ИСАНБЕТ Наки

ИСАНБЕТ Наки

ИСАНБЕ`Т (Исђнбђт) Наки (Закиров Наки Сиразетдинович) (29.12.1899, д. Малояз Златоустовского у. Уфимской губ. — 15.9.1992, Казань), писатель, фольклорист, языковед, засл. деятель иск-в ТАССР, РСФСР (1957, 1959), нар. писатель ТАССР (1986). Родился в семье муллы. Учился в медресе «Хасания» (Уфа) и «Мухаммадия» (Казань). После окончания краткосрочных курсов работал учителем в сёлах Башкортостана. В 1920–22 учился в Уфимском ин-те нар. образования, Харьковском ун-те, затем преподавал татар. язык и лит-ру на пед. курсах в с. Месягутово Дуванского р-на Башкирской АССР, в Уфимском театр. уч-ще. С 1929 в Казани. Преподавал в Татар. театр. техникуме, в хим.-технол. ин-те, на рабфаке; был рабочим на ф-ке «Спартак», зав. методическим кабинетом в отделе нар. образования Атнинского р-на.

 

Первые публикации относятся к сер. 1910-х гг.: поэмы «Сукбай» («Бродяга»), «Укытучы кыз» («Учительница»), стихотворения «Рияга каршы» («Против лицемерия»), «Књћел ярасы» («Душевная рана»), «Кешелек дљньясы» («Человечество»), «Сугыш» («Война»), «Инкыйлаб» («Революция») и др. наполнены раздумьями о судьбе народа, человечества, о месте поэта в об-ве. В стихотворениях «Коммуна тимерлегендђ» («В кузнице коммуны»), «Пролетариат килђ» («Идёт пролетариат») автор призывает к активной борьбе во имя свободы. В стихотворениях, вошедших в сб. «Чаћ» («Набат», 1925), воспевается свободный коллективный труд, в поэмах «Эшче Хафиз» («Рабочий Хафиз», 1920), «Днепрострой» (1932), «Нужа бабай» («Дед Нужда», 1950) и ряде стихотворений— успехи соц. стр-ва, молодость, любовь, красота природы. В эти же годы были написаны первые пьесы из жизни священнослужителей: «Ђмирхан хђзрђт» («Амирхан-хазрет», 1916), «Сират» («Мост над адом», 1919). В 1920-е гг. он создал ряд комедий, в т.ч. «Џиќрђт» («Побег», 1923), изобилующую трагикомическими ситуациями, в к-рые попадали эмигранты, искавшие в Сибири спасения от катаклизмов рев-ции, и«Пикњлђй Шђрђфи» («Спекулянт Шарафи», 1929), высмеивающую нэпманов, полуграмотных культработников, воинствующих безбожников, всякого рода самозванцев, ворующих чиновников и т. д. В этот период И. активно работал и как театр. критик. В статьях и рецензиях он с принципиальной позиции оценивал успехи и проблемы нац. театр. иск-ва («Таџир-Зљџрђ» — «Тагир-Зухра», 1923; «Отелло», 1923; «Гамлет», 1924; «Ђлмансур» — «Альмансур», 1924 и др.). И.— автор 30 пьес (драмы, трагедии, комедии). Широкую известность получили пьесы, созд. по фольклорным мотивам: «Хуќа Насретдин» («Ходжа Насретдин», 1939), «Идегђй» («Идегей», 1941), «Тњлђк белђн Сусылу» («Тюляк и Су-слу», 1942; одноим. оп. на муз. Н.Жиганова, 1944), «Ќирђн чичђн белђн Карачђч сылу» («Рыжий сказитель и красавица Карачеч», 1942), «Ђбугалисинђ» («Абугалисина», 1959), «Хђйлђкђр Дђлилђ» («Хитрая Далиля», 1966), «Кырлай егете» («Джигит из Кырлая», 1968). И.— автор либр. оп. «Тюляк и Су-слу» (1944, муз. Н.Жиганова). Они написаны живым нар. языком, для них характерны вост. колорит, неординарные (часто комедийные) ситуации, их герои— носители таких черт, как патриотизм, героизм, самоотверженность, нравственная чистота. Гл. героям (Ходжа Насретдин, Абугалисина, Далиля) присущи сметливость и оптимизм, острый ум, честность, свободолюбие. В комедии-фарсе «Джигит из Кырлая» (1969), созд. по мотивам поэмы-сказки Г.Тукая «Шурале», нашла отражение сатира на сов. действительность. В трагедиях, осн. на ист. материале, нашла худож. воплощение мечта народа о социальном равенстве и справедливости. В трагедии «Спартак» (1932) отображена героико-трагическая судьба вождя крупнейшего восстания рабов Др. Рима, в пьесе «Идегђй» в центре событий легендарный полководец и гос. деятель времён Золотой Орды (см. «Идегей»). В драматургических произведениях И. поднимает проблемы свободы личности и положения женщины в об-ве. В пьесе «Миркђй белђн Айсылу» («Миркай и Айсылу», 1935) противоборство джадидистов с кадимистами (см. джадидизм и кадимизм) изображено как нар. драма; учитель Джаннур— носитель передовых идей своего времени. Такое же противостояние наблюдается и в ист. драме «Гљлќамал» («Гульджамал», 1943), герои к-рой— предст. передовой татар. интеллигенции, театр. молодёжи нач. 20 в. И. удачно воссоздал образ первой татар. проф. актрисы С.Гиззатуллиной-Волжской, его Гульджамал— человек высоких идей, истинный патриот, самоотверженный просветитель. И.всегда оставался верен теме истории народа, нации, страны— «Болак арты республикасы» («Забулачная республика», 1939), «Мулланур Вахитов» (1944), «Муса Ќђлил» («Муса Джалиль», 1956) и др. Если «Забулачная республика»— это полит. памфлет, то остальные— трагедии, герои к-рых погибают во имя высоких идеалов. В годы Вел. Отеч. войны в творчестве И. особенно активно развивалась патриотическая тема, героика пьес усиливалась благодаря введению в них ист. личностей и фольклорных персонажей («Идегђй»; «Мђрьям» — «Марьям», 1941; «Тњлђк белђн Сусылу»; «Ќирђн чичђн белђн Карачђч сылу»; «Гљлќамал»; «Мулланур Вахитов»). Эхо войны нашло отражение и в драме «Рђйхан» («Райхан», 1948). Драма «Мђрди белђн Нђфисђ» («Марди и Нафиса», 1974)— ретроспективное отображение, оценка событий времён войны. В комедии «Зифа» (1954) бичуются не только аморальные явления семейно-бытового характера, но и чиновничий произвол. В 1950-х гг. тема войны раскрывалась с позиций интернационализма. Пьеса «Муса Джалиль»— оптимистическая трагедия о жизни и смерти легендарного татар. поэта и его товарищей в фашистских застенках, она способствовала усилению героико-патриотического пафоса в татар. лит-ре. В 1960-х гг. И. вновь вернулся к сатире и создал фарсовую комедию «Джигит из Кырлая», в к-рой содержалась сатира на сов. действительность, за что спектакль был снят со сцены Татар. академ. т-ра.

 

 

И.— учёный-фольклорист, собиратель татар. фольклора и автор фундам. науч. трудов. Он составитель сб-ков «Татар халык мђкальлђре» («Татарские народные пословицы», т.1–3, 1959–67), «Татар халык табышмаклары» («Татарские народные загадки», 1970), «Балалар фольклоры џђм ќырлы-сњзле йљз тљрле уен» («Детский фольклор», 1984) и др., словарей «Татар теленећ фразеологик сњзлеге» («Фразеологический словарь татарского языка», т.1–2, 1989–90), «Татар теленећ аћлатмалы сњзлеге» («Толковый словарь татарского языка», т.1–4, в рукописи).

 

 

И. также автор переводов на татар. язык поэм А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» («Бакчасарай фонтаны», 1937), «Каменный гость» («Таш кунак», 1937), «Полтава» (1937), комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» («Акыллылык бђласе», 1947), пьесы Ж.Б.Мольера «Тартюф» (1937), трагедий У.Шекспира «Король Лир» (1947), «Гамлет» (1952) и др.

 

 

Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Лауреат Гос. пр. им. Г.Тукая (1968).

 

 

Соч.: Ни љчен ни булган, яки утыз ялган: Ђкиятлђр. К., 1956; Кырлай егете: Пьесалар. К., 1980; Ђсђрлђр: 4 томда. К., 1988–90;

 

 

Лит.:  Шамуков Г. Нђкый Исђнбђт. К., 1959; Ђдип џђм галим. К., 1969; Ханзафаров Н. Нђкый Исђнбђт драматургиясе. К., 1982; Ђхмђдуллин А. Њзенчђлекле талант турында сњз // Дљреслеккђ ирешњ юлында. К., 1993.

 

 

А.Г.Ахмадуллин, Н.Г.Ханзафаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек