Карадуван — почтовая станция на дороге царь-бабушки
Говорят, через эту татарскую деревню, гремя кандалами, обречённо плелись в Сибирь каторжники…
Через Карадуван с середины XIX века проходил маршрут Сибирского тракта. Сегодня здесь – музей его истории. И хотя деревня с собственным музеем – не такая уж редкость в Татарстане (повидали мы много сельских музеев), этот всегда вызывал у «татарстанцев» особый интерес. Туда и отправились.
Карадуван встретил нас чистенькими и аккуратными домиками. С последними осенними цветами в палисадниках и солнечными зайчиками на глади местного озера Баки-Куль. Кандалы и каторжники как‑то не очень вписывались в яркий октябрьский ландшафт. Но ведь Сибирский тракт – не только путь на каторгу. По нему ещё и почту возили – ту самую, с бубенцами – от одной почтовой станции до другой…
Сам же музей – двухэтажное здание из белого камня ждал нас на центральной улице села. Мимо не пройдёшь – настолько его архитектура выбивается из местного колорита. А всё потому, что дом этот купеческий, доходный – купца Муртазы-бая Мулюкова. Сейчас здесь на втором этаже расположен музей истории Сибирского тракта, а на первом – музей Мусы Джалиля.
ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОШЛОЕ
– Сейчас погружу вас в прошлое, – обещает светловолосая женщина, приглашая нас в дом. Фирая Зиятдинова – директор музея.
– После сильных дождей всё протекло, – сокрушается она, показывая на расставленные на втором этаже тазы с водой. – Когда здесь проходила дорога царя-батюшки, на первом этаже были магазин и склады, место‑то бойкое, а на втором – гостиничные номера. Интересно, крыша тогда тоже протекала? – смеётся Фирая Муллазиевна и сама себя успокаивает: – Но вроде скоро капитальный ремонт обещают…
– Этот камень нашли между Карадуваном и Тау-Зары, – начинает свой рассказ Фирая Зиятдинова, показывая на фото, – арабской вязью на нём написано, что здесь проживали мусульмане. Датируется он 1541 годом. Очень возможно, что первыми местными поселенцами стали жители Волжской Булгарии, бежавшие от монголо-татар на север. Так или иначе, но во времена Казанского ханства Карадуван уже был известен.
Фирая Зиятдинова– директор музея.
А уж настоящая известность пришла к деревне в восемнадцатом веке, когда по святейшему велению Екатерины II (Великой) был построен Сибирский тракт. Местные называли его «Әби патша юлы» – дорога царь-бабушки.
Тогда деревенским даже часы не нужны были, они ориентировались на звон кандалов – ровно в восемь утра арестантов выводили из этапной тюрьмы на дорогу.
ЛОШАДИНЫЕ УПРЯЖКИ «С МИГАЛКАМИ»
А работы в деревне всегда много было. Кроме прочей хозяйственной, предки нынешних карадуванцев мех и кожу обрабатывали, шили шапки и тулупы.
Если выражаться современным языком, даже казанские купцы здесь своё производство размещали. Один из них – Абдрахман Ишмуратов. У него были рысистый конный завод, торговля чаем, сахаром и мануфактурными товарами. Здесь, в Карадуване и Урняково, находилась красильная фабрика и усадьба. Говорят, дорогу купцу первой гильдии уступали не хуже, чем почтовым повозкам. Потому как сам государь Николай II позволил повесить на экипажи Ишмуратова такие же колокольчики, как у ямщиков. В благодарность за лучшего рысака, подаренного им Николаю II по случаю 300‑летия династии Романовых.
МУЗЕЙ, КНИГИ И… ОЗЕРО
– В Карадуване располагалась крупная по тем временам почтовая станция, – продолжает директор. – Было здесь 32 лошади и кузница. Почтовая эстафета останавливалась только для смены лошадей, и снова в дорогу. А уж после революции в Карадуване осталось только почтовое отделение. Кстати, в этом самом доме. Потом здесь была школа, а теперь вот музей. Хорошо, что он есть, правда? Создал его Бакый Шаймуллович Зиятдинов в 1995 году. Заслуженный учитель России и Татарстана, математик и физик, директор Карадуванской средней школы, он настолько любил историю родной деревни, что всю свою жизнь занимался просветительской работой. А когда в 1994 году вышел на пенсию, отдался полностью музейному делу и сочинительству книг. Энергии был неуёмной! Это ведь по его задумке мы, местные жители, сами расчистили озеро за музеем. Его так и называют теперь – Баки-Куль. Бакыя Шаймулловича уже нет в живых, а дети там купаются всё лето, и взрослым приятно посидеть. А в музей к нам приходят не только туристы, но и жители деревни.
После посещения музея мы попробовали было поприставать к карадуванцам с излюбленным вопросом: почему деревня так называется да что её имя означает? Но ответ нашли уже в редакции, в книге Фирдаус Гариповой «Авыллар һәм калалар тарихыннан». Согласно этой версии, слова, обозначающие цвета, совпадают в большинстве случаев со сторонами света. Так, «кара» значит «север». «Дуван» относится к тюркскому этнониму. Дуваны, вероятно, в наших краях появились вместе с кипчаками, в частности, с ногайцами. Этнос «дуван» участвовал в формировании многих народов.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Карадуван находится в семи километрах к западу от районного центра Балтаси. От Казани до деревни 104 километра.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
Следующие по Сибирскому тракту заключённые после двух дней изнуряющей дороги могли отдохнуть в пересыльной тюрьме. Были также этапные избы, которые находились практически на всех почтовых станциях. Иногда, естественно, арестант мог заболеть или умереть. Тогда его труп укладывали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Отсюда и родилась поговорка: «Доставить живого или мёртвого».
КУДА УГЛУБИТЬСЯ:
Если информация про Сибирский тракт вас заинтересовала, то добавим, что сухопутный маршрут, протянувшийся с европейской территории России к границам Китая через Сибирь, имел множество названий: Московско-Сибирский тракт, Большой тракт, Московско-Иркутинский тракт, Главный Сибирский почтовый тракт. Царский указ, повелевавший обустроить путь, соединявший Москву с Сибирью, был издан в 1689 году. Однако только в 1730 году Россия взялась за строительство Сибирского тракта. Работы были закончены к середине XIX века.
Сухопутный маршрут от Москвы до Китая стал наиболее коротким путём, соединившим центральную часть Российского государства с его восточными окраинами. Помимо налаживания связей с Китаем, Сибирский тракт был необходим России для организации государственной почтовой службы. С целью бесперебойной организации доставки на протяжении всего Сибирского тракта было построено множество почтовых станций.
Сибирский тракт – это ещё и кандальный путь с этапами через каждые 25–40 вёрст. Согласно административной реформе, арестантские партии следовали по пути, разбитому на 61 этап.
Автор: Алсу Троицкая
Фото: Ната Смирнова
Журнал "Татарстан", 2017.