КАРИМИ Фатих Гильманович

КАРИМИ Фатих Гильманович

КАРИМИ` (Кђрими) (Каримов) Фатих (Мухамметфатых) Гильманович (17.3.1870, д. Миннибаево Бугульминского у. Самарской губ. — 27.9.1937, Москва), писатель, издатель, обществ. деятель. Сын Г.Каримова. Нач. образование получил дома под рук. отца. До 1892 обучался в медресе «Камалия» (г.Чистополь); одновр. посещал занятия по рус. языку и лит-ре, за это (а также за пропаганду среди шакирдов идей газ. «Тарджеман») был исключён из медресе. В 1892–96 обучался в «Мектеб мулькия-шахане» — высш. школе по подготовке чиновников (Стамбул). Владел араб., перс., тур., франц. языками. В 1896–98 преподавал в медресе д.Дерекой Ялтинского у. Таврической губ. В феврале–мае 1899 вместе с золотопромышленником М.Рамиевым совершил путешествие по европ. странам; в том же году изучал в Москве типографское дело и нем. язык. В июле 1899 вместе с семьёй переехал в г.Оренбург. Преподавал на летних курсах по подготовке учителей новометодных школ в Каргалинской слободе. В 1900 проходил практику в типографии И.М.Бораганского в С.-Петербурге. С 1902, после смерти отца, руководил «Каримова, Хусаинова и Ко» типографией. В 1906 организовал мусульм. лит. кружок. С 1906 был чл. ЦК партии «Иттифак аль-муслимин», в 1906–17 — гл. редактором газ. «Вакыт», в 1917 — пред. Бюро оренбургских мусульман. Избирался делегатом на Всерос. съезды мусульман (1905, 1906, 1914, 1917). В мае 1917 на 1-м Всерос. мусульм. съезде был избран чл. Всерос. мусульм. совета (Милли Шура) от г.Оренбург. С 1 нояб. 1917 начал издавать газ. «Янга вакыт». В 1917–24 преподавал в различных уч. заведениях Оренбурга. С 1919 сотрудничал с газетами «Эшчеляр доньясы», «Юл» и состоял чл. редколлегий. С 1925 в Москве, работал в Татар. отд-нии Центр. изд-ва народов СССР, преподавал тур. язык в Вост. ин-те, сотрудничал с газ. «Эшче». В августе 1937 был арестован и обвинён «в шпионаже в пользу Турции и подготовке террористических актов против руководителей партии». В сентябре 1937 Воен. коллегией Верх. суда СССР приговорён к смертной казни; реабилитирован в 1959.

 

Осн. идея творчества К. — критика ст. методов образования, борьба за реформирование татар. конфессиональной школы. Одно из первых произведений — «Ќиџангир мђхдњм» («Сын муллы Джигангир», СПб., 1900) посв. описанию сел. медресе. Автор показывает убогость обстановки, схоластичность устаревших методов обучения. Герой рассказа «Салих бабайныћ љйлђнње» («Женитьба Салих-бабая», Оренбург, 1901) — пасечник Салих-бабай рассказывает деревенским детям сказки, истории из своей жизни. К. раскрывает богатый внутр. мир героя, показывает, как интересны «простые» люди. В пов. «Бер шђкерт илђ бер студент» («Шакирд и студент», 1899) писатель в гротескной форме изображает невежество мулл-кадимистов. События разворачиваются на пароходе, где происходит беседа рус. студента-востоковеда с татар. мударрисом, получившим образование в Бухаре. Мударрис не понимает даже простых вопросов студента на араб., перс. и тур. языках. Будучи ярым противником кадимистов, К. преувеличил их необразованность, поэтому произведение вызвало резкую критику мусульм. духовенства. В пов. «Нуретдин хђлфђ» («Нуретдин-хальфа», 1899; опубл. в 1996) К. вновь обратился к образу муллы-кадимиста. Гл. героиня пов. «Морза кызы Фатыйма» («Дочь мурзы Фатима», 1901), написанной с позиций просветительского романтизма, из-за любви к садовнику оставляет родной дом и уезжает с возлюбленным за границу. Настигшие беглецов родители Фатимы дают согласие на брак. Писатель показывает торжество чистой, искренней любви, убеждает, что достоинство человека не в происхождении и знатности, а в его душевных кач-вах. В сатирической пов. «Хыялмы? Хакыйкатьме?» («Сон или явь?», 1908) рассказывается о встрече мусульм. депутата 2-й Гос. думы с просвещённой татаркой и их беседе о судьбах нации. Писатель с иронией описывает депутата, к-рый, изображая глубокую заинтересованность беседой, думает лишь о том, как уговорить девушку стать его второй женой. К. — также автор неск. произведений, написанных в стиле записок путешественника — саяхатнаме. В книге «Яуропа сђяхђтнамђсе» («Путешествие по Европе», СПб., 1902) он пишет о своей поездке, состоявшейся в 1899, сравнивает быт и культуру татар и европейцев, восхищается достижениями последних. Причину отсталости татар он видит в их нежелании реформировать систему образования, вводить в уч. программы светские дисциплины. Аналогичные мысли содержатся и в книге «Кырымга сђяхђт» («Путешествие в Крым», Оренбург, 1904), в основу к-рой легли собств. впечатления от поездки в 1903 в г.Бахчисарай на празднование 20-летия газ. «Тарджеман». Наиб. значимым является сб. корреспонденций «Истанбул мђктњблђре» («Записки из Стамбула», Оренбург, 1913), к-рые публиковались в газ. «Вакыт» в период 2-й Балканской войны. В очерках в форме писем изложены взгляды К. на экономику, политику, культуру, просвещение, историю Турции. Причину экон. неудач Турции, слабости воен. потенциала он видит в отсталости системы образования. К. работал и как переводчик науч.-популярной лит-ры с рус., франц., тур. языков. Он также перевёл и издал ряд брошюр польск. писателя Ф.Ф.Пуцековича о жизни и быте более 30 народов мира, после 1917 — работы В.И.Ленина и востоковеда В.В.Бартольда.

 

 

К. — автор учебников по истории, географии, педагогике: «Мљхтђсар ќђгърафия» («Краткий курс географии», 1899), «Мљгаллим вђ мљрђббилђргђ рђџнамђ» («Руководство для учителей и воспитателей», Оренбург, 1902), «Мљхтђсар тарихе гомуми» («Краткая всеобщая история», Оренбург, 1911) и др. Материалы о жизни и творчестве К. хранятся в фондах Ин-та языка, лит-ры и иск-ва АН РТ, в Нац. архиве РТ, Музее нац. культуры Нац. культ. центра «Казань». В д.Миннибаево Альметьевского р-на с 1998 работает музей Карими.

 

 

Соч.: Мђрхњм Гыйльман ахунд. Оренбург, 1904; Аннан-буннан. Оренбург, 1907; Ф.Кђрими ђсђрлђре. К., 1925; Татар мђгърифђтчелек ђдђбияты (1860–1905). К., 1979; Морза кызы Фатыйма: Сайланма ђсђрлђр. К., 1996; Istanbul mektuplarэ. Ist., 2001.

 

 

Лит.:  Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX в. К., 1975; Рахимкулова М. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Оренбург, 1997; Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX в. как общественно-политическое движение. Уфа, 2002; Ахунов А. Запечатлённое слово Ф.Карими // Татарский мир. 2004. № 5; Гайнетдинов М. Мђгърифђтче ђдип // Мирас. 1995. № 7/8; Абдуллин Я. Ќђдитчелек хђрђкђте џђм Ф.Кђрими // Татарстан. 1996. № 6; Ђхмђтќанов М. Ф.Кђрими мирасына яћа сђхифђлђр // Казан утлары. 1999. № 6; Фатыйх Кђрими: Фђнни-биографик ќыентык — Фатих Карими: Научно-биографический сборник. К., 2000; Гайнетдин М. Гасырлар мирасы. К., 2004.

 

 

А.М.Ахунов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек