Таишево: не позабыто – не позаброшено
Многие деревни могут похвастаться своими детьми, которые, выпорхнув из родного гнезда в большую жизнь, стали кто знаменитыми, кто богатыми, а кто и богатыми, и знаменитыми одновременно. Но не все дети помнят свою малую родину, отчего и деревень – позабытых-позаброшенных – меньше не становится. Посему особенно приятно вдруг после прошлых наших не очень радостных путешествий в умирание и ветшание попасть в процветание: добротные дома, яркие ворота, резные наличники, полные краснобоких яблок сады… Любо-дорого посмотреть-полюбоваться, вдоль да по космической улице прогуляться…
КОСМИЧЕСКАЯ УЛИЦА
Центральная улица Гагарина, получившая своё имя в честь знаменитого космонавта Юрия Гагарина, почти сразу же после его первого полёта в космос, в 1961 году, соединила деревню Таишево с Кукмором, и с той поры они – единое целое. Молодёжь и не знает, что Кукмор начинался с Таишево. А старожилы на вечный вопрос: «Что было раньше: курица или яйцо?» всегда ответят… «Таишево!» Таишево постарше да поглавнее нынешнего районного центра было.
НАЧАЛО НАЧАЛ
Если заглянуть в архивные данные, то чёрным по белому там начертано, что уже в 1741 году существовала татарская деревня Таишево. А Кукмора тогда и в помине не было. Был на месте нынешнего Кукмора медеплавильный завод аж 1780 года рождения – Таишевский завод назывался. Обеспечивал Российское государство медью – 1600 пудов в год выдавал на-гора! Самому Емельяну Пугачёву на нём пушку отливали! А в 1812 году Таишевский завод снабжал оружием добровольцев Отечественной войны с французами. В 1830 году значительную часть рабочих Таишевского завода перевезли на Урал. Переселенцы в память о своём татарском Таишево образовали под Екатеринбургом деревню Таишевка. Родной же их Таишевский завод сгорел в 1851 году. На его месте появился Кукмор. А валенками, которые сейчас знамениты на всю Россию, кукморяне уж потом занялись…. В общем, попали мы в начало начал.
МЕДИЦИНСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
И хотя сейчас Таишево Кукмором величают, на той самой улице Гагарина, которая соединила два населённых пункта, стоит совершенно себе самостоятельный ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), как в самостоятельной деревне.
– Сюда приходят жители близлежащих домов укол сделать или на перевязку, первичную помощь получить, неотложную, – рассказывает фельдшер Рушат Султаншин. – До районной больницы далековато добираться, особенно пожилым.
ФАП здесь необычный. Во-первых, стоит он во дворе жилого дома, окружённый цветочками, качелями и баней. Во-вторых, называется оздоровительным центром и носит женское имя – «Фатыма».
ФАТЫМА
– Это в честь мамы нашего односельчанина назвали, – объясняет Рушат и, приглашая в свои медицинские владения, показывает фотографию той самой Фатымы, которая приветливой улыбкой встречает всяк сюда входящего – и больного, и здорового.
– Фатыма Хисамутдиновна проработала в Кукморской центральной больнице медсестрой почти 40 лет. Вот в этом доме она жила, – показывает Рушат. – Оказывала медицинскую помощь всем, кто рядом жил. У кого что случится – бегут сюда: «Фатыма апа, помогите! Ребёнок заболел!» Никому не отказывала. Её сын Рамил Усманович Хабриев, профессор и академик Российской академии наук, после её смерти, не желая расставаться с родным домом, передал его для больницы, чтобы в нём жили врачи. А во дворе вместе со своим другом Рустэмом Магдеевым, председателем совета директоров ООО «Фарммедполис», решили поставить ФАП, чтобы жители сюда по привычке за необходимой медпомощью обращались. Так получился оздоровительный центр «Фатыма»… Да вот Кадрия эби идёт, она вам лучше расскажет – она вместе с Фатымой Хисамутдиновной работала.
КАДРИЯ АПА
Перепоручив нас лёгкой, как одуванчик, бабулечке, юный фельдшер убегает по своим неотложным медицинским делам – делать уколы.
– Мне уж 80 лет, а Фатыме 100 исполнилось бы в этом году, – говорит Кадрия Вакиповна Валиуллина. – Если будете задавать наводящие вопросы, я много чего о ней рассказать могу. Но только после 1966 года – я ведь с этого времени тут работать начала, а она – с 39-го. Многому меня научила и она, и Полина Константиновна – старшая медсестра, и врач Раиса Аглеевна… Безотказно учили меня. Когда ещё Таишево отдельной деревней было, на Верхней улице мало жило народу. А Гагарина полная была. И с обеих улиц к ней – хоть день, хоть ночь – ходили сюда, она всех принимала, лечила, никому не отказывала, потому что она была одна медработница здесь. Троих детей воспитала, всех в люди вывела, все медики. Со свекровью дружно жила, хорошая у них была семья, все их помнят. А вот про мужа не помню…
МЕСТО ПОМОЩИ
– Отец умер, когда мне шесть лет было, – вспоминает Рамил Хабриев, научный руководитель НИИ им Семашко. Профессор из Москвы часто приезжает на родину, встречается с друзьями детства, с односельчанами. Да и они по привычке звонят знаменитому земляку, чтобы получить квалифицированную помощь, если вдруг что заболит. Он, как и мама Фатыма, никому в консультации не отказывает. Выслушает, даст совет, поможет.
– Старший брат, чтобы помогать матери, после 7-го класса пошёл работать, сестра поступила на курсы медсестёр. Благодаря им я поступил в мединститут, – рассказывает Рамил Усманович. – А благодаря маме все мы трое выбрали медицинскую профессию. Этот дом и ФАП – память о ней. Хотелось сохранить это место таким, каким оно было при маминой жизни. Местом медицинской помощи. Наш дом ведь у всех ассоциировался с мамой, а значит, с местом, где обязательно помогут, спасут, облегчат боль. Мама, даже будучи на пенсии, делала односельчанам уколы, пока могла. Кукмор растянут в длину, рейсового автобуса нет, в больницу идти далеко, и все идут к нашему дому, за здоровьем. Сколько поколений таишевцев и кукморян ходили сюда лечиться!..
Мы с профессором из Москвы ещё долго пытаемся понять, почему умирают деревни и как их спасти от этого естественного процесса умирания…
НЕ БРОСАЙТЕ МАЛУЮ РОДИНУ
– Вымирание деревни – это НЕ естественный процесс, – категорически не соглашается он. – Я почти пять лет не был на родине и, когда приехал, поразился тем преобразованиям, которые здесь произошли. Большинство не хочет уезжать с этой земли, им комфортно, они получают от этой жизни удовольствие. Есть люди, которые уезжают за образованием – это хорошо. Так идёт развитие человека. Плохо, когда люди уезжают из‑за колбасы или из‑за того, что туалет на улице. Деревня не умрёт, если о ней помнить и заботиться. Даже если ты уже там давно не живёшь. Нужно помогать своей малой родине – она тебя воспитала. Бросать нельзя. Кто‑то называет это благотворительностью, кто‑то – меценатством, для меня это просто память о маме.
– Мне уж 80 лет, а Фатыме 100 исполнилось бы в этом году, – говорит Кадрия Вакиповна Валиуллина.
– Сюда приходят жители близлежащих домов укол сделать или на перевязку, первичную помощь получить, неотложную, – рассказывает фельдшер Рушат Султаншин.
– Деревня не умрёт, если о ней помнить и заботиться. Нужно помогать своей малой родине – она тебя воспитала, – считает Рамил Хабриев.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Выезжаем из Казани через Кощаково. Далее – через Тюлячи и Богатые Сабы приближаемся к Кукмору. Расстояние от точки К (Казань) до точки К (Кукмор) – 150 км.
КАК НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ:
Такое с вами очень даже может случиться. Окрестные кукморские леса, особенно Лесхоз, полны грибов – белых, подберёзовиков, груздей… И едва вы ступите на грибную территорию, как они начнут вас кружить, заманивая в глубь леса до тех пор, пока вы не потеряете всяческую ориентацию. Так что, отправляясь по кукморские грибы, вспомните уроки ОБЖ: мох растёт на северной стороне дерева, заходить и выходить из леса нужно, ориентируясь на солнышко… А лучше возьмите с собой навигатор. А ещё лучше – брелок от машины: он вам подскажет, в какой стороне ждёт вас верный автомобиль.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:
Из объектов культурного наследия посмотреть стоит родовой дом братьев Комаровых 1870 года постройки. Купцы Комаровы производили и продавали валенки. А в свободное от валенок время вершили большие железнодорожные дела – например, меняли маршрут прокладки железной дороги, которую строили в сторону северной части России. Легенда такова: братья пообещали кучу денег и напоили до чёртиков рабочих, которые строили железнодорожные пути. И уговорили их проложить железную трассу через Кукмор. В результате путейщики отошли от основного маршрута на несколько сотен километров и лишили тем самым железнодорожного сообщения крупные города. Однако обещанных денег рабочие не получили. Их месть была страшна: железнодорожную станцию они построили на самом высоком холме. Добраться до неё повозкам с лошадьми, которые везли товары купцов Комаровых, было очень трудно.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
Рядом с кукморским селом Ятмас‑Дусай растёт многовековой дуб-исполин высотой 24 метра, в обхвате – почти 5 метров. Специалисты считают, что дубу около 300 лет, а местные лесники утверждают: не менее 500 годов. Дуб-великан растёт у старинного тракта. Когда‑то эта дорога соединяла Москву с Екатеринбургом. В народе этот путь называют дорогой патша-эби, имея в виду императрицу Екатерину Великую.
Автор: Татьяна Вафина / Фотограф: Александр Ефремов, Олеся Бондаревская
Журнал "Татарстан", август 2019