МИННУЛЛИН Туфан Абдуллович

МИННУЛЛИН Туфан Абдуллович

МИННУ`ЛЛИН (Мићнуллин) Туфан Абдуллович (р. 25.8.1935, д. Б.Мереткозино Камско-Устьинского р-на), драматург, публицист, обществ. деятель, засл. деятель иск-в ТАССР, РСФСР, Респ. Башкортостан (1978, 1984, 1995), нар. писатель РТ (2005). Окончил Театр. уч-ще им. М.С.Щепкина (Москва, 1961), Высш. лит. курсы при Лит. ин-те им. М.Горького (Москва, 1977). В годы учёбы приобщился к лучшим образцам рус. и европ. театр. культуры. Был актёром Мензелинского драм. (1961–62), Татар. академ. (1962–63) т-ров, работал ст. редактором в К-те радиовещания и телевидения при СМ ТАССР (1963–64), лит. сотр. ж. «Чаян» (1964–68). В 1984–89 пред. правления Союза писателей ТАССР, секр. правления Союза писателей РСФСР, с 1994 президент татар. ПЕН-центра. Первые лит. опыты — одноактные пьесы, скетчи, юмористические рассказы. Известность М. принесли драма «Милђњшђнећ туган кљне» («День рождения Миляуши», пост. 1968), посв. жизни творческой молодёжи, и комедия «Нигез ташлары» («Камни фундамента», пост. 1968), затрагивающая нравственные проблемы семьи. Активно работая в различных жанрах драматургии, писатель создал большое кол-во произведений, мн. из к-рых ставились на сценах т-ров Татарстана, Башкортостана, Казахстана, Узбекистана, Чувашии, Марий Эл, нек-рые неоднокр. показывались по центр. и респ. телевидению, печатались в центр. театр. журналах. М. признан одним из вед. нац. драматургов современности. Его драматургию характеризует не только разнообразие жанров, жанровых форм (драма, романтическая драма, муз. драма, мелодрама, трагедия, трагикомедия, комедия, в т.ч. муз. водевиль и др.), тем и проблем, но и богатство худож. средств и приёмов. В б.ч. пьес М. нашли отражение осн. проблемы современной жизни. Одно из ярко выраженных стилевых и идейных направлений драматургии М. составляют пьесы, посв. становлению и формированию личности: «Китђр юлыћ еракмы?» («Далёк ли твой путь?», пост. 1975), «Адђм баласына ял кирђк» («Человеку нужен отдых», пост. 1980), «Монда тудык, монда њстек» («Здесь мы родились, здесь возмужали», пост. 1982). Наиб. полно это направление воплощено в драм. трилогии: «Милђњшђнећ туган кљне» («День рождения Миляуши», пост. 1968), «Дуслар ќыелган ќирдђ» («Дружеский разговор»; др. назв. «Чёртов тост», пост. 1976), «Хушыгыз!» («Прощайте!», пост. 2000). В этих драмах прослеживается судьба целого поколения татар. творческой интеллигенции, поднимается проблема ответственности об-ва перед человеком. Другое направление составляют пьесы, персонажами к-рых выступают сформировавшиеся личности. Герои пьес «Ир-егетлђр» («Мужчины», пост. 1971), «Њзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами», пост. 1973), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Нет луны, так светят звёзды», пост. 1977), «Ђнилђр џђм бђбилђр» («Колыбельная», 1983) нашли своё место в жизни, имеют ясную цель, способны противостоять ударам судьбы. В идейно-худож. отношении наиб. значима пьеса «Ђлдермештђн Ђлмђндђр» («Старик из деревни Альдермеш», пост. 1976), в к-рой раскрываются истоки духовной стойкости человека, утверждается торжество жизни над смертью. Ещё одно направление составляют пьесы, посв. ист. событиям и личностям. Гл. герой драмы «Ат карагы» («Конокрад», 1972), являющийся прототипом ист. личности, — человек неординарный, выступает против любого насилия со стороны властей, ратует за личную свободу; герои романтической трагедии «Моћлы бер ќыр» («У совести вариантов нет», пост. 1981) — поэт М.Джалиль и его соратники, несгибаемые борцы с фашизмом; гл. герой драмы «Без китђбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаётесь», пост. 1986) — нар. поэт Г.Тукай, пьесы «Агыла да болыт агыла» («Плывут, плывут облака...», пост. 2001) — поэт Х.Туфан, драмы «Канкай угылы Бђхтияр» («Бахтияр Канкаев», пост. 1974) — один из соратников Е.Пугачёва.

 

В 1990-е гг. драматургия М. обогатилась новыми темами и образами. В пьесе «Вљќдан газабы» («Угрызения совести», пост. 1987) нашли место размышления автора о том, как в человеческом сознании отражаются изменения обществ. строя; драма «Илгизђр + Вера» («Илгизар+ Вера», пост. 1994) посв. проблеме межнац. браков, пьеса «Шђќђрђ» («Родословная», пост. 1998) — теме преемственности поколений. М. волнуют судьбы татар. нации, языка, культуры. Он пытается проникнуть в сущность происходящего, раскрыть причины утраты духовности, вековых нар. традиций. В драме «Сљяркђ» («Любовница», пост. 2001) поднимается острая нравственная проблема (любовь и чувство долга). Героями последующих пьес: «Эзлђдем, бђгърем, сине» («Искал тебя, любимая», пост. 2001), «Шулай булды шул» («Так уж случилось», пост. 2003), «Алты кызга бер кияњ» («Шесть невест на одного жениха», пост. 2006) стали люди, ищущие смысл жизни.

 

 

М. также и оригинальный комедиограф, развивающий традиции Г.Камала и К.Тинчурина. Его комедии отличает разнообразие жанровых форм: «Старик из деревни Альдермеш» — комедия характеров, «Яшьлегем — ќњлђрлегем» («Молодо — зелено», пост. 1978) и «Йљрђк маем» («Душа моя», пост. 1997) — комедии ситуаций, «Дилђфрњзгђ дњрт кияњ» («Четыре жениха для Диляфруз», пост. 1972) — водевиль, «Бђйлђнчек» («Задира», пост. 1982) и «Баќа мал тњгел, кђќђ туган тњгел» («Свояк не богатство, коза не родня», пост. 1992) — сатирические комедии, «Гармун белђн скрипкђ» («Гармонь и скрипка», пост. 1987) и «Гљргљри кияњлђре» («Зятья Григория», пост. 1995) — муз. комедии.

 

 

Создав ок. 20 пьес для детей, в т.ч. 7 пьес, гл. героем к-рых является пёс Акбай («Авыл эте Акбай» — «Деревенская собака Акбай», «Акбай нигђ књћелсез» — «Почему Акбай невесёлый» и др.), писатель заметно обогатил дет. драматургию. М. проявил себя и как прозаик, он автор сб-ков рассказов «Дуслык хакына» («Ради дружбы», 1965), «Чишмђ ќыры» («Песня ручья», 1968), «Милые мои» (рус. пер. 1979), «Утырып уйлар уйладым» («Раздумья», кн.1–3, 1997–2005), «Татарныћ бер баласы» («Один из многих», 2003), к-рые насыщены филос. размышлениями о явлениях совр. жизни.

 

 

Деп. ВС ТАССР в 1985–90, нар. деп. СССР в 1989–92, нар. деп. РТ с 1995. Член К-та по Ленинским и Гос. премиям СССР (1990–92), К-та мира стран Азии и Африки (1985–92). Лауреат пр. комсомола Татарии им. М.Джалиля (1974), Гос. пр. ТАССР им. Г.Тукая (1979), Гос. пр. РСФСР им. К.Станиславского (1979). Награждён орденами «Знак Почёта», «За заслуги перед Республикой Татарстан».

 

 

Соч.: Ир-егетлђр: Пьесалар. К., 1974; Монда тудык, монда њстек: Пьесалар. К., 1985; Ай булмаса, йолдыз бар: Пьесалар. К., 1996; Робагыйлар. К., 1999; Сайланма ђсђрлђр: 10 томда. К., 2002.

 

 

Лит.:  Молчанов Ю. Драматург и режиссёр // Дружба народов. 1983. № 11; Ђхмђдуллин А. Халыкчан характерларга омтылганда // Cђхнђ ђдђбияты џђм тормыш. К., 1980; его же. Њзе сайлаган язмыш // Дљреслеккђ ирешњ юлында. К., 1993.

 

 

А.Г.Ахмадуллин.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек