Наука, культура Татарстана на рубеже ХХ–ХХI веков.

Наука, культура Татарстана на рубеже ХХ–ХХI веков.

Последнее десятилетие ХХ и первое десятилетие ХХI отмечены многими важными событиями и процессами в научной жизни и культурной жизни республики. Одним из таких событий стало создание в 1991 г. Академии наук Татарстана, задачами которой были поставлены разработка республиканских программ развития научных исследований, объединение интеллектуального потенциала академической, вузовской и отраслевой науки в области фундаментальных и прикладных исследований, подготовка научных кадров высшей квалификации. В 1997 г. в системе Академии наук Татарстана функционировало 7 институтов, 3 научных центра, 2 лаборатории.

Сегодня в республике ведутся интенсивные исследования по передовым направлениям науки: нанотехнологиям, медицине, супрамолекулярной химии, металлокомплексному катализу, нефтехимии и биотехнологии, химии и технологии высокомолекулярных соединений, сопряженному физическому и математическому моделированию и проектированию энерго- и ресурсосберегающих технологий производства новой продукции.

Приоритетной для Республики Татарстан является сфера нанотехнологий. Республика первой в России вышла с разработкой проекта Комплексной региональной программы развития наноиндустрии, рассчитанной на период до 2015 года. Для кадрового обеспечения развития инновационной деятельности в республике в вузах республики начата подготовка кадров по специальностям – «Наноматериалы» и «Нанотехнологии в электронике». В ряде вузов создаются магистерские программы, а также программы повышения квалификации для специалистов, востребованных в сфере наноиндустрии. Основными центрами этой работы являются Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский государственный технологический университет им. С.М.Кирова и Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина.

Благодаря новейшим разработкам в сфере разведки и добычи нефти в трудах Р.Х. Муслимова, И.Г. Юсупова, В.П. Тронова создана комплексная высокоэффективная программа извлечения трудноизвлекаемых запасов нефти. Это позволило ОАО «Татнефть» сохранить высокий уровень добычи нефти, Кроме того, благодаря комплексу технологий, предложенному учеными-нефтяниками в республике реализуется специальная технология по предотвращению выброса в атмосферу паров нефти, в результате чего кардинально улучшилась экологическая ситуация в нефтяных регионах. Ученые-нефтехимики, среди которых наиболее заметное место занимают С.Г. Дьяконов и А.М. Мазгаров, разработали установку для очистки сырой нефти и нефтепродуктов от серосодержащих загрязнителей.

Учеными-физиками, среди которых заметную роль сыграл И.Б. Хайбуллин, созданы новые высокоэффективные технологии получения полупроводниковых, оптических, магнитных материалов для микроэлектроники и оптоэлектроники, вычислительной техники, голографии с уникальными характеристиками. К.М. Салихов и А.В. Ильясов возглавили работу по разработке оригинальной низкополевой установки и усовершенствования метода ЯМР-томографии для ранней диагностики онкологических заболеваний. Первые томографы появились в Казани в 1997 г.

Казанская астрономическая школа во главе с Н.А. Сахибуллиным получила статус ведущей школы России в области астрофизики. Казанские астрономы получили новые возможности для развития своих исследований в связи с созданием телескопа, установленного в Турции, где казанские астрономы ведут совместную работу с коллегами Института космических исследований РАН, Национальной обсерватории Турции.

Во всем мире известна Казанская математическая школа, лидерами в которой являются сегодня М.М. Арсланов, Н.К. Замов, Д.Х. Муштари, Б.Н. Шапуков, А.Н. Шерстнев. В 1993 г. была создана Совместная лаборатория Академии наук Татарстана и Казанского госуниверситета «Проблемы искусственного интеллекта» под руководством Р.Г. Бухараева и Д.Ш. Сулейманова для проведения фундаментальных научно-исследовательских и прикладных работ в области компьютерной лингвистики, для разработки соответствующих стандартов и средств компьютерного обеспечения татарского языка в рамках Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан.

Казань традиционно является одним из самых заметных центров химической науки. Сегодня казанскую школу химиков возглавляет крупный исследователь, известный фундаментальными разработками по сольватации органических соединений, базирующихся на термохимических данных, А.И. Коновалов. Это исследование отмечено Государственной премией в 1987 г.

Высоких результатов в своих исследованиях достигают казанские биологи, биохимики, биофизики. За цикл работ в области сигнальных систем клеток И.А. Тарчевский и АН. Гречкин удостоены премии АН РТ им. В.А. Энгельгардта. Казань остается важным центром разработки новых методов медицины и применения новых медицинских инструментов. Под руководством академика М.К.Михайлова развивается международное сотрудничество в области неврологии, охраны здоровья матери и ребенка. Не оставлены без внимания в Казани проблемы рентгенологии, кардиологии и других областей современной медицины. На этом направлении плодотворно работает почетный член АН Татарстана знаменитый хирург Р.С. Акчурин. Непосредственное практическое значение имеют разработки специалистов сельского хозяйства и ветеринарии.

В 1990-е гг. кардинально изменились возможности для развития гуманитарных наук. В 1993г. открылся институт социально-экономических и правовых исследований, в 1994 г. – на базе отдела Института языка, литературы и истории был создан Институт Татарской энциклопедии. В 1996 г. на базе Института языка, литературы и истории были сформированы Институт истории и Институт языка, литературы и искусства.

За короткий срок были созданы крупные труды, созданные с учетом новых методологических позиций, свободных от коммунистической идеологии. Заметным событием в научной и общественной жизни страны стал выход в свет первой в истории татарской культуры энциклопедии. В 1999 г. вышел в свет Татарский энциклопедический словарь на русском языке под редакцией президента Академии наук Татарстана М.Х. Хасанова, в 2002 г. вышел Татарский энциклопедический словарь на татарском языке. За 2002-2008 гг. вышли в свет четыре тома «Татарской энциклопедии». Важным достижением казанских историков стал выход в 2001г. коллективного сборника «Татары», авторский коллектив которого был удостоен Государственной премии РТ. Весомый вклад в освещение истории татарского народа внесли первые 2 тома «Истории татар с древнейших времен». Результатом более чем тридцати летней работы археологов республики стала «Археологическая карта Татарстана» в 6 томах. Авторы этого уникального труда были удостоены Государственной премии республики Татарстан в области науки и техники за 1994 г. В 2008 г. вышел фундаментальный труд, атлас «Тартарика. Этнография», представляющий итог многолетних исследований богатого культурного наследия татар, проживающих в волго-уральском регионе России.

С изменением политических условий гуманитарии получили благоприятные возможности для установления тесных связей с зарубежными коллегами. В июне 2000 г. в Казани с успехом проведена международная научная конференция «Евразийство на рубеже XXI века». В ней приняли участие представители Казахстана (О.Сулейменов), Киргизии (Ч.Айтматов), Израиля (А.Шмулевич), Турции (А.Демирер). В налаживании международных контактов видное место занимают международный семинары «Историко-культурное наследие Великого Волжского пути» и круглые столы «Великий Волжский путь». Особый интерес иностранные исследователи проявляют к научным разработкам по тюркологии. В Турции издана «Антология татарской литературы» на турецком языке в трех томах и «Дастаны татарского народа», подготовленные татарскими учеными М.З. Закиевым, Н.Г. Юзеевым, Ф.И. Урманчеевым.

В 1990-е гг. в контексте радикально трансформировавшегося общества менялась и система образования. Новые возможности для развития татарского языка, национальных образовательных учреждений открывались с принятием законов «О языках народов Республики Татарстан», «Об образовании». В республике были созданы татарские гимназии, школы и лицеи, увеличилось количество русско-татарских, татаро-русских, чувашских, удмуртских и других школ. В некоторых вузах появилась возможность получения высшего и средне-специального образования на татарском языке. В 1992 г. был открыт Татарский Государственный Гуманитарный институт, осуществлявший обучение на русском и татарском языках. Появилось много новых вузов, в основном негосударственных. Есть среди них и конфессиональные, существование которых невозможно было даже представить в эпоху господства коммунистической идеологии. Это Российский исламский университет и Казанская духовная семинария.

Характерной приметой общественной жизни республики явилось возвращение в нее религии. Верующим возвращались мечети и церкви. С 1991 года религиозные праздники Рождества и Курбан-байрам объявлены праздничными днями. В 1991 году при Закабанной мечети в городе Казани было открыто первое медресе. В городах и селах республики создавались новые мечети. В середине 1990-х гг. на территории Казанского кремля началось сооружение мусульманского культового, научного и культурно-просветительского комплекса «Кул Шариф». 24 июня 2005 г. состоялось торжественное открытие воссозданной почти через 5 столетий самой большой мечети в Европе «Кул-Шариф». Казанской епархии был возвращен Благовещенский кафедральный собор. В этом крупнейшем и древнейшем в Среднем Поволжье соборе были проведены масштабные восстановительные работы. В 2005 г. после огромной работы Казанской епархии Русской православной церкви был передан список Казанской иконы Божьей матери, находившейся в Ватикане.

Смена политической атмосферы сопровождалось изменением роли средств массовой информации, которые становились мощным фактором общественной и культурной жизни республики. В 1990-е гг. наряду с государственной телерадиовещательной компанией «Татарстан» осуществляли трансляции новые каналы: «Татарстан-новый век», «Эфир», «Вариант», «СТС-Казань», «ТНТ-Казань». В 2001 г. в республике появилось кабельное телевидение. Список периодических изданий пополнили газеты «Восточный экспресс», «Шахри Казан», «Время и деньги», «Татарские края», «Казанские ведомости», «Звезда Поволжья», журналы «Идель», «Мирас», «Гасырлар авазы=Эхо веков», «Научный Татарстан», «Салават Купере» и другие.

Освобождение творческой интеллектуальной деятельности от строгих идеологических рамок способствовало появлению новых тем в татарской литературе. Произведения Р.Батуллы, В.Имамова, Ф.Латыфи, Р.Мухамадиева, Н.Фаттаха, Р.Хариса, С.Шамси способствовали росту самосознания татарского народа. Возрождению татарской нации посвятили свое творчество в 1990-е гг. А.Адиль, Ф.Байрамова, М.Гилязов, Р.Зайдулла, Г.Муратов, З.Хаким, А.Халим, Х.Хуснияр.

В современном изобразительном искусстве широкое воплощение получила идея возрождения национальных культурных традиций. Художники (Р.Вахитов, К.Нафиков, Р.Загидуллин, Н.Хазиахметов, Ф.Хасьянова) обратились к страницам истории татарского народа. Образы народных сказок и преданий татарского народа, древние мифологические представления — ведущая тема в самобытном творчестве художника А.Фатхутдинова. Работы И.Хасанова, А.Ильясовой, Х.Шарипова характеризует обращение к восточной мифологии, кораническим сюжетам, искусству примитива. С конца 1990-х гг. возрождается традиционное для татар искусство арабской каллиграфии в виде шамаилей, тугр и т.п. Оно получило развитие в творчестве казанских художников Н.Исмагилова (Наджип Наккаш), Р.Загидуллина, Ф.Гирфанова, Р.Саляхутдинова, В. Попова, Р.Шамсутова. В декоративно-прикладном искусстве в последние годы также возрождаются традиционные техники — кожаная мозаика (С.Кузьминых, Н.Кумысникова, А.Замилова), золотая вышивка (А.Липина).

Демократизация общественной жизни явно отразилась на репертуаре театров. В Татарском театре им. Г.Камала в период перестройки появились остро политические спектакли, например, «Плаха» режиссера Д.Сиразиева. Лучшими театральными работами по всеобщему признанию стали спектакли «Рана» по повести А.Гилязова, «Немая кукушка» З.Хакима, «Ханума» А.Церетели. Огромная заслуга в успешной деятельности театра принадлежит режиссеру М.Х. Салимжанову, который в 2001 г. получил высшую театральную награду Российской Федерации – премию «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». В 1990-е гг. современный стиль в работу театра приносит режиссер Ф.Бикчантаев, постановщик спектаклей «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Домовой» М.Гилязова, «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» Наки Исанбета, «Чайка», «Три сестры» А. Чехова. Но наиболее заметной и успешной работой стала постановка «Черная бурка» Г.Хугаева. На VIII Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз-2005» спектакль, поставленный Ф.Бикчентаевым, завоевал Гран-При и был признан победителем в номинациях «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучшая работа художника». Этот же спектакль во Всероссийском Национальном фестивале «Музыкальное сердце театра», проходившем в Москве в феврале 2007 г., был признан победителем по трем номинациям: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» и «Лучший исполнитель главной роли».

Дважды, в 1998 и 2002 г. в Казани проводился театральный фестиваль тюркских театров «Науруз». В первый раз главный режиссер камаловского театра М.Салимжанов получил Гран-при за постановку спектакля «Ясновидец» по пьесе З.Хакима. В 2002 г. на фестивале татарскими театрами были представлены две пьесы по мотивам произведений выдающегося татарского ученого и драматурга Наки Исанбета. Театр им. К.Тинчурина показал спектакль «Ходжа Насретдин». Исполнитель главной роли в этом спектакле Алмаз Фатхуллин получил приз за лучший дебют. А Рыжий насмешник и его черноволосая красавица камаловского театра принесла Ф.Бикчантаеву приз за лучшую режиссерскую работу.

Татарский академический театр оперы и балета является единственным театром в России, в котором на протяжении многих лет поддерживается традиция проведения 2-х крупных Международных фестивалей – оперного им. Ф.И. Шаляпина с 1982 г. и фестиваля классического балета им. Р.Нуриева. Последний существует с 1987 г. В 1992 г. в фестивале принял участи Р.Нуриев, завершивший к тому времени карьеру танцовщика. Он выступил в качестве дирижера в спектакле «Щелкунчик». А с 1993 г. фестиваль носит имя Р.Нуриева, которого не стало в том году. Большой любовью зрителей пользуются оперы «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Алтынчеч», оперетты «Севильский цирюльник», «Летучая мышь», балеты «Корсар», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Шурале» и др. Огромная заслуга в творческих достижениях театра принадлежит директору театра Р.Мухаметзянову, который сумел наладить беспрецедентные творческие контакты с зарубежными постановочными группами, результатом которых стали постановки: «Фальстаф» (2001 г.), «Свадьба Фигаро» (2002 г.), «Набукко», «Искатели жемчуга» (2003 г.), «Лючия ди Ламмермур» (2004 г.). В 2003 г. Р.Мухаметзянов Международной Академией менеджмента был признан победителем российского конкурса «Менеджер года – 2002» в номинации «Культура».

Во второй половине 1990-х гг. творческий подъем переживает Казанский Большой драматический театр им. В.И. Качалова, который в 1996 г. получил звание академического. Большой популярностью пользуются спектакли «Ревизор» Н.Гоголя, «Роковые яйца» М.Булгакова, «Вишневый сад» А.Чехова, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Дом, где разбиваются сердца» Б.Шоу, «Скрипач на крыше» Д.Стайна, Д.Бока. В 2000 г. мюзикл «Скрипач на крыше» был удостоен Государственной премии им. Г.Тукая.

Популярными в республике был и Татарский государственный театр драмы и комедии им. К.Тинчурина. В его репертуаре наиболее успешными спектаклями были «Ай булмаса – йолдыз бар» Т.Миннулина, музыкальная драма К.Тинчурина на музыку С. Сайдашева «Угасшие звезды», оперетта Т.Гиззата, муз. Д.Файзи «Башмачки» и буффонадная комедия по пьесе Ж.Б.Мольера «Господин де Пурсоньяк», трагедия Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

Заслуженной любовью зрителей пользовались спектакли Казанского театра юных зрителей: «В профиль и анфас» (В.Шукшин), «Орфей и Эвридика» (Ж.Ануй), «Буря» (В.Шекспир) и ряд других. В 1992 г. спектаклю «Погром» по роману Б.Васильева «И был вечер, и было утро» была присуждена Государственная премия. В 1996 г. спектакль «Буря» (режиссер Б.Цейтлин) был удостоен высшей театральной награды – премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль года».

В 1990-е гг. в культурной жизни республики достойное место занял Татарский театр юного зрителя, который был образован в конце 1980-х гг. и в 1991 г. получил статус «государственного». До 1996 г. театр-студия, не имевший своего здания, показывал свои спектакли в школах, Домах культуры. В 2000-е гг. театр стал показывать спектакли на собственной сцене, получив здание Дворца Культуры льнокомбината.

В 1991 г. при Совете Министров республики был организован Государственный фонд развития кинематографии, преобразованный затем в Государственный комитет кинематографии. По его эгидой взаимодействовали Казанская студия кинохроники, производственные объединения «Татаркиновидеопрокат», «Киносервис», «Татарвидеофильм», киностудия «Татарфильм», Государственный оркестр кинематографии, Республиканский дом киноискусства. Заметным событием стали выход в свет в 2002 г. первого художественного фильма на татарском языке «Куктау» («Небесная гора») режиссера И.Ягофарова, сделанного по сценарию М. Гилязова и «Зулейха» по мотивам произведения Г.Исхаки режиссера Р.Тухватуллина, вышедшего в 2003 г. За лучшую мужскую роль в этом фильме «Куктау» Фарид Бикчентаев получил приз «Золотой минбар». Этот международный фестиваль мусульманского кино был впервые проведен в Казани в 2005 г. Впоследствии он стал ежегодным. Проведение фестивалей продемонстрировало творческие достижения кинематографистов мусульманских стран, популяризировало духовно-нравственные и культурные традиции мусульманской культуры, создавало объективные представления об исламе в российском и мировом сообществе.

В 1990-е гг. культурная жизнь республики обогатилась новыми профессиональными музыкальными коллективами. В 1989 г. был создан Государственный камерный оркестр «Ля примавера», в 1993 - Государственный оркестр народных инструментов РТ, в 1997 г.- ансамбль танца «Казань», в 1999 г. - Государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан. Музыкальная жизнь Татарской республики, ее столицы в конце ХХ – начале ХХI вв. насыщена крупными конкурсами и фестивалями мирового масштаба. Новую культурную среду в республике создают фестивали современной музыки «Европа–Азия» и джазовой музыки «Сотворение мира». Эти евразийские музыкальные форумы позволяют почувствовать татарстанцам причастность к развитию мировой музыкальной культуры.

Большое внимание на современном этапе уделяется выявлению юных артистических талантов. Традиционным стало проведение в Казани фестиваля эстрадного искусства «Созвездие». В области профессионального музыкального искусства традициоными стали также республиканский конкурс вокалистов им. С.Сайдашева, Международный конкурс молодых исполнителей имени И.Шакирова, серия музыкальных фестивалей в рамках проекта «Великий Волжский путь», Казанские хоровые ассамблеи, Пиано-форумы и ряд др.

Большое значение для построения гражданского общества имеет сохранение исторической памяти, в связи с этим в 1990–2000-е гг. существенное развитие в республике получили музеи. Целый комплекс музеев был создан в Казанском Кремле: Эрмитажный Центр, национальная художественная галерея «Хэзинэ», музей исламской культуры, музей Великой Отечественной войны, музей государственности Татарстана, Появились новые музейные объекты и в Нижнекамске, Альметьевске, Алексеевском, Спасском и других районах республики. Среди них можно отметить музеи Н.Жиганова, Б.Урманче в Казани, Г.Кайбицкой в Кайбицком районе, историко-мемориальный и этнографический музейный комплекс Г.Исхаки в Чистопольском районе, музей Ш.Марджани в Атнинском районе, М.Магдеева в Арском районе, музей-усадьба Х.Туфана в Аксубаевском районе, чувашского народного поэта П.П. Хузангая в Алькеевском районе, музей имени К.Насыри в Зеленодольском районах и др.

Важным направлением развития культуры Татарстана в эти годы создание монументальных произведений, призванных увековечить память о выдающихся событиях истории Татарстана, выдающихся деятелей науки, культуры и искусства. Около Национально-культурного центра «Казань» был установлен памятник «Херрият». Были сооружены памятники выдающимся ученым К.Ф. Фуксу, М.Т. Нужину, Е.Завойскому, Л.Н. Гумилеву, В.М. Бехтереву; выдающимся деятелям искусства Б.Урманче, С.Сайдашеву, Г.Исхаки, Ф.Шаляпину, Г.Державину, В.Качалову, Н.А. Дуровой, И.И. Шишкину, революционеру и политическому деятелю М.Султангалиеву и др.

Одним из самых заметных событий первого десятилетия в республике явилось празднование 1000-летия Казани, крупнейшего экономического и культурного центра страны. К юбилею в Казани были построены или отреставрированы такие крупнейшие объекты, как ансамбль Казанского Кремля, столичная Ратуша, театр оперы и балета им. М.Джалиля, мечеть Марджани, Татарский Государственный гуманитарный институт, мечеть Марджани, Мариинская гимназия, Казанский Богородицкий женский монастырь. Были открыты Парк 1000-летия Казани с памятником поэту ХIII века Кул Гали.

В рамках официальных мероприятий в Казани прошел целый ряд культурных мероприятий, имеющих всероссийское и международное значение событий: симпозиум «Мусульманская культура в Волго-Уральском регионе», фестиваль мусульманского киноискусства «Золотой минбар», III Всемирный конгресс татар, саммит российских губернаторов и лидеров стран СНГ. ЮНЕСКО включила 1000-летие Казани в календарь памятных дат. В августе 2007 г. свой 1000-летний юбилей отметил город-музей Елабуга. Символом 1000-летия города стал памятник первому эмиру Волжской Булгарии Ибрагиму I, установленный на берегу Камы.

Прокладывая маршруты в будущее, Татарстан вновь и вновь обращается к своей истории, одна из главных страниц которой связана с образованием в 1920 г. ТАССР. Это событие сыграло важную роль в ее социально-экономическом и культурном развитии.

 

Источник: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек