КУТУЙ Адель Нурмухамметович

КУТУЙ Адель Нурмухамметович

КУТУ`Й (Кутуев) Адель (Гадельша) Нурмухамметович (28.11.1903, д. Татар. Кынады, ныне Кузнецкого р-на Саратовской обл. — 15.6.1945, г.Згеш, Польша), писатель, публицист, обществ. деятель. Учился в медресе родной деревни, с 1912 — в рус. школе д. Алексеевск Самарской губ., затем в рус.-татар. школе г.Самара. Тогда же К. начал приобщаться к рус. лит-ре: читал произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.Горького, В.В.Маяковского и др. В 1920 приехал в Казань. До 1922 учился в Казан. политехн. ин-те, затем преподавал в 6-й Объединённой Татар.-башк. командной школе (ныне Казан. высш. танковое командное уч-ще). После окончания Вост. пед. ин-та (1929) преподавал рус. язык и лит-ру в ср. школе, Казан. авиац. техникуме (1932–41), Казан. ин-те коммунального стр-ва (ныне Казан. архит.-строит. ун-т). В 1920-е гг. писал рассказы, пьесы, публиковал в респ. период. печати многочисл. фельетоны, очерки, статьи, а также рецензии почти на каждый новый спектакль Татар. академ. т-ра. В 1922 в ж. «Наш путь» появились его первые стихи. К. экспериментировал в области стихотв. формы, обращался к конструктивистским композиционным приёмам, рев.-романтическим образам. Его ранние творческие поиски отмечены влиянием футуризма, что нашло отражение в первом сб. стихов «Кљннђр йљгергђндђ» («Когда дни бегут», 1925), ставшем заметным явлением поэзии того времени. Темы стихотворений К. — дружба народов, борьба за рев. преобразование об-ва, социальную справедливость; они проникнуты духом отрицания старого мира: «Егерменче броневик» («Двадцатый броневик»), «Октябрьдђ» («В Октябре»), «Тимер чђчђклђрдђн» («Из железных цветов»), «Биш минутка дљнья туктады» («На пять минут замерла жизнь»), «Эшче шагыйрь» («Рабочий поэт»), «Атла, дићгез» («Шагай, море»). Поэт конструирует метафорически иносказательную, фантастическую, но реальную в психол. смысле картину. Лирический герой К. берёт на себя ответственность за весь миропорядок, за саму природу (такое своеобразное «человекобожие» в татар. лит-ре стало одним из вариантов преодоления идеологического схематизма). Проникнутая коммунистической идейностью, его поэзия отличается при этом яркой эмоциональностью. 1930-е гг. стали для К. периодом творческого подъёма. Он стремится показать сложный процесс становления нового человека и новой соц. морали. Гл. герои его рассказов «Фђрзђнђ» («Фарзана», 1927–28), «Солтанныћ бер кљне» («Один день Султана», 1938), «Вљќдан газабы» («Муки совести», 1939), «Нишлђргђ?» («Как быть?», 1940), пьес «Балдызкай» («Свояченица», 1926), «Књк књгђрчен» («Сизая голубка», 1929), «Ќавап» («Ответ», 1929), поэмы «Сђлимђ» («Салима», 1927) — талантливые и энергичные молодые люди, возведённые до уровня авторского идеала, в устремлениях и делах к-рых К. видит залог светлого будущего. Вершиной творчества писателя стали повести «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма», 1935, рус. пер. 1954) «Рљстђм маќаралары» («Приключения Рустема», 1944). В «Приключениях Рустема» трагедия, пережитая народом во время Вел. Отеч. войны, показана через восприятие подростка. В центре пов. «Неотосланные письма» — судьба татар. женщины. Автора волнуют проблемы нравственности, духовный мир человека. Конфликт между героями-молодожёнами отражает столкновение традиционно-патриархального и нового взглядов на роль женщины в семье и об-ве. Гл. героиня повести, Галия, — мягкая, женственная и в то же время сильная, волевая женщина. Оставленная мужем, она не опускает руки, настойчиво идёт к поставленной цели — стать врачом, растит детей, завоёвывает всеобщее уважение, обретает новую любовь. Повесть сразу стала очень популярной у татар. читателей, была переведена на рус., башк., казах., каракалп., кирг., мар., тув., узб., хакас., чуваш., алб., кор., кит., монг., чеш. языки. По пов. «Неотосланные письма» были написаны одноим. опера (муз. и либр. Дж.Файзи, пост. Татар. т-ра оперы и балета 1960) и пьеса (автор Г.Минский, пост. Татар. респ. передвижного т-ра 1961).

 

В годы Вел. Отеч. войны К. был корр. фронтовых газет «Кызыл сугышчы», «Ватанны саклауда», «Тревога», «Алга дошман эстене», в к-рых опубликовал серию очерков, рассказов и стихов, написанных по следам боевых действий. Герой его воен. произведений — отважный, самоотверженный солдат-патриот: «Без — сталинградчылар» («Мы — сталинградцы»), «Хђнќђр» («Кинжал»). В нэсэре «Сагыну» («Тоскую») создан образ солдата, тоскующего по родным местам. Для всех воен. произведений К. характерны гражд. пафос, глубокая вера в победу.

 

 

Умер в воен. госпитале. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

 

 

Соч.: Публицистика. К., 1957; Сайланма ђсђрлђр. К., 1965.

 

 

Лит.:  Усманова З. Адель Кутуй: Жизнь и творчество. К., 1966; Нуруллина Р. Џђрвакыт сафта: (Гадел Кутуйныћ публицистик эшчђнлеге). К., 1966.

 

 

Н.М.Гафиатуллина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек