ГАБАШИ Султан Хасанович

ГАБАШИ Султан Хасанович

ГАБАШИ` (Габђши) Султан Хасанович (Султан-Ахмет Хасангатович) (1.5.1891, д. М.Сулабаш Казанского у. Казанской губ. — 8.1.1942, д. Челкаково Бураевского р-на Башкирской АССР), композитор, музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Сын Х.-Г.Габаши. В 1899–1911 учился в медресе д. М.Сулабаш, «Усмания» и «Галия» в Уфе, «Мухаммадия» в Казани; в 1911 сдал экзамен на звания имама-хатиба и мударриса в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании в Уфе. В 1912–15 продолжил обучение в Уфимском реальном уч-ще, в 1915–17 — на юрид. ф-те Казан. ун-та. В 1918–22 преподавал в уч. заведениях Казани, в т.ч. в Вост. консерватории (1920–22). В 1922–32 преподаватель муз.-теоретических и хоровых дисциплин, зам. зав. Вост. муз. техникумом, одновр. организатор хоров при уч. заведениях и культ.-просвет. учреждениях Казани. В нач. 1930-х гг. творческая и обществ. деятельность Г. подверглась резкой критике с позиций вульгарного социологизма. В связи с этим Г. в 1932 вынужден был покинуть Казань и переехать в Уфу. В 1932–36 он работал науч. сотр. отдела иск-ведения Башк. НИИ нац. культуры, одновр. был преподавателем муз.-теоретических дисциплин и руководителем хора Башк. техникума иск-в. В 1936–41 науч. сотр., зав. кабинетом муз. фольклора при Управлении по делам иск-в СНК Башкирской АССР. В 1941–42 учитель музыки ср. школы д.Челкаково. Творческую деятельность Г. начал с 1909 в кач-ве пианиста и аккомпаниатора. В дальнейшем в Уфе и Казани занимался орг-цией лит.-муз. вечеров и лекций-концертов, дет. утренников, вокальных ансамблей и хоров. Особый вклад внёс в развитие татар. хоровой музыки. Большое место в композиторском творчестве Г. занимают муз.-сцен. произведения. В 1917–28 создал музыку к более чем десяти спектаклям нац. т-ра по пьесам Г.Исхаки, Ф.Бурнаша, К.Рахима и др. Г.участвовал в создании первого татар. оп. коллектива и явился одним из авторов (совм. с Г.Альмухамедовым и В.Виноградовым) первых татар. опер «Сания» (1925) и «Эшче» («Рабочий», 1930), к-рые способствовали развитию композиторского творчества и муз.-исполнительского иск-ва в Татарстане. Г.— создатель хоровых, вокальных и инструментальных соч., обработок татар. и башк. нар. песен. В творчестве преим. тяготел к традиционным элементам нац. фольклора (баитам, протяжным напевам), интересовался музыкой народов Востока. Вместе с тем искал пути гармоничного синтеза нар. муз. традиций с опытом европ. муз. классики.

 

Г., будучи первым татар. музыковедом и фольклористом-этнографом,  собрал в фольклорных экспедициях св. 200 татар. и более 100 башк. напевов, читал лекции по муз. творчеству, создавал учебники, пособия по музыке на татар. и башк. языках, писал статьи по актуальным проблемам татар. и башк. муз. культуры. Одна из наиболее значимых его публикаций— ответы на вопросы анкеты ж.«Яналиф» о татар. музыке (1931, №3–6). В них была предпринята первая попытка науч. осмысления итогов ист. пути и дальнейшего развития татар. музыки. Многосторонняя творческая деятельность Г. носила энциклопедический характер и послужила становлению осн. направлений совр. татар. и башк. муз. культуры.

 

 

Осн. соч.: оп. «Сания» (1925), «Эшче» (1930) в соавторстве с В.Виноградовым и Г.Альмухамедовым; музыка к драм. спектаклям «Зљлђйха» («Зулейха») Г.Исхаки, «Таџир–Зљџрђ» («Тахир и Зухра») Ф.Бурнаша, «Бњз егет» («Славный джигит») К.Рахима, «Фђтхулла хђзрђт» («Фатхулла хазрет») Ф.Амирхана, «Йосыф белђн Зљлђйха» («Йусуф и Зулейха») К.Амири, «Ќир уллары» («Сыны земли») X.Такташа и др.; песни «Кэккук», «Рокия», «Эшче кыз», «Ике заман», «Курай»; обработки татар. и башк. нар. песен для хора; вокальные и камерно-инструментальные произведения, в т.ч. «Пикник», «Кайгы» («Горе»), «Кайгыдан соћ шатлык» («Радость после горя»), «Яшьлек» («Молодость») для фортепиано; марш «Яналиф» для симфонического оркестра (в соавторстве сГ.Альмухамедовым и В.Виноградовым) и др.

 

 

Соч.: Уфада музыка мђсьђлђсе // Вакыт. 1910. 12 янв.; Музыканыћ эшлђнеше // Безнећ юл. 1925. № 7–8; Татар сђхнђсендђ музыка // Татар театры (1906–1926). К., 1926; Музыка турында безнећ сораулар. «Яћалиф» анкетасы // Яћалиф. 1931. № 3–6; Татарстанда курайчылар џђм гармунчылар // Атака. 1932. № 1; Программа по музыке для начальной школы. Уфа, 1933.

 

 

Лит.:  Хайруллина З., Гиршман Я. Султан Габяши // Композиторы Советского Татарстана. К., 1957; Нигмедзянов М.Н. Султан Габяши // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986; Салитова Ф. Габяши Султан Хасанович: 100 лет со дня рождения // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1991; Газиз Альмухамедов и Султан Габаши в Казани: Материалы и док. Уфа, 1995; Габяшев Р. Исповедь счастливого человека // Казань. 1996. № 5/6; Султан Габяши: Материалы и исслед.: В 2 ч. К., 1994–2000; Нигъмђтќанов М. Солтан Габђши турында биографик белешмђ: Яћа документлар // Казан утлары. 1967. № 7; Сђйдђшева З. Солтан Габђшинећ тууына 90 ел // Казан утлары. 1981. № 5; Рђимова С. Солтан Габђши // Идел. 1995. № 1–2.

 

 

Ф.Ш.Салитова.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек