СУЛТАН-ГАЛИЕВ Мирсаид Хайдаргалиеви

СУЛТАН-ГАЛИЕВ Мирсаид Хайдаргалиеви

СУЛТА`Н-ГАЛИ`ЕВ (Солтангалиев) Мирсаид Хайдаргалиевич (25.7.1892, д. Елимбетово Стерлитамакского у. Уфимской губ. — 28.1.1940, Москва), полит. и гос. деятель, один из теоретиков нац.-гос. стр-ва. Из семьи сел. учителя. Окончил Казан. татар. учительскую школу (1911). В 1911–13 работал учителем в сел. школах Уфимской губ., в этот же период начал публиковать в газ. «Уфимский вестник» (псевд. Сухой), «Тормыш», «Му­суль­манской газете» (псевд. Куль­ку-Баш), ж. «Народный учитель» (псевд. Сын народа, Учитель татарин) статьи по проблемам развития нац. школ, свои стихи и переводы произведений рус. и заруб. писателей. В 1913–14 в Стерлитамакском у., один из чл. орг-ции татар. социалистов, к-рая вела агитационную работу среди татаро-башк. населения Уфимской губ. В 1915–17 жил в Баку, сотрудничал с газетами «Баку», «Кавказское слово», «Кавказская копейка» (псевд. Он, Кармаскалинец), для к-рых готовил обзоры жизни мусульман. После Февр. рев-ции 1917 по приглашению пред. исполкома Милли Шура А.Цаликова приехал в Петроград, был назначен секр. исполкома этой орг-ции. Один из организаторов 2-го Всерос. мусульм. съезда (Казань, июль–август 1917). После окончания работы съезда по предложению М.М.Вахитова остался в Казани, принял участие в создании и деятельности Казанского мусульманского социалистического комитета. С июня 1917 чл. РСДРП(б), активный участник Окт. вооруж. восстания 1917 в Казани. Выступал против идеи создания Урало-Волжского Штата, в февра­ле–марте 1918, во время существования «Забулачной республики», участвовал в ликвидации её органов, вошёл в состав Революционного штаба в Казани. Выступал сторонником Положения о Татаро-Башкирской Советской Республике, выдвинутого в противовес Положению об Урало-Волжском Штате. В июле–августе 1918 был редактором и автором б. ч. статей в газ. «Красное знамя» (псевд. Тамерлан, Кан-Темир и др.), в к-рых разъяснял необходимость образования Татаро-Башкирской Респ., призывал размежеваться с лев. эсерами, ставшими на сторону контррев-ции. Возглавляя воен. секцию Мусульм. соц. к-та, участвовал в орг-ции мусульм. воинских частей. В годы Гражд. войны по поручениям В.И.Ленина и И.В.Сталина вёл переговоры с А.-З.Валиди о переходе башк. воинских частей на сторону сов. власти и вступлении группы уфимских лев. эсеров в партию большевиков. Весной–летом 1919, будучи чл. Реввоенсовета Восточного фронта, участвовал в боях против войск адмирала А.В.Колчака. С августа 1919 в Москве: чл. коллегии Наркомата по делам национальностей РСФСР, пред. Центр. мусульм. комиссариата (после гибели М.Вахитова), пред. Центр. мусульм. воен. коллегии при Наркомате по воен. и морским делам РСФСР, руководитель Центр. бюро коммунистических орг-ций народов Востока при ЦК РКП(б), пред. Федерального земельного к-та. Участвовал в переговорах с предст. Башк. автономии, поддерживал образование Башкирской Респ. Как чл. комиссии СНК РСФСР по разработке материалов по вопросу создания республики участвовал в составлении проекта Декрета об образовании Татарской АССР. В 1920, 1922 избирался в состав ЦИК ТАССР.

 

Во взглядах на решение нац. вопроса расходился с руководством партии, выступал против нек-рых аспектов нац. политики РКП(б) и Советского гос-ва, против сталинского плана автономизации республик. В период подготовки образования СССР выступил против деления наций на ранги («на настоящих сыновей и пасынков»), за повышение статуса авт. республик, предоставление им права быть субъектами СССР, настаивал на непосредственном вхождении авт. республик РСФСР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Респ. в состав СССР, на целесообразности включения полномочных предст. авт. республик в ЦИК и СНК СССР. После критических выступлений С.-Г. на 10-м съезде Советов РСФСР и 12-м съезде РКП(б), по прямому указанию И.В.Сталина, на него был собран компрометирующий материал. 4 мая 1923 он был арестован по обвинению в создании националистической орг-ции, выступавшей против политики руководства партии в нац. вопросе. На Четвёртом совещании ЦК РКП(б) по вопросам осуществления нац. политики (Москва, 9–12 июня 1923) позиция С.-Г. и его единомышленников была квалифицирована как «национал-уклонизм», сам С.-Г. осуждён как враг партии и снят со всех постов (см. «Султангалиевщина»). После совещания он был освобождён из-под стражи. В 1923–28 работал в системе кооперации СССР. В 1928 был арестован как руководитель «националистической организации, ставившей целью расчленение СССР»; в 1930 коллегия ОГПУ приговорила его и ряд других лидеров нац. республик к расстрелу (был заменён тюремным заключением на Соловецких островах). После освобождения в 1934 жил в г.Саратов. В марте 1937 вновь был арестован, в кон. января 1940 по приговору Воен. коллегии Верх. суда СССР расстрелян. Реабилитирован в 1991.

 

 

Осн. место в теоретическом наследии С.-Г. занимают идеи решения нац. вопроса (осн. разработки изложены в статьях, к-рые публиковались в моск. ж. «Жизнь национальностей»). По его мнению, гл. силой антиколониальных движений являлся не пролетариат, как на Западе, а союз всех демокр. сил, в результате завоеваний к-рого может быть установлен нар.-демокр. режим; лишь затем возможен соц. этап в обществ.-полит. развитии. В работе «Тезисы об основах социально-политического, экономического и культурного развития тюркских народов Азии и Европы» (1924) С.-Г., критикуя положение марксизма о диктатуре пролетариата, утверждал, что для колониальных народов она будет лишь вариантом подчинения капиталистической Европе. Одним из первых он подчеркнул, что гл. целью объединения рев.-демокр. сил Востока является антиколониальная рев-ция. С.-Г. пытался найти компромисс между соц. идеологией и идеями сохранения традиций и единства мусульм. об-ва. Призывал уважительно относиться к нац. и религ. традициям, чувствам, культуре и духовной жизни народов Востока, чтобы не оттолкнуть их от социализма; вести антирелиг. работу с учётом особенностей психологии и быта татар, башкир и др. мусульм. народов. В статьях «Татары и Октябрьская революция» (1921), «Татарская автономная республика» (1923) дал свою периодизацию истории участия татар в рев-ции, охарактеризовал соц.-экон., обществ.-полит. положение Татарстана. Считал создание СССР возрождением Российской империи с прежним бесправным положением народов и предрекал его распад уже в 1920-е гг. 

 

 

Идеи С.-Г. оказались популярными в мусульм. странах Азии и Африки в ходе идеологического оформления антиимпериалистических движений и практики построения самост. гос-в. В нач. 1920-х гг. он имел возможность изложить свои мысли во время преподавательской работы в Коммунистическом ун-те труд-ся Востока — в ходе встреч с руководителями 3-го Интернационала, видными заруб. гос. и обществ. деятелями С.Катаяма (Япония), Т.Малака (Индонезия), Лю Шаоци (Китай), Хо Ши Мином (Вьетнам) и др. В трудах учёных А.Беннигсена, Ш.Ле­мер­сье-Келькеже, М.Ямаучи, М.Родинсона и др. раскрыта роль С.-Г. в анализе проблем рев. движения на Востоке, нац.-гос. стр-ва на месте распадавшихся колониальных империй. В заруб. политологии за С.-Г. утвердилась репутация «отца революции в третьем мире».

 

 

Источн.: Тайны национальной политики ЦК РКП: Стеногр. отчёт секретного заседания ЦК ВКП(б). М., 1992; Неизвестный Султан-Галиев: Рассекреченные документы и материалы. К., 2002.

 

 

Соч.: Избр. труды. К., 1998; Articles. Oxf., 1984.

 

 

Лит.:  Сагадеев А.В. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения. М., 1990; Султанбеков Б.Ф. Первая жертва генсека: Мирсаид Султан-Галиев: Судьба. Люди. Время. К., 1991; Беннигсен А., Ле­мерсье-Келькеже Ш. Султан-Галиев — отец революции третьего мира // Татарстан. 1993. № 2, 6; Ланда Р.Г. Мирсаид Султан-Галиев // Вопр. истории. 1999. № 8; Kaymak E. Sultan Galiev Ve Somurgeler Enternasyonali. Ist., 1993; Yamauchi M. Islam and Russia. Sultangaliev Revisited. Tokio, 1995.

 

 

Б.Ф.Султанбеков.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек