образа. Убедительными были его работы в ролях Профессора Мамлока (о.п. Ф.Вольфа, 1935), Якова Бардина («Враги» М.Горького, 1936). Наиб. значит. достижением этого периода можно считать образ крестьянина-бедняка Биктемира («Потоки» Т.Гиззата, 1937), через к-рый показан процесс роста самосознания, духовного возрождения народа и внутр. перерождения самого героя. В 1939 получил звание засл. артиста ТАССР. Подлинным событием стал созданный А. образ Ходжи Насретдина (о.п. Н.Исанбета, 1940), за к-рый актёр был удостоен почёт. звания засл. артиста РСФСР. В его исполнении Насретдин стал воплощением мудрости и оптимизма, непобедимости нар. духа. Своеобразием был отмечен образ Лира («Король Лир» У.Шекспира, 1944). Соединяя филос. и лирическое начала  в трактовке образа короля, актёр выразительно раскрывал его страдания в процессе познания жизни и трагедию доверчивого отца, обманутого любимыми дочерьми. Спектакли с участием А. в ролях Насретдина, Биктемира и Лира были показаны в Москве в 1957 во время Декады татар. иск-ва и лит-ры. Выдающимся было признано исполнение А. роли Мисбаха («Без ветрил» К.Тинчурина, 1958). Как один из крупнейших мастеров татар. сцен. иск-ва, А.своим творчеством мн. годы определял уровень его развития. Каждый образ, созданный актёром, отличали глубокая мысль, точность социальной характеристики, гражд. пафос. В равной степени владел средствами комического гротеска и возвышенного трагизма, творчески и органично соединял иск-во психол. анализа по системе К.С.Станиславского и традиции нац. исполнительской культуры. А.активно участвовал в обществ. и культ. жизни Казани и республики: в 1941–53 пред. Татар. отд-ния ВТО, член Сов. к-та Всемир. Совета Мира. Деп. ВС ТАССР в 1947–59. Гос. пр. ТАССР им. Г.Тукая (1958). На доме №17/9 по ул. Горького в Казани, где А. жил с 1940, установлена мемор. доска, одна из улиц города носит его имя. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.

 

Др. роли: Акбердин («На Кандре» К.Тинчурина), Чадов («Жизнь зовёт» В.Билль-Белоцерковского), Яго («Отелло» У.Шекспира), Клоун («Салют, Испания!» А.Афиногенова), Шмага, Кучумов («Без вины виноватые», «Бешеные деньги» А.Островского), Карим-бай («Несчастный юноша» Г.Камала), Гильманов («Минникамал» М.Амира), Захар Бардин («Враги» М.Горького).

 

 

Лит.: Крыжицкий Г. Корифей татарского театра // Театр. 1959. № 4; Народные артисты. К.,1980; Кумысников Х.Л. Халил Абжалилов. К., 1984.

 

 

Х.Л.Кумысников.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек