Пролей-Каша — всем кашам каша!
Много на свете деревень с диковинными названиями, но никакое Старое Козявкино или даже Лысая Балда не сравнится с нашей Пролей-Кашей!
Много на свете деревень с диковинными названиями, но никакое Старое Козявкино или даже Лысая Балда не сравнится с нашей Пролей-Кашей! Мало того, что имечко это бросает вызов существительным и прилагательным, которые обычно присутствуют в названии деревни, оно еще и отказывается склоняться. В деревне Пролей-Каша вместо прилагательного – глагол в повелительном наклонении, а существительное, хоть и «каша», но не внемлет никаким глагольным повелениям, крепко держась за свой именительный падеж. В общем, филологи и рядом не стояли, когда Пролей-Каша появилась на свет.
ТО ЛИ ЧЕХИ, ТО ЛИ МОНАХИ
А появилась она в 1611 году, когда несколько чувашей из Свияжского уезда пришли сюда и облюбовали «дикое поле». Там и поселились. Версий вокруг переименования «дикого поля» несколько, но все они крутятся вокруг того самого действа, которое отразилось в названии. Кашу тогда действительно пролили. Но вот кто и с какой целью?
— Понятное дело, что просто так кашу проливать никто не будет, — сказала нам баба Шура Полянина из красивого деревянного домика с синими наличниками. – Ее пролили солдаты — то ли чехи, то ли монахи… Не помню уж, кто именно, в общем, это когда на Волге бои шли… Вот они на этом самом месте остановились отдохнуть, развели костер, стали кашу варить – тут их неприятель и накрыл! От неожиданности они кашу-то и пролили. Да вы лучше у бабы Люси спросите, Гришиной, она 1929 года рождения, она больше знает. А я только с 1930. Она на том конце села живет, за школой. Только сейчас не проедете, грязь там. И не пройдете даже.
ДАВНЯЯ ОБИДА ЗЕМЛЕМЕРА
Права была баба Шура – до бабы Люси мы не добрались. Зато добрались до Таисии Васильевны Бакушиной – учительницы химии и биологии на пенсии:
— Наша Полей-Каша – одна такая на всю страну. Единственная! Ивановок, Петровок, Сидоровок там всяких полно, а Пролей-Каши больше нет!
С этим мы спорить не стали.
— Мы-то привыкли сами, — продолжает Таисия Васильевна, — а иной раз думаю: хоть бы переименовали ее, что ли! Все смеются! Вот как-то отдыхала я в Армении, на курорте, телеграмму домой на почте отправляла, что, мол, доехала нормально. Так когда адрес диктовала, все армяне гоготали на весь почтамт. Да что армяне! В Казани и то все смеются. А все из-за кого? Из-за какого-то землемера, который, говорят, делил здесь землю, да не угостили его потом кашей, потому что пролили… Обиделся, видно, землемер, и назвал деревню Пролей-Каша.
ОДИН КОЗЕЛ ВМЕСТО 8 000 ОВЕЦ
Беседу нашу прерывает многодетное козлиное семейство, которое совершенно не против попозировать перед столичными фотокамерами. Возглавляет семейство – наикрасивейший козел с такими великолепными кручеными рогами, что иным представителям мужского пола и не снились…
— Это у нас Тёпа, — знакомит прессу с козлом его хозяйка, подгоняя рогоносца хворостиной. – Он у нас уже старенький, пять лет ему.
При слове «старенький» Тёпа гордо отворачивается и удаляется в сторону озера, уводя за собой семейство.
— Это что, — говорит Таисия Васильевна, — провожая взглядом козла. – Вот раньше у нас тут, в колхозе, 8 000 голов овец было! Первое в районе спецхозяйство по разведению породы тонкорунной овцы! Павел Федорович Захватов то хозяйство создавал. А сейчас колхоза нет, в школе учеников совсем мало…
БОЛЬШОЙ ШКОЛЫ НА ВСЕХ ХВАТИТ
Глядя на Пролей-Кашинскую школу, совсем не верится, что мало в ней учеников. Она большая, новая, красивая, двухэтажная!
— Когда я только после пединститута пришла сюда преподавать в 8 класс – аж страшно стало! – вспоминает Таисия Васильевна. – 38 лбов в классе было. В школе 200 человек! Классы на «А» и «Б» делились! В две смены учились! А сейчас? 32 человека на всю школу!
Мы отправляемся в школу и попадаем одновременно в пять учреждений, расположившихся на свободных от учеников местах: собственно в школу, в сельсовет, в детский сад, в библиотеку и еще во что-то неподписанное.
БЕЖЕНЦЫ И РАЗБОЙНИКИ
В школьном краеведческом музее, среди раритетных патефонов и пионерских барабанов, мы нашли еще одну версию истории названия деревни.
«… село было образовано беженцами, скрывающимися от разбойников, от которых не было покоя селянам, чьи деревушки располагались на берегу Волги. Вот и решили люди уйти вглубь, к лесу. Пока шли, проголодались. Развели костер, стали кашу варить. Вдруг откуда не возьмись – разбойники! Бросились переселенцы в гору, да впопыхах разлили котелок с кашей. Вот в честь той каши и…»
Эту версию выкопал в госархиве художник из Санкт-Петербурга Борис Кириллович Яфаркин, урожденный пролейкашинец.
ЛЕДЯНАЯ СЛОБОДА
Завуч Елена Васильевна очень сокрушалась, что разминулись мы с человеком ответственным за музей, но и сама много чего интересного рассказала. В частности про чувашскую версию названия села. Оказывается, по-чувашски Пролей-Кашу называли Пркасы – Ледяная Слобода. Деревенские вспоминают, что из-за того, что на улицах много воды всегда было и озеро посреди деревни – замерзало все быстро и улицы были как лед, отсюда и название. Но память о пролитой каше оказалась в народе сильнее, чем о ледяной слободе.
НЕУЖЕЛИ ЗРЯ ПРОЛИВАЛИ?
С техничкой Верой Леонидовной Скрипачевой прогулялись мы по одной из ледяных слободок Пролей-Каши. Вера Леонидовна была печальна, с грустью вспоминая былую славу села: говорила о передовиках производства, о рыбацкой бригаде, об участниках целины и XXVII съезда компартии – об уважаемых людях, о которых все сейчас забыли… О своей большой и славной деревне, которая умирает…
Наши же мысли крутились около видов и сортов каши. Она дымилась в тарелках: то гречневая рассыпчатая, то детсадовская манная с комочками, то каша «Дружба» времен пионерских лагерей… Каши не проливались из тарелок, а скорее вываливались, вытряхивались даже. Неужели те самые чехи, монахи или землемеры пролили кашу «Быстрофф», заваренную кипятком? И сколько надо было разлить той самой каши, чтобы на месте пролития уместилась такая большая деревня? Неужели зря ее проливали? Неужели такая большая, красивая и единственная в своем роде деревня уйдет в прошлое и никто так и не вспомнит кто же, а главное где пролил кашу?
____________________________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани едем в сторону Тетюш. А там уж недалеко, указатель «Пролей Каша» не даст вам промахнуться. Всего от Казани до данной деревни – 172 километра.
ПРОШЛОЕ В ЦИФРАХ:
В школьном музее сохранилась такая запись 115 летней давности: «В 1896 году в деревне Пролей-Каша – 194 избушки. Мужского пола — 882 чел., женского пола — 813 чел. Итого: 1755 чел.
Имеется в деревне: 1 школа и 2 помещения для хлеба запасного магазина, 9 ветряных мельниц, 1 круподарка, 2 красильни, 1 торговая лавка и 1 винная лавка.
Русских – 902 чел., чувашей – 624 чел. Из них православных – 1250 чел.
Раскольников:
поморской секты – 105 чел.
спассов-согласия – 171 чел.
мещанин – 1 чел.
Имеющих голос на сельском сходе – 187 чел.
На волостном сходе – 204 чел.
Помощник старшины: Е. Вавилов.
30 апреля 1896 года».
НАСТОЯЩЕЕ В БУКВАХ:
Сегодня проживают в Пролей-Каше 286 человек, из них 180 пенсионеров и всего 32 школьника. С советских времен сохранились в Пролей-Каше 13 улиц: Октябрьская, Чапаева, Стрелковая, Пионерская, Ленина, Маяковского, Горького, Гагарина, Зеленая, Набережная, Пушкина, Безымянная, Шоссе. Названия с явным перекосом в революционно-октябрьскую сторону. Даже памятник здесь стоит не только героям Отечественной войны, но и героям Гражданской – в Пролей-Каше ностальгия по молодому советскому прошлому и сегодня особенно сильна.
Журнал "Татарстан", 2016 год.