Солдатская Письмянка: снежное засугробье
Нет деревни белее на свете, чем Солдатская Письмянка после суточного снегопада. Будто чистый белый и бесконечный лист бумаги, на котором хочется написать письмо белоснежным гусиным пером, щедро обмакнутым в чернила… Говорят, именно так оно и было – писали отсюда верные солдатки письма своим служивым мужьям на войну. Отсюда и название.
По крайней мере эта первая пришедшая на ум ассоциация полностью совпала с версией Ирины Зубаревой – жительницей деревни, в которую нас замело случайной февральской метелью.
— Да, так здесь говорят, — подтвердила она. – Писали-писали. Девушки раньше любили письма писать в армию. Это сейчас все «ВКонтакте» сидят, как будто и не расставались, день и ночь строчат. А раньше от души буковки выводили… Но сама я подробностей рассказать не могу – живу здесь только с 1998 года. Это старожил вам надо спрашивать. Во-о-он на тот конец деревни идите.
ПО УШИ В СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
По белой-белой дороге, по уши в снегу и в свежем воздухе, добрели мы до того конца деревни. Но ни одной живой души, кроме любопытной собаки, с интересом наблюдающей, как мы штурмуем сугробы, чтоб пробраться к воротам то того, то другого дома, не обнаружили.
«Что за инопланетные созданья! — казалось, смеялась собака, — неужели непонятно, что если ворота заметены снегом по самые помидоры, то в доме давно уж нет никого».
Да мы и сами понимали безуспешность своих стараний, но продолжали верить Ирине Зубаревой до тех пор, пока исследуемые дома и ворота не закончились, и белая дорога не слилась с белым полем, переходящем в белый горизонт…
ОБВЕТШАЛОЕ ВЕЛИЧИЕ
Не солоно хлебавши опять вернулись к дому Ирины. Но встретили там её маму – Татьяну.
— Боятся, наверное, — вот и не открывают вам ворота-то, — объяснила она местное негостеприимство. – Мало ли кто средь зимы по деревне шастает. Летом надо приезжать – тогда у нас все ворота нараспашку. Полно тут народу бывает. Молодожены приезжают окол церкви фотографироваться. К роднику люди едут. Дачников полно.
Мы обратили свой взор к церкви. Вернее, к тому, что от нее осталось. А остался живописный в своем обветшалом величии остов. И, хоть молодоженами не являемся, сфотографироваться на фоне этой достопримечательности Солдатской Письмянки тоже пожелали. Красиво получилось…
— Это церковь Пророка Илии, — пояснила Татьяна. В августе там, на Ильин день, батюшка из Бугульмы службы читает. А сейчас туда не проберёшься. Замело.
— Да у вас тут везде замело…
— А как вы хотели?! – встрепенулась Татьяна и добавила с гордостью: Деревня – это вам не город! Дочка у меня вон из города ёлки привезла. Они выкидывают после Нового года, а мы подобрали, привезли, навтыкали вон напротив окон – и не дует, и красиво, и дрова тебе готовые! Одна польза.
Вон оно, оказывается, в чем дело! А мы-то, наивные, думали, что данный сосновый бор вот так запросто произрастает в огороде у Зубаревых.
ШАПКУ НАДЕНЬ!
Покружив еще по Солдатской Письмянке, которая несколькими улицами (Клубная, Овражная, Верхняя, Нагорная, Производственная и Подстанция) в разные стороны разбегается от родника верх по холмам, мы услышали еще одно мнение, исходящее из уст почтенного старца в тулупе времен первой мировой войны:
— Это солдаты сюда письма писали с войны, вот и Письмянка получилась.
— А больше они никуда не писали, что ли? – подала вдруг голос наш фотограф.
Дед смерил взглядом красноносую дамочку, синюшными пальцами, нажимающего на кнопочки фотоаппарата.
— Тут почта была, — пояснил он для особо одарённых. — Все письма сюда приходили. Шапку надень. Зима на дворе. – добавил он коротко. И был таков. Даже сфотографировать не успели.
НЕБЛАГОНАДЕЖНЫЕ ПОЛЯКИ И ЦАРСКИЕ РЕКРУТЫ
— А вот и нет! – опровергли обе деревенские версии нам в Бугульминском музее Гашека. – Раньше эта деревня вообще называлась Панская Письмянка, потому что в ней жили поляки – их сюда после польских волнений 1830-х годов сослали – самых неблагонадежных. А солдатской она стала, когда начали там давать наделы рекрутам – царским солдатам, которые отслужили свою долгую двадцатипятилетнюю службу на благо царя и Отечества, и вернулись к мирной жизни.
И хотя данная версия никак не объясняет нам вторую составляющую названия деревни «письмянка», мы принимаем во внимание и её. Такова журналистская доля.
Побродив под снегопадом еще с полчаса по безмолвной Письмянке, решаем отправиться восвояси. Иначе отсюда не выберешься.
— У нас тут снег только через день после снегопада чистят, — подтверждает наши опасения Ирина Зубарева. – Если заметёт, то так и сидим сиднем – ждем трактор.
______________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани, не доезжая до Бугульмы 10 километров, поворачиваем налево на указателе «Аэропорт». Главное не повернуть на указателе «Солдатская Письмянка» — он уведет вас прямиком в пионерский лагерь.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
Однопрестольный храм Пророка Илии Фесвитянина, построенный в 1827 году на месте деревянного храма, построенного в самом начале XIX века. И родник того же Илии Пророка, около которого даже указан химический состав воды, который исследовали в 2005 году. Кроме святости, в воде находятся хлориды, сульфаты, минералы, чьё количество далеко от нормы и только жесткость в её пределах.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ:
В материалах «Переписи населенных мест Самарской губернии за 1864 г.» говорится: «Солдатская Письмянка – казенная слобода, при ключе Услон в 10 верстах от Бугульмы. По левую сторону Казанского почтового тракта в сторону Чистополя, Ново-Письмянской волости Бугульминского уезда Самарской губернии. 104 двора, 265 душ мужского пола и 309 душ женского пола».
Подчеркивается и такой факт, что сосланные сюда на проживание неблагонадежные поляки, «ныне совершенно обрусели по языку и вероисповеданию, только в обычае брить бороду и в некоторых особенностях одежды обнаруживают свое западное происхождение».
Фото: Ната Смирнова
Журнал "Татарстан", 2017