СУЛТАНОВ Зайни Губайдуллович

СУЛТАНОВ Зайни Губайдуллович

СУЛТА`НОВ (Солтанов) Зайни (наст. фам. и имя Сулейманов Зайнелгабидин) Губайдуллович (17.1.1892, г.Астрахань — 5.5.1952, Казань), драм. актёр, режиссёр, педагог, театр. деятель, нар. артист ТАССР (1939), засл. артист РСФСР (1940). Один из основателей татар. проф. т-ра в г.Астрахань. Учился в мектебе «Акмечеть» г.Астрахань, в медресе «Мухаммадия» Казани. В 1907 вступил в татар. театр. труппу под рук. И.Гиззатуллина-Дубровина в Астрахани, в 1908 участвовал в спектаклях приехавшей на гастроли труппы «Сай­яр» вместе с Г.Ка­риевым и Г.Араблинским. В 1914 возглавил астраханскую труппу, образовав «Товарищество та­тарских драматических артистов», одновр. был актёром, режиссёром и распорядителем т-ва. В 1918 при образовавшемся Астраханском татарском драматическом театре создал Астраханскую татарскую театральную студию. В 1920–21 вместе с К.Тинчуриным и И.Рамиевым организовал Самарскую студию татарской драмы и музыки. С 1922 в Казани в Гос. татар. драм. т-ре; по по­ручению Театр. от­дела Нар. комиссариата просвещения ТАССР занимался орг-цией Татар. театр. техникума (вместе с актрисой и педагогом студии при Казан. Б. драм. т-ре З.М.Славяновой). В 1923–25 худож. руководитель Астраханского татар. драм. т-ра. С 1925 в труппе Татар. академ. т-ра в Казани. Один из вед. актёров труппы, создал роли, получившие высокую оценку зрителя. Среди наиб. значит. — Карим-бай, Хамза-бай, Сиразетдин («Несчастный юноша», «Первое представление», «Банкрот» Г.Камала), Мисбах, Ишан («Без ветрил», «Голубая шаль» К.Тинчурина), Надир-шах (о.п. Н.Нариманова), Иманкул-мулла («Наёмщик» Т.Гиззата), Юнус-хад­жи («Хаджи эфенди женится» Ш.Камала), Хусаин мирза (о.п. Ф.Бурнаша), Азим («Мулланур Вахитов» Н.Исанбета), Кречинский («Свадьба Кречинского» А.В.Сухо­во-Кобылина), Нил, Лука («Мещане», «На дне» М.Горького), Берсенев («Разлом» Б.А.Лавренёва). Яркая театральность, социальная заострённость придавали создаваемым С. образам фальстафовскую масштабность и полноту, делали каждое выступление актёра заметным событием театр. жизни. В кач-ве режиссёра поставил на сцене Татар. академ. т-ра спектакли «Родина» К.Тинчурина, «Гудок» М.Джалиля, «Человек с портфелем» А.М.Файко (все — 1929), «Авангард» В.П.Катаева (1930), «Банкрот» Г.Камала (1933) и др. Перевёл ряд пьес на татар. язык. Творческая деятельность С. оставила заметный след в истории татар. т-ра. Герой Труда (1924).

 

Лит.:  Илялова И. Театр имени Г.Камала. К., 1986; Мәхмутов Һ. Әстерханда татар театры // Мирас. 1994. № 1–3, 7–12; 1995. № 1–8.

 

 

И.И.Илялова.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек