Из Азии в Европу: этнополитическая история татар
Карта державы Хунну. II в. до н. э. – I в. н. э.
ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА: ИСТОКИ
Первым тюрко-монгольским государством стала держава Хунну (Сюнну), возникшая в конце III в. до н. э. в степях Забайкалья, Монголии и Северного Китая, во главе с вождём (шаньюем) Модэ. Хунну стали первой кочевой империей, которая сформировала эффективное государственное управление, опирающееся на развитое пространство городской культуры.
Погребальное сооружение эпохи раннего железного века. Монголия
Хозяйственная жизнь державы была многоукладной. Она опиралась на кочевое скотоводство, но было и оседлое население, занимающееся земледелием и ремеслом. Уровень развития культуры находит своё яркое отражение и в архитектуре общественных зданий, дворцов, храмов и гробниц
для аристократии.
Поясная накладка. III – II вв. до н. э. Северный Китай
Становление первого государства, сформировавшего единство тюркского мира, и его распад привели к Великому переселению народов. С этого момента началась миграция тюркских племён в Восточную Европу. В середине II в. н. э. античные источники отмечают появление народа «хунны» к востоку от Каспийского моря. Характерной чертой этой эпохи стали возникновение тюркских этнополитических объединений и распространение элементов общеевразийской культуры, касающихся, в первую очередь, престижных деталей костюма, оружия и быта, богато украшенных золотом и обильно инкрустированных драгоценными камнями, форм государственности и титулатуры. В этот период началось резкое усиление тюркизации Евразии, а кочевые группы из Центральной Азии стали продвигаться на запад – в Европу.
ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ЭПОХА ЕВРАЗИИ:СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Историческим и этнополитическим наследником державы Хунну стал Тюркский каганат. По тюркской легенде, род Ашина берёт начало от хуннского царевича, чудом спасшегося от врагов, и волчицы. Несколько тюркских родов, обитавших в Восточном Туркестане, были объединены
под властью клана Ашина, ставшего родом тюркских каганов. Новое объединение стало называться Тюркским государством – Тюрк эль. Под предводительством Бумына тюрки в 551 г. нанесли поражение жуаньжуанам и основали новую державу (552 г.).
Древнетюркские тяжеловооружённые воины. Петроглифы Аршан-хада. Монголия
Удачные завоевательные войны продолжались при каганах Мугане и Истеми. К 576 г. Тюркский каганат, являвшийся первой тюркской мировой державой, имел огромную территорию: от Маньчжурии до Крыма, от верховьев Енисея до Памира. Каганат включался в мировую систему дипломатических и экономических отношений с Византией, Ираном и Китаем, взяв под контроль основной стержень двигателя мировой политики – Великий шёлковый путь.
Курган с каменным изваянием. VII – VIII вв. Горный Алтай
В середине VI в., после череды поражений и междоусобных войн, каганат приходит в упадок и распадается. Новый его расцвет выпадает на период правления Бильге-кагана и его сподвижников – Кюль-тегина и Тоньюкука – в начале VII в. Тюркские ка-
ганаты стали первыми великими кочевыми империями.
Так завершился процесс становления социально развитого общества и тюркской цивилизации, ставшей основой генезиса татар. Именно тогда сложились традиции тюркской государственности, появилась особая тюркская письменность и была выработана мифология
(тенгрианство) и картина мира.
ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ГУННЫ, БУЛГАРЫ И ХАЗАРЫ
Объединение целого ряда племён гуннов (Unnos, Huni, Hunni) привело к созданию во II – V вв. в Восточной Европе могущественного государства, вошедшего в мировую историю. Гуннам принадлежит особая роль в активном перемещении племён в период Великого переселения народов и в разрушении Римской империи.
Хазарский воин. Реконструкция О. В. Фёдорова по материалам Дмитриевского могильника
Хазарский конный латник. Реконструкция М. В. Горелика
Происхождение гуннов связано с западной частью племени хунну (сюнну), переселившегося после распада державы хуннов в Западную Сибирь, Приаралье и Приуралье. В конце III в. гунны сокрушили алан и государство остготов и вышли к границам Римской империи. Гунны, в состав которых входили и булгары, образовали державу от Волги до Дуная. Их правители совершали военные походы на Передний Востоки Римскую империю. Наибольшего могущества держава достигла при Аттиле (434 – 453 гг.). В конце V в. государство гуннов после поражения на Каталаунских полях и в результате внутренних противоречий прекратило своё существование.
В Приазовье и Предкавказье после распада Гуннского государства стало формироваться этнополитическое объединение во главе с огуро-болгарскими племенами. Первые огуро-болгарские племена (огуры,сарагуры и оногуры) описаны историком Приском Панийским (463 г.). Булгарские племена в первой трети VII в. были объединены ханом Кубратом из тюркского рода Дуло, новое государство вошло в историю под названием «Великая Болгария» (635 г.).
Хазарский каганат в VII – X вв.
После смерти Кубрата (640 – 660-е гг.) его держава распалась. В Великой Болгарии сформировалось особое этнополитическое самосознание, так как после распада и переселения различные группы булгар и на новой родине сохраняли своё самоназвание и характерные элементы материальной и духовной культуры. По историческим данным, пять сыновей Кубрата во главе своих племён оказались на разных территориях. Двое – Баян (Батбаян) и Котраг, оставшиеся в причерноморских степях, подпали под власть Хазарского каганата. Аспарух со своей частью булгар (около 679 г.) ушёл за Дунай, основав Первое Болгарское царство. Ещё двое сыновей Кубрата ушли в Центральную Европу. Хазарский каганат возник в Северном Прикаспии в 60 – 80-е гг. VII в., после распада Тюркского каганата, а правящий род хазар был связан с правившим кланом Ашина.
Хазарский каганат являлся одним из крупнейших раннесредневековых политических объединений Восточной Европы с развитой оседлой и городской культурой. После крушения ослабленного Хазарского каганата, которое произошло вслед за походами русов и печенегов (965, 968 – 969 гг.), остатки хазарского населения сохранялись в Нижнем Поволжье, Западном Предкавказье и Крыму. Видимо, часть их осталась в районе р. Волги, где они вместе с булгарами и суварами были основным населением города Саксина. В XI в. Нижнее Поволжье вошло в сферу политико-экономического влияния Волжской Булгарии.
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВОЛЖЬЕ
В процессе сложения государства наиболее сильной оказалась этнополитическая общность булгар. Разгром Хазарского каганата привёл к их усилению, около 980 г. они объединились в единое Булгарское государство.
Приезд Ибн-Фадлана в Булгары. Худ. Б. И. Урманче. 1973 г.
В 921 г. булгарский правитель (эльтебер) Алмуш направил в Багдад посольство с предложением принять ислам и покровительство халифа, а также оказать поддержку в борьбе против хазар. В ответ в Поволжье было отправлено посольство во главе с сановником ар-Расси и секретарём Ахмедом Ибн Фадланом, который после возвращения в Багдад написал дошедший до нас отчёт о посольстве («Книга Ахмеда Ибн Фадлана»). Посольство достигло пределов Булгарии 12 мая 922 г., состоялось дипломатическое признание Булгарии как самой северной державы мусульманской цивилизации. В конце X – начале XIII в. Волжская Булгария занимала территорию от Среднего Поволжья до Южного Урала. Известно около 200 укреплённых поселений, среди которых и остатки крупных городов – Болгар, Биляр, Сувар, Джукетау, Тухчин, Ошель, Бряхимов и др.
Путь багдадского посольства в Булгарию. 921 – 922 гг. (слева). Царь Алмуш слушает проповедника. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2012 г. (справа).
Крупнейшим городом был Биляр («Великий город», по русским летописям), который по размерам был сравним с крупнейшими городами того времени. В городах строились кирпичные и белокаменные общественные здания мечетей, бань и мавзолеев. Высокотехнологичные производства: металлургия железа и бронзы, гончарное дело, стеклоделие, деревообработка, косторезное, ювелирное, оружейное дело – оказали влияние на развитие культур народов Восточной Европы. Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до различных видов бронзы – с использованием ремесленных техник и приёмов художественной обработки металла: художественного литья, чеканки, гравировки, тиснения, волочения, плакировки, скани, зерни и черни.
Золотое височное кольцо с фигуркой птицы.
Особую роль в экономике играла региональная и мировая торговля. В городах формировались культура восточного типа, единый разговорный и нормативный литературный язык. По сообщениям арабских авторов, уже в начале X в. в булгарских сёлах имелись мечети и школы – медресе. Расцвета культуры, искусства, литературы и общественной мысли Булгария достигла в XII – начале XIII в. Основу хозяйства булгар составляли земледелие, скотоводство. Технологии обработки земли позволяли не только обеспечивать пропитание многочисленного населения государства, но и торговать зерном с другими странами. Описан факт помощи булгар русским княжествам во время голода. Таким образом, Булгария уже с X в. являлась самой северной страной исламского мира. Высокая культура и декоративно-прикладное искусство булгар развивались как сочетание тюркских и восточных традиций.
СТАНОВЛЕНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ. УЛУС ДЖУЧИ (ЗОЛОТАЯ ОРДА)
Тюркский каганат пал под ударами уйгуров и татар, которые в середине VIII в. вступили в смертельную схватку за власть в степи. Уйгурский каганат победил, подчинив себе отуз-татар, но был ослаблен. В середине IX в. под ударами кыр-
гызов уйгурское объединение распалось, племена разошлись по степям Центральной Азии. В это движение были втянуты и татары: они вошли в состав других племенных объединений.
Чингизхан. Китайская живопись на шёлке. XIII в.
В X – начале XIII в. различные крупные племенные объединения татар занимали значительную территорию Южной и Восточной (степной и горно-степной) Монголии и Северного Китая. Вся эта территория к востоку от Восточного Туркестана получила название «Дашт-и татар» («Татарская степь»). Позднее татары вошли в состав империи Чингизхана, сохранив ведущие позиции среди административного аппарата новой империи. Улус Джучи (Золотая Орда) как великая евразийская империя существовал почти 250 лет. Это государство современники называли по-разному:арабы – «царством северных татар», «государством Дашт-и Кыпчак» или Улусом Джучи (или Улусом потомков Джучи), европейцы – «Тартарией» или «страной Команов» (т. е. кыпчаков), русские – «Ордой» или «царством татар», а сами татары – «Улуг Улус» («Большим / Великим государством»). Ханам Золотой Орды в XIV в. подчинялась огромная территория, которая простиралась от Дуная на западе до Иртыша на востоке, от Дербента и Хорезма на юге до Прикамья и Причулымья на севере. На основании рассказов купцов и дипломатов в первой половине XIV в. арабский путешественник ал-Омари описывает Ургенч, Сыгнак, Сайрам, Сарай, Болгар, Судак, Дербент и др., а также земли Сибирь и Ибирь, Башкирд и Чулыман. На Средней Волге и Нижней Каме находились земли бывшей Волжской Булгарии – одного из самых развитых улусов Орды с несколькими довольно крупными городами (Болгар, Кашан,Керменчук, Джукетау, Биляр и Казань), а также десятками мелких городов и сотнями поселений.
Пайцза (тюрк., басма) – табличка, изготавливаемая из различных материалов,выдававшаяся золотоордынскими ханами как знак официального монаршего повеления,делегирования особых полномочий.
Сердцем Улуса Джучи было Нижнее Поволжье. В этой области было много населённых пунктов: прежде всего крупнейшие мегаполисы – Сарай ал-Махруса (Богохранимый Сарай) (Селитренное городище), Сарай ал-Джадид (Новый Сарай) или Гулистан (Царёвское городище), а также другие крупные города – Хаджитар-хан (близ современной Астрахани), Бельджамен (Водянское городище), Укек (близ современного Саратова) и Сарайчик (современный пос. Сарайчик, севернее г. Гурьев), которые вместе с десятками окаймлявших их городков и поселений образовывали густонаселённый земледельческий оазис, тянувшийся по обоим берегам вдоль всего нижнего течения рек Волги и Урала.
Караван на Великом шёлковом пути. Миниатюра из Каталонского атласа Абрахама Креска. 1375 г.
Здесь находился политический, экономический и культурный центр империи, место, где были накоплены огромные материальные и людские ресурсы и уже в конце XIII в. произошёл стремительный рост и расцвет городов, особенно столичных. Золотоордынская цивилизация – уникальная страница истории мировой культуры. Здесь был создан яркий имперский стиль, впитавший в себя традиции многих народов.
Булгарские памятники периода Золотой Орды
Основанный на имеющих развитый образный язык домонгольских культурах и на мусульманских (хорезмская, булгарская) или евразийских кочевых (татары, кыпчаки, кимаки) традициях, этот стиль проявился в престижных изделиях, являвшихся отличительной чертой военно-служилой знати, – костюме,предметах оружия и конского снаряжения и др.В рамках единого государства происходило становление единой административной, налоговой и правовой системы, развивались города (особенно бурно в Поволжье, Причерноморье и Приаралье) и городские ремёсла, внутренний обмен и международная торговля. В условиях перемешивания населения и роста городов происходили становление единого языка, утверждение норм литературного языка (поволжский тюрки), развивались письменность и литература, продолжившая булгарские и среднеазиатские традиции. Важным элементом интеграции населения являлось распространение в Улусе Джучи ислама, ставшего с начала XIV в. государственной религией. Стержнем этих культурно-исторических процессов являлось формирование имперской культуры военно-служилой знати. Всё это привело к социокультурной консолидации аристократии и становлению (к XIV в.) новой тюрко-татарской этносоциальной общности.
ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА: ОТ КАЗАНИ ДО ИСКЕРА
В 30-е гг. XV в. империя Джучидов распадается на отдельные самостоятельные государства. Это приводит к формированию с первой половины XV в. целого созвездия татарских государств: Большой Орды (1440-е –1502) Казанского (1438/1445 – 1556), Крымского (1438 – 1793), Касимовского (1450-е – 1680), Астраханского (1460-е – 1556), Шибанидского (на его основе – Тюменского, позднее – Сибирского) (1420 – 1598) ханств, Ногайской Орды. Все эти татарские государства имели не только общее золотоордынское наследие, но и традиции государственности и культуры. Править в них могли только ханы из рода Джучидов, исповедовавшие ислам.
Территория Казанского ханства
Формально ханы являлись единовластными монархами. Фактически же власть в ханстве принадлежала дивану (государственному совету), состоявшему из представителей высшей татарской знати во главе с карачи-беками из четырёх правящих родов – Ширин, Аргын, Барын и Кыпчак. Социальная организация знати в татарских ханствах имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимания определённого налога), за которое владельцы были обязаны служить своему сюзерену. Владение разделялось на условное – суйургал – и условно безусловное – тархан (освобождение от всех или части налогов и пошлин).Высший слой знати составляли потомки Джучидов –огланы (султаны) и беки, в том числе карачи-беки и эмиры, далее мурзы, а слой рыцарства составляли багатуры и казаки. Формой влияния аристократии на государственные дела был сословно-представительный орган – курултай, решавший важнейшие дела в государстве.
Конный латник-улан. Первая половина XVI в. Реконструкция М. В. Горелика
Основная масса населения состояла из податного сословия, платившего налоги государству, сбором которого ведали представители правящих кланов. Основным налогом был ясак; существовали и другие виды поземельных и подоходных налогов и пошлин. Ещё одним важным цивилизационным аспектом культуры тюрко-татарских обществ XV – XVI вв. было сохранение и развитие ими традиций государственного управления, церемоний и придворного этикета, посольских обычаев. Государственной религией в татарских ханствах был ислам, широко распространённый среди населения страны. Духовенство владело вакфами, т. е. землями и правами на денежные доходы и пошлины. Главой духовенства мог быть только человек из рода сеидов (потомков Мухаммеда от его дочери Фатимы и халифа Али).
Торговая площадь в древнем городе. Худ. Ф. Г. Халиков. 2003 г.
Сеиды считались вторыми лицами в государстве, неоднократно возглавляли управление государством и вели дипломатические переговоры. К числу духовенства принадлежали шейхи,кади, муллы, имамы, хафизы и др., осуществлявшие богослужение и судопроизводство по гражданским делам по всей стране. В ведении духовенства были школы (мектебы и медресе). Есть также данные о распространении в Поволжье суфизма (орден Накшбандийа). Представители духовенства активно Участвовали в политике, заседая в диване и выполняя дипломатические поручения.Тюрко-татарские общества XV – XVI вв. имели определённые локальные различия в культуре, что было связано со спецификой местной этнокультурной традиции, хозяйственными особенностями, влиянием соседей и т. д.
Карта Энтони Дженкинсона «Описание Московии, России и Тартарии». Лондон. 1562 г.
Одновременно существовала и единая доминанта – мощное тюрко-исламское культурное начало, сложившееся ещё в рамках Золотой Орды. Среди важнейших консолидирующих факторов было сохранение прежних социально-политических структур, клановой системы, восходящей к истории Улуса Джучи и объединявшей военно-служилую татарскую знать. Перечисленные связи и механизмы социального и конфессионального единства, несомненно, опирались на золотоордынские этнополитические мифологемы и символы, основой которых на всей территории Улуса Джучи было представление о единстве татар как военно-служилого сословия, аристократии и «белой кости» всех стран, входивших прежде в Улус Джучи.