Хозяйственный уклад: занятия и промыслы
Татары – оседлый народ с глубокими земледельческими традициями. Уже в период Волжской Булгарии её жители занимались сельским хозяйством. О высоком уровне земледелия у булгар свидетельствуют и археологические данные.
Середина лета. Худ. Р. Г. Загидуллин. 1984 г.
Во время раскопок обнаружены железные сошники, лемехи и резаки от плуга, наральники, орудия уборки и серпы, жернова. Крестьяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох. Важной отраслью сельского хозяйства являлось скотоводство. Оно обеспечивало население мясом и молочными продуктами. Шерсть шла на изготовление войлока и ткани. Булгары разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз. Лошади использовались как тягловая сила на пашне. Земледелие удовлетворяло не только внутренние потребности страны в хлебе. Булгары вывозили хлеб в русские княжества. В «Повести временных лет» (1024) сообщается, что во время голода в Суздальской земле русские отправлялись в «Булгары и привезоша жито (хлеб) и тако ожиша». Таким образом, в домонгольское время были заложены основы агрикультуры татар: система земледелия, традиционный набор сельскохозяйственных растений, пахотные орудия, терминология, в общих чертах сохранившиеся и в более позднее время.
Сабан (пахота). Худ. Р. Г. Загидуллин. 2015 г.
Сельское хозяйство было одной из ведущих отраслей экономики Золотой Орды и позднее – Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, Ногайской Орды. Известно, что Золотая Орда являлась основным поставщиком хлеба и других товаров на рынки Европы. Татарские крестьяне, особенно в Поволжье и на Урале, пользовались заслуженным уважением в крае. Современник писал: «Хлебопашество у татар идёт очень успешно, и это надо отнести (...) исключительно к их трудолюбию». Традиционное земледелие и земледельческая культура народа были высокоразвитыми для своего времени.
Соха. Конец XIX – начало XX в.
В XIX – начале ХХ в. ведущей системой земледелия у татар, прежде всего в Среднем Поволжье, Прикамье и Окско-Сурском междуречье, была паровая в форме трёхполья, возникшая ещё в булгарское время. Пахотные земли подразделялись на три клина: паровое, озимое и яровое поле, равные по размеру и ежегодно меняемые. Паровое поле, особенно на выпаханных почвах, по возможности удобрялось. Ещё одной, некогда широко распространённой в булгаро-татарской агрикультуре системой земледелия являлась залежно-переложная. С падением плодородия пашни забрасывали (они отдыхали 5 – 20 лет), а затем распахивали как новый участок.
Татарские крестьяне за уборкой сена
Развитой агрикультуре татар соответствовал и широкий набор полевых сельскохозяйственных растений. В зоне господства паровой системы земледелия в Окско-Сурском междуречье, в Среднем Поволжье и Прикамье, почти половина всех хлебов приходилась на долю озимой ржи. Большую часть ярового клина занимал овёс. Товарной культурой была яровая пшеница. Довольно популярной являлась пшеница-двузернянка – полба. Почти повсеместно татары возделывали ячмень, о традиционности которого свидетельствует и другое название – ашлык (хлеб). Характерной культурой было просо. Гречиху в малых количествах выращивали почти в каждом хозяйстве. Из бобовых возделывали горох и чечевицу, из прядильных растений – лён и коноплю. Как доступное лакомство во многих хозяйствах выращивали подсолнечник.
Татарские земледельцы использовали разнообразный инвентарь – орудия пахоты и боронования. Первые применялись для обработки земли и делились на два типа: плуги и сохи. Орудия плужного типа – это традиционный тяжёлый деревянный плуг с колёсным передком и упряжкой из нескольких тягловых животных.
Рябинка. Худ. И. К. Зарипов. 1996 г.
Соха в земледелии татар была старинной конструкции: с двумя перовыми сошниками, перекладной полицей и запряжкой в одну лошадь.
Орудия боронования пашни сводились в основном к разным вариантам одной и той же деревянной рамной бороны с деревянными, а к концу XIX в. – преимущественно железными зубьями.
Важной порой для земледельца являлась уборка хлебов и сенокос. Повсеместно для жатвы озимой ржи, в меньшей степени – овса и полбы применяли серп фабричного, иногда кустарного производства. Низкорослые хлеба при плохом урожае, а также гречиху, горох, чечевицу убирали косой. В конце XIX в. для уборки яровых начинает использоваться коса современного вида (литовка, стойка), часто с грабельками. Для сенокошения, помимо обычной косы, на лесных опушках, заболоченных лугах применяли косу-горбушу.
Сани и телеги
Сбор сена. ТАССР. 1940 – 1950-е гг.
Сжатый хлеб для дозревания и просушки ставили в поле в копнообразные или продолговатой формы клади из 25 – 100 снопов, преимущественно яровых хлебов. Другую группу кладей составляли островерхие, из 5 – 20 снопов. Урожай сушили в степной зоне прямо в поле, а в лесостепной и, особенно, в лесной прибегали к огневой сушке в овинах и зерносушилках. Овины у татар были двух типов: шиши и срубные.
Наиболее распространённым способом обмолота снопов была молотьба цепами и животными. Цеп применялся для обмолота ржи, особенно в деревнях лесной и лесостепной полосы. Копытами лошадей топтали горох и гречиху, овес и полбу. Зерно сортировали вручную деревянной лопатой. Иногда веяли из ведра, пудовки на сквозняке в проёме ворот, дверей сарая. В XIX в. стали применять большие решёта – грохоты, а концу столетия в практику стали быстро входить ручные веялки местного кустарного производства. Для помола зерна на муку служили стационарные мельницы, водяные и ветряные. Практически в каждом крестьянском хозяйстве были ручные ротационные мельницы, деревянные, реже каменные. Распространены были и ступы, предназначенные для рушения крупы, давления конопляного масла, использовались они и как льномялки. Зерно, муку, крупу и другие продукты крестьяне хранили в клети или амбаре. Для зерна в клети сооружали срубные закрома; муку держали в деревянных кадках. У зажиточных крестьян хлеб находился в каменных или кирпичных кладовых. В лесостепной и степной полосе были распространены и подвалы.
Ветряная мельница
Водяная мельница
Садоводство, огородничество и собирательство являлись важной частью традиционной сельскохозяйственной культуры татар. Они издавна употребляли культурные и дикорастущие плоды, ягоды и овощи. Знаток народного быта К. Фукс отмечал: «В огородах у трудолюбивых татар насажено всего в изобилии: картофель, лук, свёкла, морковь и капуста – все эти овощи они запасают на зиму». Большую часть огородной, а иногда и близлежащей полевой земли у татар Среднего Поволжья на рубеже XIX – ХХ вв. занимал картофель. Из овощей особой популярностью пользовался лук. Выращивали капусту, которую солили на зиму, морковь, огурцы, свёклу, редьку, чеснок. Кряшены возделывали табак. Популярным растением на огороде была тыква. Многие из распространённых в наше время культур: томаты, перец, кабачки – появились лишь после Великой Отечественной войны.
Каменный жёрнов
Мельница ручная. XIX в.
Для татар, особенно в Заказанье, были характерны небольшие садики перед фасадом дома. Здесь росли декоративные кустарники, рябина, черёмуха. Из плодовых деревьев и кустарников предпочтение отдавалось яблоне, вишне, смородине.
С незапамятных времён для татар дикорастущие плоды, ягоды служили существенным дополнением к столу. Собирали лесную малину, землянику, чернику, ежевику, бруснику, клюкву; в степной зоне – вишню, тёрн, боярышник. Большой популярностью пользовалась черёмуха. Охотно собирали дикий лук, чеснок, борщевик, щавель. В сибирских деревнях по Иртышу важное место занимало шишкование кедра.
Весы. Начало XX в.
Щедрый август. Худ. Х. А. Якупов. 1989 г.
Животноводство у поволжских татар было важным, но в XIX в. больше носило подсобный земледелию характер. Оно являлось преимущественно натуральным: скот и птица были источником продовольствия (мясо, молоко, яйца) и сырья для домашних ремёсел и кустарной промышленности (шкуры, кожа, шерсть, пух, кость), а лошади и быки (волы) – основной тягловой силой в хозяйстве.
Седло. 1970 –1990-е гг.
Плётка. Середина XX в.
Пчеловодство (бортничество и его пасечная форма) – древнее и распространённое занятие у татар. Первоначально оно существовало в форме собирательства мёда диких пчёл, затем – собственно бортничества: искусственного изготовления бортей в дуплах больших деревьев. На протяжении ХVIII – ХIХ столетий по мере истребления старых лесов оно изживало себя. Борти сменили колодные ульи, которые первоначально подвешивали на деревьях. В ХIХ в. Пчеловодство приобрело пасечную форму. В начале ХХ столетия стали внедряться рамочные ульи современного вида. Казанские татары держали ульи преимущественно на усадьбе.
Ульи. Дер. Сулабаш Арского района. Начало XX в.
Охота в прошлом играла заметную роль в хозяйстве татар и их предков. Ещё для булгар важное значение имела добыча пушнины, свидетельством этому являются многочисленные находки на археологических памятниках специализированных наконечников стрел. Подобная охота не утратила значения и позже. Способы добычи зверя и птицы у татар, как и у их соседей, имели две традиции – лесную и степную. При первой преобладали пассивные приёмы охоты – устройство всевозможных ловушек: ловчих ям, силков, сетей-тенет, капканов, самострелов. Степная традиция просматривалась в активных способах добычи: травля зверя собаками, ловчими птицами, облавная охота, гоньба на лыжах по глубокому снегу, особенно охота верхом на волка, лису. Охотились на разного зверя, от белки до лося и медведя, на боровую и водоплавающую птицу. Там, где существовали условия, приоритет отдавался пушному зверю. Особенно развитой охота была на Урале и в Сибири, в Тоболо-Иртышском междуречье.
Булгары на охоте. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2008 г.
Рыболовство в большей степени любительское, не промышленное, практиковалось во многих татарских деревнях. Повсеместно использовались разнообразные снасти и сооружения для добычи рыбы: удочки, блесна, ловушки-морды, вентеря, сети, бредни, неводы, перемёты. Искусными рыболовами являлись сибирские татары.
Приспособления для ловли рыбы. Середина XX в.
Татары издавна были ремесленным народом. Разнообразная продукция мастеров Волжской Булгарии не только служила нуждам населения, но и была важной статьёй экспорта. Ремесленники в своей работе опирались на собственный богатый опыт, также активно перенимали традиции народов Кавказа, Ирана, Средней Азии. Для последнего создались особые условия после вхождения булгарских земель в состав Золотой Орды. В итоге сложились передовые для своего времени техники и технологии разнообразных ремёсел, производства разнообразных и оригинальных изделий.
Плотник. ХХ в.
Заготовка дров для промышленности Казани. Работа лучковой пилой. Лаишевский район ТАССР. 1939 г.
Ремёсла поволжских татар ХIХ – начала ХХ в. были разнообразны и многочисленны: по отдельным подсчётам, их было от 50 до 150. Это обработка древесины и лесохимия, переработка волокнистых веществ растительного и животного происхождения, обработка кожи, металла, камня, минеральных веществ. Одними из самых распространённых являлись промыслы и ремёсла, связанные с деревом и деревообработкой: лесохимические, рогожно-кулеткацкий, плотницкий, столярный, токарный, бондарный, экипажный. Почти в каждой деревне, особенно у казанских татар, имелись профессиональные плотники, занимавшиеся строительством домов, общественных и хозяйственных построек, мечетей, изготовлением мебели, домашней и кухонной утвари. В Казанской губернии в ХVIII – ХIХ вв. процветало производство телег, саней. В экипажном промысле активно участвовали татарские мастера. Многие татары, в основном в Предкамье, занимались добычей и обработкой луба и лыка, ткачеством рогож и сшиванием кулей, плетением лаптей, витьём верёвок.
Мастера-сапожники режут заготовки для обуви. Казань.1930 г.
Обувная мастерская Алафузовских фабрик. Начало XX в.
Практически каждый крестьянин мог произвести простейшую обработку шкуры для собственных хозяйственных нужд. Качественной выделкой этого сырья занимались профессиональные ремесленники. Именно благодаря татарским мастерам Среднее Поволжье и Прикамье, особенно районы Заказанья, стали главными центрами обработки кожи в России. Здесь выделывались знаменитые юфть (особым образом обработанная, прочная, предназначенная, главным образом, для обуви кожа крупного рогатого скота, окрашенная в чёрный или красный цвет) и сафьян (мягкая козья, реже овечья и телячья кожа, окрашенная в яркие зелёные, жёлтые, красные цвета, используемая для обуви и галантерейных изделий), с раннего Средневековья известные во всём мире как «аль-булгари». Производство долгое время существовало в форме кустарного ремесла. Именно в Казани Петром Великим была основана одна из первых в России «пумповых» (кожевенных) мануфактур.
Ткачиха. Челябинская обл., дер. Попово
Обработанная кожа предназначалась для галантерейных, шорных изделий, но в первую очередь – для выделки обуви. Сельские кустари повсеместно изготавливали относительно простую повседневную обувь: кожаные калоши, туфли, сапоги. Но татары славились прежде всего выделкой татарской или казанской узорной обуви из юфти и сафьяна. Особым образом выкроенные кусочки разноцветной кожи сшивались специальным швом шёлковыми или металлизированными нитками, образуя мозаичный узор изделия. Центр производства, к концу XIX в. принявшего характер рассеянной мануфактуры, сосредотачивался в Казани и в селениях Лаишевского и Казанского уездов. В момент расцвета промысла на рубеже XIX – ХХ вв. в нём участвовало около 10 тысяч человек, преимущественно татар, выпускавших ежегодно около 3 млн пар обуви. Яркие, красиво орнаментированные сапоги и туфли пользовались любовью среди зажиточных слоёв общества, причём не только татарского; такую обувь охотно носили и русские; её поставляли в Сибирь, Среднюю Азию, на Кавказ, в обе столицы, даже за пределы России – в Англию, Францию. Узорная кожаная обувь с потайным швом встречается на памятниках волжских булгар; кожаные сапоги с аппликацией, подобные ичигам, найдены в раскопах ханской Казани. Ныне широко распространённые слова «сапоги», «башмаки», «чёботы», «чулки» имеют тюркское происхождение.
Рыбнорядская улица. Барабусы. Около 1895 г.
Грузчики на пристани «Кавказ и Меркурий».Начало XX в.
Повсеместно распространено было ткачество, к середине ХIХ в. существовавшее в виде домашнего и мануфактурного производства и фабрик. Татарки занимались плетением кружев, салфеток, особенно распространённым в Предкамье. В южных уездах Оренбургской губернии занимались вязанием изделий из козьего пуха, особенно знаменитых пуховых платков. В промысле участвовало около 10 тысяч женщин, причём пряли нить почти исключительно татарки.
Изготовлением простой повседневной одежды, особенно нижней и для членов семьи, занимались женщины. Но издавна существовало и профессиональное ремесло по пошиву верхней одежды. Портные, почти исключительно мужчины, обслуживали своё селение и ближайшую округу, работая на заказ из материала клиента. В Казанской губернии, например, в 70-е гг. ХIХ в. татары составляли свыше двух третей всех мастеров. Среди ремёсел казанских татар выделялось золотошвейное дело – расшивание женских и мужских головных уборов шёлковой, золотой или серебряной нитью, а также бисером, искусственным жемчугом, стеклярусом.
К концу ХIХ столетия, по мере развития промышленности, транспорта, роста городов, среди татар всё большее распространение получило отходничество крестьян. Они работали в городах дворниками, кучерами, банщиками, истопниками. Их охотно нанимали, поскольку татары отличались трудолюбием и добросовестным отношением к своим обязанностям. Много татар трудилось на приисках и в шахтах Урала, Сибири, Донбасса, на нефтепромыслах Баку, рыбных тонях Астрахани, на лесоповале и лесосплаве. Распространённым и весьма характерным промыслом являлся гужевой извоз.
Торговлей и торгово-посреднической деятельностью татары занимались издавна, поскольку находились в самом центре торговых путей между странами Запада и Востока. Они не только активно посредничали в этой торговле, но и сами вели меновой торг с народами Севера, откуда экспортировали меха, кость и многое другое. В торговлю из-за конкуренции с русской буржуазией в ХVII – XVIII столетиях устремился и нарождавшийся национальный капитал. Правительство поощряло торговое предпринимательство татар, хорошо знавших обычаи и языки местных и восточных соседей.
Татарин-галантерейщик
Самой массовой была мелкая разносная и разъездная торговля, которую татары в Поволжье и на Урале практически монополизировали. Состоятельные татары держали лавки и магазины, причём в этом качестве они опережали в Прикамье русскую буржуазию. Крупные купцы, зачастую выходцы из тех же крестьян, вели масштабную торговлю не только в своём крае, но и далеко за его пределами, включая другие государства. Торговый капитал выступил организатором промыслов и промышленных предприятий в Заказанье, Сеитовой слободе, Троицке, Касимове. Татары издавна отличались деловитостью и предприимчивостью, позволившими выдвинуться из их среды немалому числу известных промышленников и торговцев. Так, в знаменитом ичижном производстве видную роль играли предприниматели С. Каримов, Г. Сабитов, Ф. Монасыпов, в прошлом сами крестьяне, начинавшие карьеру на этом поприще в качестве закройщиков. Характерно, что многие из них были крупными меценатами, немало сделавшими для развития татарской культуры и образования, формирования интеллигенции.