Почему Уську называли родиной непокорных

Почему Уську называли родиной непокорных

1-5

Мартовским феминистским ветром занесло нас на родину непокорных людей, в деревню Уська. Знающие люди рассказывают, что от природы наделены были уськовчане бунтарским нравом – бунтовали они как в отдельно взятые скандально известные исторические периоды, так и в довольно спокойные отрезки времени между ними. В результате чего и веру свою сохранили, не покорившись насильственному введению христианства, и Пугачёвское восстание поддержали, и историческое название своего села вернули. Осталось ли что-нибудь от их былой строптивости?

ИМЕНИ РЫБАКА

На мартовских улицах Уськи поч­ти пустынно. Лишь бодрым шагом вдоль да по безлюдной улице ша­гают дама с тяжёлыми сумками и мужчина на костылях. Увидев нас, пара останавливается и с ин­тересом разглядывает заезжих го­стей. Знают, что мимо не пройдём. Роза Шарифуллина «татарстан­скому» интересу к своей деревне обрадовалась и, поставив на снег сумки, из которых тут же повы­глядывали на свет треугольники тканей в весёлый цветочек, пове­дала такую историю:

1-4

1-3

– Когда‑то здесь, на реке Зай, поселился рыбак со своей семьёй, звали его Учкэ. Так и была ос­нована деревня, – рассказывает Роза. – Так и имя своё получила. По-татарски Уська так звучит.

Похоже, рыбачить в этом месте начали очень давно – впервые об Уське упоминается в 1678 году. В середине XIX века здесь прошла вторая волна христианизации, говорится в «Татарской энцикло­педии».

– Кого покрестили, а кого и не смогли, – говорит Роза. – Самые несговорчивые остались жить на окраине деревни или поки­нули родные места. Тогда, чтобы закрепить за жителями статус кряшенов, и сменили название на Малые Аты. А в соседних Боль­ших Атах на тот момент уж и цер­ковь для прихожан обеих дере­вень построили…

ОТМЕНА ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ

Переименовывать сёла и де­ревни в России любили всегда, особенно в советские времена. Но только особо неугомонным и неравнодушным к судьбе своей родины удалось вернуть своему месту жительства исконные на­звания. К таким счастливчикам можно отнести и Уську.

– Про наше село даже книга есть, я её читала, поэтому всё и знаю, – поясняет Роза.

Мужчина на костылях кивает – видимо, он тоже читал.

«Историю моей деревни – исто­рию моего народа» написал Уль­фат Миннеханов, бывший дирек­тор 7‑й нижнекамской школы. Уроженец Малых Атов настоял на возращении селу историческо­го названия, и в 1997 году Уська вновь появилась на географиче­ских картах. Переименование было связано также с тем, что на­сильственно крещёные уськовча­не, в большинстве своём, снова приняли веру предков.

1-8

 

КЛАДБИЩЕНСКИЙ КЛАД

За давностью лет и не разга­дать, как переводится слово Учкэ. А вот его вольная интерпретация на русский язык очень нравится хозяевам местных кошек. Поэ­тому в Уське кошек зовут Мусь­ками, и они охотно откликаются на распространённое средь уса­тых-полосатых имечко громким мурлыканьем.

Из-за исторических перипетий со сменой веры в Уське образова­лось аж три кладбища. Кряшен­ское и мусульманское располо­жены по разные стороны дороги. Третье – языческое, иногда на­поминает о себе неожиданными находками. Была такая история… Некто Ахат Файзуллин, купивший в 30‑е годы дом за три участка от кладбища, нашёл в своём под­поле кувшин.

«Неужели клад!» – обрадо­вался новоиспечённый хозяин. Но вслед за глиняной черепушкой показалась… человеческая. Уста­новили тогда, что рост захоро­ненного не меньше двух метров. А традиции, по которым он по­гребён, похожи на языческие ма­рийские и чувашские. Так что, не смотря на то, что деревня нын­че татарская, тот самый первый рыбак-основатель Учкэ вполне мог быть, например, марийцем.

1-1

 

ПУГАЧЁВСКИМИ ТРОПАМИ

Жители Уськи уверены, что че­рез их деревню проезжал Еме­льян Пугачёв и местные бунтари с радостью пополнили ряды са­мозванца. За воспоминаниями очевидцев Пугачёвского бунта спустя 60 лет отправился в по­волжское путешествие Пушкин. Откуда такие сведения? Да всё из той же книги Ульфата Мин­неханова. Автор пишет о том, как были найдены упоминания о Пушкинской дороге – старом большом тракте, который прохо­дил в этих местах, а в советские времена был перекопан и забро­шен.

1-11

1-7

Плавное течение уськовской истории прерывает скрип ка­литки – к беседе присоединяется настоящий старичок-боровичок из дома напротив. Тахиржану Ситдикову скоро исполнится 90 лет, он кивает и улыбается в ответ на все вопросы.

– Плохо слышит, – объясняет нам Роза, пытаясь докричаться до бабая и объяснить ему цель визита «Татарстана» в Уську. – Он труженик тыла, здесь работал механиком в автопарке. Рань­ше ведь у нас в деревне всё как у людей было: большая ферма, коровник. Тогда там всё село ра­ботало, а в начале

2000‑х ферму разобрали, поля забросили, скот увезли, теперь ни одного рабочего места нет, – вздыхает Роза, за­ботливо поправляя бабаю шапку перед фотосессией. – В последнее время строиться у нас стали, – женщина машет рукой в сторону улицы Молодёжной, вдоль кото­рой выстроились коттеджи-но­востройки. – Ведь у нас тут и газ, и свет, и вода – всё проведено. Только молодых на Молодёжной мало – ни школы у нас, ни сади­ка, ни клуба. Живут в основном пенсионеры – оставляют детям квартиры в городе, а сами сюда перебираются. Как мы с мужем. Живём в доме покойного отца моего. Он у меня известным борцом был! Ладно, пойдём мы, а то простудимся. После бани мы, у сестры в гостях были, парились.

В окошко то ли нам, то ли не нам машет рукой бабушка, ради которой лет семьдесят на­зад Тахиржан бабай остался жить в Уське, навсегда покинув родной Заинский район. Уська хранит много подобных романтических историй, ведь считается, что здесь проживали самые красивые де­вушки Нижнекамского района.

1-9

Тахиржану Ситдикову скоро исполнится 90 лет, он кивает и улыбается в ответ на все вопросы.

КАПИТАНСКИЕ ДОЧКИ

На этой романтической, поч­ти весенней ноте над Уськой на­чинают сгущаться вполне себе зимние тучи. Похоже, скоро нач­нётся метель, такая же, как в «Ка­питанской дочке» при первой встрече Гринёва с Пугачевым. И, как тогда, дорожный подскажет помещику верный путь, кото­рым, возможно, окажется та са­мая Пушкинская дорога… Мы же, чтобы не сбиться с пути, поскорее отправились современными ас­фальтированными тропами до­мой – нагостились, пора и честь знать.

1-10

КАК ДОБРАТЬСЯ:

От Казани до Уськи 214 километров. Ехать нужно в сторону Нижнекамска, мимо Чистопо­ля и Камских Полян. Поворачивать на указа­теле «Каенлы», а в самом посёлке – направо. После деревни Туба сразу начинаются улицы Уськи. Если ехать от Нижнекамска, то до Уськи всего 30 километров.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:

Советуем непременно прогуляться по самой старой улице в селе – улице Тукая. Тут сохра­нились старенькие разноцветные избушки с резными наличниками – самый живописный пример татарстанского деревянного зодче­ства. Именно под ними притаились языческие захоронения, а возможно, и Пугачёвский клад – об этом нам намурчала Муська, а усь­ковские кошки никогда не врут.

 

Фото: Алёна Кутыркина

Журнал "Татарстан", 2019.

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек