Советский Татарстан: модернизация общества
Эпоха революций и образование Татарской Республики
Татарская общественность с воодушевлением восприняла февральские события 1917 г., расценивая их как шанс для развития культуры. Многочисленные митинги, демонстрации и различные съезды (мусульманский, женский, военных делегатов и т. д.) в Казани, Уфе, Симбирске, Оренбурге решали один вопрос – о месте татарской нации в будущем политическом устройстве государства. Выработку стратегии объединения и направления деятельности всех политических сил взяла на себя мусульманская фракция IV Государственной Думы.
Схематический чертёж Средне-Волжского и Южно-Уральского Штата. Казань. 1918 г.
Афиша. Торжественное провозглашение автономии Идель-Уральской республики. Казань. 1918 г.
Кульминацией развития татарского национального движения явилось провозглашение 22 июля (4 августа) 1917 г. на совместном заседании трёх собравшихся в Казани съездов (мусульманского духовенства, мусульманского военного съезда и II Всероссийского мусульманского съезда) национально-культурной ав-тономии мусульман Внутренней России и Сибири. Высшим законодательным органом автономии был признан Милли Меджлис (Национальное собрание). Была провозглашена Волго-Уральская республика (Штат Идель-Урал) в форме народной демократической республики. Находившиеся в это время в Уфе национальные воинские части (свыше 10 тысяч солдат) присягнули на верность Национальному собранию и получили от него национальное знамя. Лидеры татар-мусульман Внутренней России и Сибири торопились объявить и легитимизировать свою республику, политически утвердить автономию. С одной стороны, нельзя было терять политическую инициативу в условиях вакуума власти в России, с другой – они рассматривали большевиков в качестве деструктивной антидемократической силы, склонной к тоталитарным методам управления. Однако времени на реализацию решений съезда история практически не оставила.
Мирсаид Султан-Галиев (1892 – 1940) – политический и государственный деятель
Мулланур Вахитов (1885 – 1918) – общественно-политический деятель
Осуществлению намеченного проекта помешал Октябрьский переворот. После захвата власти большевиками и начала Гражданской войны национальное движение татар раскололось. Сторонники левых взглядов активно участвовали в установлении советской власти.Так, в Казани в первый орган власти большевиков – Временный революционный комитет (штаб) – вошли М. Вахитов, К. Якубов, Я. Чанышев. Большая часть татарской национальной элиты сосредоточилась вокруг работы Милли Меджлиса во главе с Садри Максуди, продолжавшего борьбу за создание Волго-Уральской республики. В пику этому проекту большевистское руководство разрабатывало свои проекты административно-национальных образований. 22 марта 1918 г. им был принят декрет о создании Татаро-Башкирской Советской Республики.
Этнографическая карта ТССР. 1925 г.
Детали плана создания Татаро-Башкирской республики напоминают идеи Волго-Уральской республики, разработанные С. Максуди и Национальным собранием. Одновременно он прямо противоречил планам Казанского Совета и его «губернской» республики. В условиях, когда казанские большевики отказывались решать проблемы национально-государственного устройства, инициативу взяли на себя руководители Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. Они настаивали на том, что национально-государственные проблемы татар и башкир должны быть решены в совместной автономии.
Юсуф Акчура (1876 – 1935) – татарский издатель, писатель, журналист,историк, один из идеологов турецкого национализма
Габдулбари Баттал (Таймас) (1880 – 1969) – историк, филолог, журналист общественно-политический деятель
Сторонники создания Волго-Уральской республики связывали решение национального вопроса с противниками большевиков – Комитетом Учредительного собрания (Комуч), власть которого установилась в Поволжье с мая по декабрь 1918 г. После его поражения активная часть татарской политической элиты, не принявшая советскую власть, покинула страну. Массовый отток представителей торгово-промышленного капитала, общественных деятелей, служителей культа и белогвардейцев начался в период Гражданской войны и практически совпадал с путём отступления войск, воевавших против советской власти. Из Поволжья в основном эмигрировали через Дальний Восток в Корею, Японию, Китай, а чаще в Турцию.
Фракция сторонников территориальной автономии в Национальном собрании. Уфа. 1917 г.
Определённая часть впоследствии переселилась в Западную Европу и США. Наиболее видными фигурами татарской эмиграции являлись Гаяз Исхаки, Гариф Каримов (Ариф Керим-бей). Они проводили огромную работу по консолидации сил татарских эмигрантов. Яркий след в истории Турции оставили Юсуф Акчура, Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Габдулбари Баттал, активно поддержавшие Мустафу Кемаля Ататюрка в строительстве светского государства на развалинах Османской империи. Выдающийся тюрколог Ахмет Тимер основал в Анкаре Институт исследований тюркской культуры.
Подписание Декрета об образовании Татарской АССР. Худ. Л. А. Фаттахов, Х. А. Якупов. 1950 г.
Положение [декрет] об образовании Татарской АССР. 1920 г., 27 мая
Первый флаг Татарской АССР
Первый (неофициальный) герб Татарской АССР. Худ. Б. И. Урманче. 1920 г.
Герб Татарской АССР, утверждённый в 1946 г.
Весной 1919 г. советское руководство отказалось от проекта Татаро-Башкирской республики. Через год, в июне 1920 г., после утверждения советской власти в регионе, была создана Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) в территориальных рамках, не отражавших реальную картину расселения татар. Границы ТАССР включали 68 тыс. кв. м вместо 220 тыс. кв. м по проекту национального Штата Идель-Урал.
Карта ТССР. 1920 г.
Празднование первой годовщины Великого Октября в г. Чистополь. 1918 г.
Эта территория охватывала около 1,5 млн татарского населения из общего количества 4,2 млн татар, проживавших в России. С учреждением Татарской автономии само слово «татарский» в общественном лексиконе обрело легитимное звучание, что имело кардинальное значение для национального самосознания. Создание в 1920 г. Татарской Автономной Советской Социалистической Республики стало реализацией вековых чаяний народа, важным шагом к национальному самоопределению, способствовало появлению феномена полиэтнического государственного образования в рамках РСФСР. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл один из лидеров и теоретиков национально-освободительного движения Мирсаид Султан-Галиев. Его идеи, сочетавшие принципы классовой и антиколониальной борьбы, своеобразного «исламского социализма», не нашедшие поддержки у большевиков, стали в ХХ в. знаменем освободительной борьбы народов мира, находившихся в колониальной зависимости.
Модернизация общества и культуры
К 1930-м гг. Татарская республика являлась аграрно-промышленной областью. Переход к индустриальному технологическому способу производства, начавшийся ещё в конце XIX в., не только не был завершён к 1914 г., но и был заторможен и даже пошёл вспять в результате опустошительной Гражданской войны. В 1930-е гг. в соответствии с курсом на индустриализацию Татарская АССР совершила стремительный рывок в промышленном развитии. К 1940 г. в республике имелось более 20 промышленных отраслей вместо 11 в начале 1930-х гг. Здесь было построено 58 крупных промышленных предприятия общесоюзного назначения. Широкомасштабные программы индустриализации способствовали росту численности татарских рабочих и за пределами ТАССР. Татары, как крестьяне, так и безработные города, устремлялись в более развитые в промышленном отношении районы.
На постройке кинофабрики. Ударная бригада каменщиков
Девушка-татарка обучается работе на токарном станке завода «Серп и Молот».1930-е гг.
Среди них было много мелких и средних предпринимателей, которые вели дело силами семьи, без применения чужого труда. Одной из крупных групп татарских рабочих в середине 1920-х гг. являлась уральская. Больше всего их было в добывающей горнозаводской промышленности, среди нефтяников Азербайджана и Кавказа, Башкирии. В 1930-е гг. Татарстан снабжал рабочей силой Донбасс, Кузбасс, Урал, Московский метрострой, Подмосковный угольный бассейн. За счёт спецпереселенцев в некоторых местах, например в Магнитогорске, создавались целые татарские посёлки.
Председатель СНК ТАССР Ягудин и нарком земледелия Искандеров беседуют
с колхозниками на сельскохозяйственной выставке
Общий вид музея пролетарской революции при ТЦИКе (передняя половина). 1928 г.
С образованием Татарской автономии кардинальные изменения претерпевала культура. В 1920 –1930 е гг. стремительно расширялась система высшего и среднего специального образования. В 1932 г. в Казани насчитывалось 18 вузов. С целью расширения возможностей для получения татарской молодёжью высшего и среднего специального образования был создан Тюрко-татарский рабочий факультет. В 1920-е гг. создаётся ряд научных центров, способствовавших развитию татарской гуманитарной науки: Научное общество татароведения (создано в 1923 г.), Дом татарской культуры (открыт в 1927 г.), Общество изучения Татарстана (образовано в 1928 г.) – прообразы будущей академии наук. Видными учёными в области татарской гуманитарной науки в этот период являлись Г. Ибрагимов, Дж. Валиди, Г. Губайдуллин, Г. Шараф. В 1939 г. был открыт Татарский научно-исследовательский институт языка и литературы и истории. В 1920-е гг. происходят заметные изменения в сфере высокой культуры татарского народа. Стали развиваться профессиональная татарская музыка и живопись. В 1937 г. в Казани открывается Татарская государственная филармония, в 1939 г. – Татарский оперный театр. Первой на его сцене была поставлена опера Н. Жиганова «Качкын». К середине 1941 г. композиторы республики создали 6 опер. В этот же период появился первый татарский балет – «Шурале». В 1927 г., несмотря на протесты интеллигенции, был осуществлён перевод татарской письменности на яналиф (латинская графика). В 1939 г. произошла новая смена алфавита – с латиницы на кириллицу. В разгар масштабных политических репрессий были отстранены от своих должностей и обвинены в антисоветской деятельности многие видные работники партийно-государственных органов Татарской АССР, которые боролись за реальный суверенитет республики (К. Мухтаров, М. Султан-Галиев). Такая позиция национальных лидеров стоила многим из них сначала карьеры, а потом и жизни. В период большого террора политическим репрессиям в республике подверглись 54727 человек. Среди них 17188 татар. В результате целые отрасли науки и культуры остались без квалифицированных кадров.
Великая Отечественная война и татары
Вторая мировая война, ставшая серьёзным испытанием для всего Советского Союза, глубоко затронула и татарскую нацию. Из 700 тысяч уроженцев республики, ушедших на фронт, погибло более 410 тысяч, среди них татары составляли не менее половины.
Возвращайтесь с победой! Худ. Ш. А. Нигматуллин. 1995 г
Б. А. Юсупов (1903 – 1981) – советский офицер- артиллерист, полковник, герой Великой
Отечественной войны. Скульптор В. И. Мухина. 1942 г.
Летопись Великой Отечественной войны полна примеров доблести и героизма татар. Среди защитников Брестской крепости был уроженец Пестречинского района майор П. М. Гаврилов. В период ожесточённых боёв под Москвой гремело имя уроженца с. Альметьево – гвардии полковника, командира дивизиона «катюш» Б. А. Юсупова. В 1942 г. известный скульптор Вера Мухина создала бюст этого, по словам члена ГКО А. С. Щербакова, «самого мужественного человека Красной Армии»
Г. Г. Гафиатуллин (1913 – 1944) – Герой Советского Союза
П. М. Гаврилов (1900 – 1979) – Герой Советского Союза
В боях под Сталинградом сражалось около 7 тыс.татар. Об их бесстрашии немецкий ефрейтор Р. Вольфганг писал в своём письме брату: «Здесь против нас много татар. Это сумасшедшие люди, и я не хотел бы встретиться с татарином даже во сне». В январе 1944 г. Г. Гафиатуллин, уроженец Бугульминского района, подобно Александру Матросову, тоже татарину, совершил подвиг, грудью закрыв амбразуру вражеско-го дзота. Отвагу воинов из Татарстана высоко оценил маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский: «Я как старый солдат много видел на фронте бойцов и командиров-татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою. Этот народ снискал себе уважение за выдающееся мужество…». Среди 11600 советских воинов различных национальностей, ставших Героями Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, татары занимают 4-е место (225 человек) после русских, украинцев и белорусов. Вечной славой овеяно имя поэта-героя Мусы Джалиля, чей подвиг стал примером несгибаемого мужества и преданности Родине. Попав в плен раненным, он вынужден был войти в легион «Идель-Урал», где вступил в группу подпольщиков, которая вела подрывную работу среди татар-легионеров. Подпольщики готовили побег, но германская разведка опередила их. Джалиля и десять наиболее активных его соратников казнили на гильотине.
Муса Джалиль (1906 – 1944) – советский татарский поэт и журналист,
Герой Советского Союза
М. Х. Сыртланова (1912 – 1971) – заместитель командира эскадрильи 46- го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, Герой Советского Союза
В Германии Муса Джалиль написал сотни стихов, но до потомков дошли 115 из них. Вершиной его поэтического творчества считается цикл «Моабитская тетрадь», написанный в застенках гестапо, наполненный тонкой лирикой и патриотическими мотивами, верой в победу над фашизмом. В годы Великой Отечественной войны Татарская АСС превратилась в важную тыловую базу страны. Уже во второй половине 1941 г. сюда было эвакуировано более 70 предприятий, деятельность которых дала мощный толчок развитию военно-промышленного комплекса Казани. В Казань переехала треть институтов и научных сил Академии наук СССР. Для помощи фронту были мобилизованы все силы и средства аграрной сферы. Вместе с тем в годы войны и после неё усилилось идеологическое давление на татарскую науку и культуру. Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. фактически закрыло для изучения историю Золотой Орды и корни родства с другими тюркскими народами.
Построим боевые машины! Плакат. Худ. А. А. Прытков, Г. Д. Шапиро. 1942 г.
В 1946 г. эти политические ограничения прямо были закреплены решениями Академии наук СССР, оставившими для изучения практически только историю Волжской Булгарии. Позднее идеологические ограничения коснулись традиций джадидизма и целых направлений татарской литературы. Для татарской науки запрет на значительный пласт прошлого и культуры привёл к искажению исторического сознания.
Татарское общество в эпоху модернизации
Со смертью Сталина в марте 1953 г. закончилась целая эпоха в истории Советского Союза. Она вместила в себястолько событий, что их хватило бы на целое столетие. За эти годы произошли колоссальные изменения, коснувшиеся всех сторон жизни. Но политическая стратегия развития страны мыслилась не в категориях развития национальных культур и языков разных народов, а в быстрейшем слиянии их в единый советский народ.
На просторах Татарии. Худ. С. О. Лывин. 1960 г.
Ромашкинское месторождение нефти. Вид скважины № 3, первой давшей нефть в 1948 г.
Страна сумела совершить, хотя и невероятно большой социально-демографической ценой, мощный индустриальный рывок, превратившись за кратчайший исторический отрезок из довольно отсталой в мирового лидера в целом ряде отраслей (военная промышленность, атомная энергетика, космическая техника и т. д.). В то же время она была неспособна решить главные задачи, которые декларировались доктриной социализма: обеспечение всеобщего благосостояния, достойной современного человека жизни. В 1960 – 1980-е гг. СССР вступил в системный кризис. Главным вопросом был и оставался один: найти средства для ускоренной модернизации. Основным источником для развития промышленности, закупок продовольствия и товаров широкого потребления за рубежом был экспорт нефти и газа. Недра стали стратегическим сырьём. Начало промышленного освоения нефтяных месторождений в Волго-Уральском регионе превратило Татарстан в высокоразвитую промышленную область. Уже 25 июля 1948 г. при испытании скважины был получен фонтан дебитом более 120 тонн безводной нефти в сутки. Впоследствии оказалось, что это самое крупное месторождение нефти в Татарстане и одно из крупнейших в мире. Развёртывание и расширение нефтеразведочных работ и строительство Шугуровского нефтепромысла стали отправными точками для создания в Татарии новой нефтяной базы страны – «второго Баку». Татарская АССР прочно удерживала первое место в нефтедобывающей отрасли до конца 1970-х гг. Крупная нефтяная индустрия стала основой для возникновения нефтехимической промышленности на северо-востоке республики. Вместе с КамАЗом Нижнекамский нефтехимический комбинат и завод «Нижнекамскшина» составили основу Камского территориально-промышленного комплекса. В этот период стали заметны диспропорции в социальном развитии различных регионов и городов республики. Практически полная «городская революция» произошла за период жизни одного поколения людей. За тридцать лет численность городского населения выросла в 10 раз, заметно превысив в процентном соотношении сельское население.
Речной порт. Худ. Н. Д. Кузнецов. 1960 г.
Миннибаевский ГПЗ. Худ. Н. Д. Кузнецов. 1965 – 1968 гг.
Татарская нация в СССР стала одной из самых урбанизированных в стране. Вместе с «мобилизационной» индустриализацией и урбанизацией республика получила комплекс социальных проблем, которые усугублялись национальной политикой компартии. Искусственно сужалась сфера применения татарского языка, падал авторитет национальной культуры и традиций народа, это вызывало скрытое, но временами прорывающееся наружу недовольство. Среди научной и творческой интеллигенции возникло и ширилось движение, которое опиралось на стремление к восстановлению подлинной идентичности татар. Оно находило широкий отклик у многих слоёв татарского общества. Благодаря исследованиям профессора Казанского университета М. А. Усманова произошёл прорыв в изучении тюркского Средневековья. Усилиями казанских археологов во главе с А. Х. Халиковым, этнографов во главе с Н. И. Воробьёвым и Е. П. Бусыгиным была создана целостная древнейшая история края, получены ответы на сложнейшие вопросы этногенеза народов Поволжья и Приуралья. Изучение проблемы истории татарской общественной мысли возглавлял Я. Г. Абдуллин. В области татарской лингвистики успешно работала профессор Д. Г. Тумашева и др.Отдавая дань времени, писатели, композиторы, художники пытались создать достоверный облик своих современников, своей эпохи, освоить духовно-нравственный опыт татарского народа, раскрыть тему родной земли, малой родины. Широко и ярко были представлены татары в интеллектуальных сферах, литературе и искусстве не только в Татарской АССР. Видным общественно-политическим деятелем татарской эмиграции являлся Тамурбек Давлетшин, его имя широко известно благодаря книге «Советский Татарстан: теория и практика ленинской национальной политики», изданной в Лондоне в 1974 г. на русском языке. Большой вклад в исследование истории Золотой Орды и Казанского ханства внесла профессор Южно-Калифорнийского университета Азаде-Айше Рорлих, автортруда «Татары Поволжья: очерк истории национального самоопределения», опубликованного в США в 1986 г. Немало ярких имён татар было и среди художников, чья жизнедеятельность проходила за пределами Татарской республики. Это лидер уфимского «андерграунда» Наиль Латфуллин, основоположник монументального искусства в Узбекистане Чингиз Ахмаров,автор непревзойдённых образов героев произведений Г. Тукая из Ленинграда Файзрахман Аминов.
Р. Г. Фахрутдинов (1937 – 2014) – археолог, историк, доктор исторических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РТ
М. А. Усманов (1934 – 2010) – историк, археограф, академик АН РТ, заслуженный деятель науки ТАССР, заслуженный работник высшей школы РФ
Д. Г. Тумашева (1926 – 2006) – языковед, доктор филологических наук, академик АН РТ, заслуженный деятель науки
ТАССР, РФ
А. Х. Халиков (1929 – 1994) – археолог, историк, доктор исторических наук, член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки ТАССР
Рудольф Нуриев (1938 – 1993) – советский, британский и французский артист балета,
балетмейстер
Ф. Г. Аминов (1908 – 1984) – живописец, график, заслуженный деятель искусств
ТАССР, заслуженный художник РСФСР
А. Г. Каримуллин (1925 – 2000) – филолог, книговед, библиограф, публицист, академик
АН РТ, заслуженный деятель науки ТАССР
Ф. М. Сейфуль-Мулюков (1930 – 2016) –журналист-международник, писатель,
востоковед-арабист
Известные татарские имена появились на советской эстраде, в кинематографе (Сергей Шакуров, Геннадий Сайфуллин), на телевидении (журналист-международник Фарид Сейфуль-Мулюков). Всемирной славой овеяно имя артиста балета, балетмейстера Рудольфа Нуриева. В 1980-е гг. премьером Большого театра являлся уроженец Казани Ирек Мухамедов. Таким образом, интеллигенция, обладающая не только незаурядным интеллектом, но и истинной, а недекларируемой любовью к родному народу, родине, своим трудом и социальной позицией служила тому,чтобы в процессе модернизации татарский народ занял достойное место в мире.