ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович

ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович

ИБРАГИ`МОВ (Ибраџимов) Галимджан Гирфанович (28.3.1887, д. Султан-Муратово Стерлитамакского у. Уфимской губ. — 21.1.1938, Казань), писатель, учёный, гос. деятель, Герой Труда (1928). Первонач. образование получил в сел. медресе и нач. рус. школе. В 1898–1905 учился в старометодном медресе Вали-муллы в г.Оренбург, в 1906–08 — в медресе «Галия». В 1909 приехал в Казань, сотрудничал с татар. период. изданиями. В 1912 уехал в Киев, где принимал участие в работе об-ва мусульм. студентов, включился в подготовку их Всерос. съезда. 17 апр. 1913 был арестован за полит. деятельность. В том же году после освобождения из тюрьмы вернулся в Казань, стал работать ответ. секр. ж. «Анг». В 1914 вновь уехал в Киев, оттуда в Уфу; в 1915–17 преподавал в медресе «Галия». После Февр. рев-ции 1917 активно включился в обществ.-полит. жизнь. В 1917 совм. с писателем Ф.Сайфи-Казанлы и журналистом Ш.Сунчелеем издавал газ. «Ирек». Один из организаторов и руководителей Партии татаро-башк. мусульм. лев. эсеров. Деп. Миллэт Меджлиси (1917–18) и Учредительного собрания. В 1918 совм. с М.Вахитовым и Ш.Манатовым участвовал в орг-ции Комиссариата по делам мусульман Внутр. России при Наркомате по делам национальностей РСФСР. В 1919–20 чл. Центр. мусульм. воен. коллегии, одновр. руководитель редколлегии отдела печати Центр. бюро коммунистических орг-ций народов Востока при ЦК РКП(б) и сотр. ж. «Красный Восток». С 1920 в Наркомате просвещения ТАССР, один из организаторов и редактор журналов «Безнен юл» и «Магариф», в 1925–27 пред. Академического центра, одновр. пред. Татар. бюро краеведения. Чл. ВЦИК, ЦИК СССР и ТАССР. В связи с болезнью с 1927 отошёл от активной обществ.-полит. деятельности.

 

Творчеству И. с самого начала было присуще романтическое отношение к действительности. В первых рассказах — «Зђки шђкертнећ мђдрђсђдђн куылуы» («Изгнание из медресе шакирда Закия», 1907), «Гыйшык корбаннары» («Жертвы любви», 1908), «Татар хатыны нилђр књрми» («Судьба татарки», 1909; рус. пер. «Татарка», 1935)— подвергнуты острой критике орг-ция обучения и воспитания в старометодных татар. медресе, недостатки в подготовке молодого поколения к жизни, поставлены проблемы раскрепощения человеческой личности, эмансипации женщин.

 

 

В полную силу творческий потенциал И.  раскрылся в Казани. В рассказах «Яз башы» («Начало весны», 1910), «Дићгездђ» («В море», 1910), «Сљю — сђгадђт» («Любовь — счастье», 1911) он создал образы необычных, сильных духом, романтически настроенных героев, находящихся в непримиримом разладе с духовно угнетающей средой. Устав от житейских забот, городской суеты, они ищут уединения и покоя в природе, мечтают об иной жизни: прекрасной, возвышенной, справедливой. Это была своеобразная форма протеста автора против существующих в об-ве социальных порядков. Герои И. находятся в пост. поисках идеала, смысла жизни.

 

 

Писательский талант И. как критически настроенного романтика особенно ярко проявился в ром. «Яшь йљрђклђр» («Молодые сердца», 1912; рус. пер. 1980). Идейно-тематический пафос произведения составляет конфликт отцов и детей («борьба нового со старым», как писал сам автор). Он раскрывается через образы Джаляша-муллы и его сына Зии, носителя идеалов молодого поколения, мировоззрение к-рого определено социальными потрясениями нач. 20 в. Гл. инстр-том в борьбе против старых устоев жизни татар. об-ва Зия считает свободу личности, провозглашает культ любви, ратует за духовно-нравственное совершенство людей в противовес невежеству патриархального об-ва. В романе проявилось также стремление писателя к обогащению творческой палитры реалистическими красками.

 

 

Начиная с 1912 И. всё активнее поднимает социальные проблемы, создаёт образы людей труда (рассказы «Карт ялчы» — «Старый батрак», 1912; «Кљтњчелђр» — «Пастухи», 1913). О внимании И. к социальным противоречиям говорят и его более поздние рассказы: «Табигать балалары» («Дети природы», 1914), «Мђрхњмнећ дђфтђреннђн» («Из тетради покойного», 1914), «Габдрахман Салихов» (1916).

 

 

Новая веха в творческой биографии И. отмечена выходом в свет ром. «Безнећ кљннђр» («Наши дни», 1919; 2-я ред. 1934; рус. пер. 1962), к-рый был завершён ещё в 1914, но запрещён к изданию. Роман датирован автором 1914–20, в течение к-рых он его дорабатывал. Это произведение подвело итог не только дорев. этапу творчества И., но и знаменовало начало нового, сов. этапа в истории татар. лит-ры. Автор стремился показать в нём изменившуюся действительность, её гл. события, создать образы новых героев— молодых революционеров. В романе нашли отражение мн. стороны жизни татар. об-ва: состояние просвещения, борьба шакирдов за реформирование образования, идейные искания татар. интеллигенции (на примере революционеров Даута Урманова, Хабиба Мансурова, Баязита Кари), вовлечение в обществ.-полит. жизнь татар. женщин (образы Нафисы, Гульбике, Хаджар).

 

 

Теме Гражд. войны в Поволжье и на Урале посв. драма И. «Яћа кешелђр» («Новые люди», 1920), а также пов. «Кызыл чђчђклђр» («Красные цветы», 1921; рус. пер. 1986), в к-рой показаны судьбы пяти парней-односельчан, поставленных событиями Октября 1917 и Гражд. войны по разные стороны баррикад. Гали, сын деревенского купца, стал колчаковцем; Фазыл, выходец из среды духовенства, поняв обречённость Белой армии, перешёл на сторону Сов. власти. Гилязи, сын плотника, убит белогвардейцами; Султан и Шахбаз, предст. беднейшего крест-ва, связали свои судьбы с новым строем, активно участвуют в соц. переустройстве жизни.

 

 

Одним из заметных явлений татар. лит-ры и в целом нац. прозы того времени стал рассказ «Алмачуар» («Чубарый», 1922), в к-ром автор создал яркий, запоминающийся образ крест. мальчика, раскрыл его психологию, показал богатый мир чувств и переживаний жителей татар. деревни.

 

 

В 1924 был опубликован ром. «Казакъ кызы» («Дочь степи»; рус. пер. 1934), к-рый дважды (в 1911 в Оренбурге, в 1913 в Киеве) конфисковывался властями. Писатель изобразил жизнь людей казах. степи до рев-ции, нарисовал яркие картины колониального гнёта, социального протеста. Традиционная романтическая тема любви гл. героев Карлыгач-Слу и Арсланбая органически сливается с социальной проблематикой. Роман И.— первый опыт худож. осмысления новых обществ. сил среди казахов, важная веха развития лит-р тюрк. народов СССР.

 

 

Одним из первых среди писателей сов. Востока И. заложил основы жанра социального романа. Худож. анализ соц.-полит. сущности жизни татар. народа в период нэпа дан в ром. «Тирђн тамырлар» («Глубокие корни», 1928).

 

 

Начиная с сер. 1920-х гг. метод соц. реализма, настойчиво внедрявшийся адептами марксистско-лен. эстетики, определил жанровые особенности, проблематику и содержание худож. произведений И. Тем не менее, творчеству этого периода присущи масштабность осмысления действительности, освещение событий реальной жизни во всей их сложности и противоречивости. Таковы его ром. «Дочь степи», переработанная пов. «Судьба татарки» и пов. «Адђмнђр» («Люди», 1923), в к-рой отражены реальные события голода в Поволжье в 1921–22.

 

 

Наряду с худож. произведениями, И. оставил богатое публицист. и лит.-критическое наследие. Ещё в статьях 1910-х гг. им был поднят ряд принципиальных вопросов развития нац. лит-ры, сущность к-рой он определял как «зеркало национального духа и характера». В обогащении содержания и худож. форм лит-ры большое значение он придавал фольклору. Важной задачей татар. интеллигенции И. считал приобщение широких масс к богатствам рус., вост. и европ. классической лит-ры.

 

 

Особенно выпукло проявилось своеобразие дорев. романтической эстетики И. в критической работе «Татар шагыйрьлђре» («Татарские поэты», Оренбург, 1913), посв. анализу творчества С.Рамеева, Дэрдменда, Г.Тукая.

 

 

Плодотворными для развития и осмысления эстетической теории и лит. критики были годы работы в медресе «Галия». Именно тогда им был выпущен «Альбом мљнђсђбђте белђн бер-ике сњз» («Альбом изобразительных искусств», 1915) с обширной теоретической статьёй, написан важнейший труд по теории лит-ры — «Ђдђбият кануннары» («Каноны литературы», 1916).

 

 

В центре внимания И. и после Окт. рев-ции были проблемы отношения к культ. наследию прошлого, развития совр. татар. лит-ры. Они нашли освещение в его книгах «Имла, тел, ђдђбият мђсьђлђлђре» («Вопросы орфографии, языка и литературы», 1924), «Пролетариат ђдђбияты турында» («О пролетарской литературе», 1924), «Кара маяклар, яки Ак ђдђбиятлар» («Чёрные вехи, или Белоэмигрантская литература», 1924), в к-рых он утверждал принципы марксистско-лен. методологии в татар. лит-ведении. В рамках этой методологии он предпринимает попытки более углублённого изучения сущности и специфики нац. культур, перспектив их развития в условиях пролетарской диктатуры («Татар мђдђнияты нинди юл белђн барачак?» — «По какому пути пойдет татарская культура?», 1927).

 

 

И. — автор трудов по татар. филологии и лингвистике: «Татар сарыфы» («Грамматика татарского языка», 1911), «Татар телен ничек укытырга?» («Методика преподавания родного языка», 1916), «Имла — хђреф мђсьђлђсе» («Принципы татарской орфографии», 1924) и др.

 

 

В ряде работ И. рассматривает отд. этапы истории татар. народа, рев. движения и просветительства среди татар. Среди них особое место занимает «Татарлар арасында революция хђрђкђтлђре (1905)» («Татары в революции 1905 года», 1925; рус. пер. 1926). Ему принадлежат статьи о Ш.Марджани и К.Насыри, ист. и ист.-публицист. работы «Шђрекъныћ бљек революционеры Мулланур иптђш Вахитов» («Великий революционер Востока товарищ Мулланур Вахитов», 1919), «Бљек Октябрь революциясе џђм пролетариат диктатурасы» («Великая Октябрьская революция и диктатура пролетариата», 1922), «Татар студентлары хђрђкђте тарихыннан» («Из истории движения татарских студентов», 1922), «Урал џђм уралчылар» («Урал и уральцы», 1927).

 

 

Последние годы жизни в связи с болезнью И. провёл в Крыму, где был арестован и обвинён в участии в «Право-троцкистской антисоветской националистической организации» деле. Тяжелобольного И. привезли в Казань, в больнице он умер. Реабилитирован посмертно.

 

 

Произведения И. переведены на мн. языки народов СССР и ряда заруб. стран. Его творчество оказало влияние на развитие казах., узб., азерб., туркм., башк. и др. литератур.

 

 

Именем И. в Казани назван Институт языка, литературы и искусства. В родной деревне открыт дом-музей (1987).

 

 

Соч.: Ђсђрлђр: 8 томда. К., 1974–87; 2000, Т. 9; Избранное. К., 1957; Советские писатели: Автобиографии. Т. 3. М., 1966.

 

 

Лит.: Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар. М., 1923;  Коган П.С. Поэт красоты и свободы // Вестн. Науч. об-ва татароведения. 1928. № 8;  Саади А. Г.Ибрагимов и его литературное творчество // там же. С.23–50;  Халит Г. Галимджан Ибрагимов // История татарской советской литературы. М., 1965;  Гимадиев У. Галимджан Ибрагимов — журналист. Уфа, 1967;  Нуруллин И. Путь к зрелости. К., 1971;  Хасанов М.Х. Галимджан Ибрагимов. К., 1977;  его же. Учёный, писатель, революционер. М., 1987;  Писатель, революционер, учёный: Материалы науч. конф., посвящённой 90-летию Галимджана Ибрагимова. К., 1980;  Поварисов С. Система образных средств в художественной прозе Г.Ибрагимова. Уфа, 1980;  Габсалямова Ф.Г., Гимадиев У.И. Галимджан Ибрагимов: Библиогр. указатель (1907–1977). Уфа, 1979; Сђйфи Ф. Галимќан Ибраџимов // Яћалиф. 1928. № 4; Хђсђнов М. Галимќан Ибраџимов. К., 1964;  Г.Ибраџимов турында истђлеклђр. К., 1966;  Мљхђммђдева Г. Олы юл. К., 1994; Галимќан Ибраџимов џђм хђзерге заман. К., 2003.

 

 

М.Х.Хасанов.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек