Дербедень. Дери-бери средь бела дня
На углу Советской и Социалистической. Почему в Альметьевском районе такая… Дербедень
Поездка в нефтяную столицу Татарстана закончилась для «Татарстана» полной… Дербеденью. Согласно указателю, на котором эта самая Дербедень чёрным по белому и написана.
МОЛОДОЙ АКСАКАЛ
Живописная деревенька встретила нас самодельным шлагбаумом через центральную дорогу улицы Советская и изрешечённым бандитскими пулями автомобилем марки «Лада Калина». Далее пробирались с опаской – мало ли где снайпер затаился. Но снайпер не обозначился. Зато обозначился Андрей Михайлович Токарев – дербеденьский долгожитель 87 лет. Он, как и полагается деревенскому аксакалу, сидел на завалинке, созерцая происходящее и мимопроходящее.
– А вы откуда? – поинтересовался он, дождавшись, пока мы пролезем под шлагбаумом.
И узнав откуда, понимающе закивал головой:
– Ааааа… Работа, значит, такая. Хошь не хошь, а езжай хоть на край света…
Андрей Михайлович немного помолчал, вспоминая свою работу.
– Я ведь тоже грузчиком всю жизнь… Мешки таскал. Вот на этой спине, – он продемонстрировал нам свою спину в фас и в профиль.
Ничего так спина – сильная.
– Мне уж девяносто лет доходит, – добавил к вышесказанному Андрей Михайлович. – А все говорят: не тянешь ты на столько лет, моложе выглядишь. Не верят.
Мы согласились со всеми: Андрей Михайлович действительно выглядел молодцом.
– Тут у нас две улицы: Советская и вон там в проулке – Социалистическая, – продолжил он. – А раньше не улицы здесь были, а концы: Герасимов конец, Васянин, Савельев, Фролов… Социалистическая называлась Фролов конец, там ещё родник есть. Хорошо у нас – петухи поют, козы есть, только коров нету. Не на чем им сено возить – вот и нету.
Деревенька встретила самодельным шлагбаумом через центральную дорогу улицы Советская…
КОГДА Я БЫЛ У ШАЙКИ АТАМАНОМ…
Распрощавшись с одним долгожителем, тут же, на соседней завалинке, обнаруживаем ещё двоих – бабу Тамару Кочемасову и Александру Ивановну Лаптеву, которые нам много чего интересного и про себя, и про деревню рассказали.
– У меня много детей, – поведала баба Тамара. – Троих уже схоронила. 13 внуков: 9 из них – парни, 4 – девчонки. А правнуков сколько? У дочери пятеро, там четверо, у Коли трое и у Иринки двое, одна дочь умерла, двоих оставила, а дальше я уж и со счёта сбилась… Праправнук есть один. Меня поздравлять на юбилей приезжали из администрации. Чего, говорят, в газету про неё не написали, раз у неё столько внуков-правнуков?.. Отругал их.
– А у меня первый внук – начальник уголовного розыска, – с гордостью говорит Александра Ивановна.
– Где? В Альметьевске?
– Нет. Неизвестно где. Не говорит. «Секрет фирмы», – говорит.
А сына моего убили ни за что. В зверосовхозе Сабантуй был, стоял он просто, никого не трогал… Подошли – пьяные были – ножом пырнули, да и всё… – расстроилась Александра Ивановна. – А говорю я плохо, потому что парализованная была…
– Дорога Ордатская тут у нас есть, – пытается отвлечь от грустных мыслей подругу баба Тамара. – Вон там! По ней орда шла… Татаро-монголы.
– И песня про эту дорогу была, – отвлекается Александра Ивановна. – Так поётся:
Когда я был у шайки атаманом,
Имел я семьсот молодцов.
Я ездил Ордатской дорогой
И грабил богатых купцов…
Песня длинная, я всю не запомнила, только один куплет.
СЕЛИЛСЯ ТУТ ВСЯКИЙ СБРОД
Пытаемся выяснить у бабушек, почему имя такое неоднозначное деревне досталось. Сначала они отправляют нас в музей, в посёлок Молодёжный, который «километра три отсюда на правую руку, если асфальтом ехать», где зверосовхоз был. А потом кое‑что вспоминают сами:
– Назвали Дербедень, потому что разный сброд собирался здесь, корчевали эту тайгу, вот и поселялися, – говорит баба Тамара.
– Я историю читала, – вспоминает Александра Ивановна. – Где речка Барышка – были непроходимые места. Кого‑то туда сослали, а потом селился там только всякий сброд, дребедень их называли – вот Дербедень и получилась.
– А мы уж всю жизнь здесь живём, – продолжает баба Тамара. – Вот соседи у нас лет семь как приехали. Им по 88 лет. Мадина и Мустафа. Вот ходили их сейчас наведывали. Ноги у них болят, как и у меня… Дружим с ними, но язык никак не заучим… А это Бим – моя собака. Правнучка где‑то подобрала, принесла, а потом им квартиру дали. А куда его в квартиру?! Она говорит: «Баба Тамара, можно он у тебя будет жить?» Вот и живёт с той поры… Охранят.
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ
Прочие жители Дербедени представляться отказывались наотрез, но менее разговорчивыми от этого не стали. Один суровый дяденька выдал нам точную дату основания села – 1770 год. Потом её подтвердили в музее. Там же скорректировали и версию по происхождению названия.
Согласно спискам ревизских сказок, найденным в Уфимском государственном архиве, первоначально деревня называлась Новыя Ляки. И относилась к Оренбургской губернии. В ревизских списках 1811 года имеется приписка (деревня Новыя Ляки – Дербедень тож).
Из этих же «сказок» узнаём, что за 1795, 1811, 1816, 1836 годы жители записаны как новокрещёная и старокрещёная мордва, чуваши, татары, вотяки. По переписи 1913 года, жители – русские, славяне, мордва.
На стыке XIX–XX веков данные переписей тоже пестрят резкой сменой национальностей:
- В 1870 году дербеденьцы записаны русскими,
- в 1884 году – вотяками, славянами и мордвой,
- в 1896 году – мордвой, чувашами и татарами,
- в 1912 году – крещёными татарами. А документы школьнй статистики за 1908–1913 годы называют учащихся в Дербедени русскими.
ТРИ ЛЕГЕНДЫ
О названии села существуют три легенды.
По первой Екатерина Вторая во время поездки по дороге Казань – Оренбург с ревизией закамских земель остановилась на отдых в Кичуйской крепости, что в пяти километрах от Дербедени. И увидела невдалеке на пойме реки Ляка поселение. Она послала приказчиков узнать, кто там живёт. Вернувшись, приказчики доложили, что живёт там всякая дребедень. Так было и записали эту деревню, но, видимо, писарь не шибко грамотный был – вот Дербедень у него и получилась.
Вторая легенда гласит, что название деревни связано со словом «дебри» – непроходимые леса.
А третья легенда рассказывает, что на деревню нападали разбойники. Даже средь бела дня. И будто бы от слов «дери-бери средь бела дня» и произошло название Дер-бе-день.
ТОСКА ПО РОЗГАМ
Дербеденьцы вспоминают, что в былые времена народу в деревне проживало много. Обрабатывали землю, которая была сложная, овражная. Овраги увеличивались, как и население, приходилось вырубать лес. В 1912 году здесь проживало почти 600 человек.
В 1885 году в Дербедени открыли первую земскую школу. С очень строгой дисциплиной. За непослушание и невыполнение заданий детей пороли розгами, ставили в угол на колени, на гречку. Неграмотные крестьяне с большим уважением и почтением относились и к учению, и к учителю, и к подобным методам вколачивания знаний.
Восьмилетняя школа просуществовала в Дербедени до 1983 года. Самое большое количество школьников – 240 человек – обучалось в ней в 60‑е годы.
Сегодня учеников в количестве четырёх человек возят учиться в соседний посёлок Молодёжный. А в Дербедени школы больше нет.
Ещё старожилы вспоминали колхозное прошлое Дербедени, лучшее из которых было в колхозе «На пути социализма».
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Добираться лучше от Альметьевска, в сторону Чистополя и около Кичуйского товарного парка повернуть направо – будет указатель на искомую деревню.
НА ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:
На родники. В Дербедени их три. И все особенные. Родник «Батов ключ», освящённый ещё в старину в честь Архангела Михаила, расположен прямо на улице Советская в пойме реки Ляки. Его возродили и благоустроили нефтяники. Второй родник «Фролов ключ» находится на улице Социалистической (бывший Фролов конец). На дороге Дербедень – Кичуй находится красочно оформленный родник «Шум», который получил своё название из‑за шума падающей воды.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
В окрестностях Дербедени есть много мест, в названиях которых присутствуют имена людей: Ванчина гора, Максимов пчельник, Мишкина поляна, Пашкин угол, Сидоркина дорога, Васянин ключ и др.
А ещё в 50‑е годы прошлого века в разных концах кладбища были найдены три части надгробного камня с именем Симеон. По преданию, этот камень был установлен на могиле одного из первых жителей деревни. Части были соединены в единое целое и установлены в том месте, где находилось основание надгробного камня. После восстановления и очистки камня от мха стала видна дата «1727 4 ап» и имя – «Симеон».
Автор: Татьяна Вафина
Фотограф: Алёна Кутыркина
Журнал "Татарстан", 2018 год.