БУРНАШ Фатхи Закирович
БУРНА`Ш (Бурнашев) Фатхи (Фатхелислам) Закирович (13.1.1898, д. Бикшик, ныне Батыревского р-на Чувашской Респ. — 1.8.1942), поэт, драматург, журналист, обществ. деятель. Родился в семье муллы. Учился в медресе «Мухаммадия» (1907–16). В 1916 экстерном сдал экзамен за курс Казан. татар. учительской школы. Работал учителем, редактором газ. «Танг» (1918–20), одновр. газ. «Кызыл Армия» (1921), «Татарстан» (1921–24), «Безнен байрак» (1922–24). Б. — один из организаторов и первый редактор ж. «Чаян» (1923–24). В 1924–28 на парт. работе, в 1927–28 директор Татар. академ. т-ра, в 1930-е гг. работал в Татиздате, оп. студии при Татар. т-ре оперы и балета.
Первые лит. опыты относятся к сер. 1910-х гг.: для труппы «Сайяр» перевёл на татар. язык пьесу С.Найдёнова «Дети Ванюшина» (1914), написал свои первые пьесы «Язмыш» («Судьба», 1914; пост. в 1917), «Сукбай» («Бродяга», 1915; пост. в 1917), «Саташкан кыз» («Безумная девушка», 1916; пост. в 1917). Опубликовал в ж. «Анг», «Ак юл» первые стихи и поэмы, трагедию «Таџир-Зљџрђ» («Тахир и Зухра», 1917; пост. в 1918), комедию «Яшь йљрђклђр» («Молодые сердца», 1917; пост. в 1918), к-рые принесли ему широкое признание. В годы Гражд. войны опубликовал св. 15поэм, большое кол-во стихов, рассказов, памфлетов, проникнутых духом отрицания старого мира, мотивами борьбы за социальную справедливость, за рев. преобразование об-ва. В дальнейшем эти мотивы получили развитие в комедии «Камали карт» («Старик Камали», 1925), драме «Адашкан кыз» («Заблудшая девушка», 1920–26; пост. в 1927), трагедии «Хљсђен Мирза» («Хусаин Мирза», 1919–26; пост. в 1927), сатирической комедии «Илџам» («Вдохновение», 1928). Герои этих пьес посвятили себя борьбе за социальное освобождение народа, ратовали за новую мораль. В романтической драме «Лачыннар» («Соколы», 1931; пост. в 1933), ист.-рев. драме «Таћ» («Заря», 1932) воссозданы картины Гражд. войны; в драме «Олы юл белђн» («По большой дороге», 1929–30); комедии «Ялгыз Ярулла» («Единоличник Ярулла», 1940) показано стремление крестьянина найти своё место в колх. жизни; в драме «Тукучы Ђсма» («Ткачиха Асма», 1931; пост. в 1932) отражена производств. тема. В поэме «Мин калдырдым пар казанын» («Я оставил паровой котёл», 1930) автор показал противоборство частнособственнической психологии с зарождавшимися соц. принципами коллективизма. Им написаны тексты марша «Колхозчылар маршы» («Марш колхозников», 1933), посвящений «Мђќит ага хђтирђсе» («Память о Маджите ага», 1934), «Горький истђлеге» («Памяти Горького», 1936) и др. Перевёл на татар. язык ром. в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1939), пов. Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» («Хаќи Морат», 1935), ром. И.С.Тургенева «Отцы и дети» («Аталар џђм балалар», 1932) и Н.А.Островского «Как закалялась сталь» («Корыч ничек чыныкты», 1936–37; совм. с А.Ш.Шамовым и Г.Я.Хабибом). Б. — автор пяти оп. либретто (в т.ч. «Тагир и Зухра», «Радость», «Молодые сердца»), рассказов, а также многочисл. публицист. статей, рецензий, к-рые сыграли заметную роль в формировании идейно-эстетических принципов татар. сов. лит-ры и театр. иск-ва. В 1922 был избран чл. ЦИК ТАССР. В 1940 по необоснованному обвинению в пропаганде национализма был осуждён на 10 лет лагерей), в 1942 приговорён к расстрелу. Реабилитирован посмертно (1956).
Соч.: Сайланма ђсђрлђр: 2 томда. К., 1959; Яшь йљрђклђр: Пьесалар, шигырьлђр, поэмалар. К., 1969; Ђдђбият џђм сђнгать турында: Мђкалђлђр, рецензиялђр. К., 1978.
Лит.: История татарской советской литературы. М., 1965; Драматург, оставшийся поэтом // Ахмадуллин А. Горизонты татарской драмы. К., 1983.
А.Г.Ахмадуллин.
Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан