ТИНЧУРИН Карим Галеевич

ТИНЧУРИН Карим Галеевич

ТИНЧУ`РИН (Тенчурин) Карим Галеевич (15.9.1887, д. Тараканово-Белоозёрка Спасского у. Тамбовской губ., ныне д.Белоозёрка Спасского р-на Пензенской обл. — 15.11.1938, Казань), драматург, актёр, режиссёр, педагог, засл. артист ТАССР (1926). Родился в крест. семье. Нач. образование получил в сел. медресе, в 1900–06 учился в медресе «Мухаммадия» (Казань). В 1910 поступил актёром в труппу «Сайяр». Из артистов труппы «Сайяр», оставшихся в Казани после её зимних гастролей здесь, в 1918 Т. организовал и возглавил Труппу татар. драм. артистов, к-рая в 1919 была преобразована в Передвижную татар. драм. труппу №13 при Политотделе Центр. мусульм. воен. коллегии. В 1920 вместе с З.Султановым открыл в г.Самара студию для подготовки татар. актёров, в 1921 с выпускниками этой студии создал в г.Оренбург Т-р им. Г.Кариева. В 1922 нек-рое время работал в Ташкенте, осенью 1922 был назначен гл. режиссёром Первого гос. татар. т-ра в Казани, в 1928–29 возглавлял Астраханский татар. т-р. С 1929 худож. руководитель и гл. режиссёр Татар. академ. т-ра. Как актёр был последователем Г.Кариева, приверженцем школы перевоплощения. Среди множества сыгранных Т. ролей наиб. заметными были тонко чувствующий, одухотворённый Незнамов, разбитной Кудряш («Без вины виноватые», «Гроза» А.Н.Островского), интеллигентный писатель Сулейман («Неравные» Ф.Амирхана), решённые в гротесковой манере Вурм («Коварство и любовь» Ф.Шиллера) и Хлестаков («Ревизор» Н.В.Гоголя), трагичный Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого). Сыграл осн. роли в своих пьесах: Киям («Первые цветы»), Батырхан («Без ветрил»), Булат («Голубая шаль»), Махдум («Угасшие звёзды»), Искандер («Американец»), Жантимер («Родина») и др. C 1918 Т. начал заниматься режиссурой, последовательно воплощая в своих постановках принцип реализма — верность жизн. правде как во внеш. рисунке спектакля, так и в логике развития характеров. Был первым постановщиком всех своих пьес, поставил также: «Новые люди» Г.Ибрагимова, «Тахир и Зухра» и «Молодые сердца» Ф.Бурнаша (все — в 1920), «Сыновья земли» по «Трагедии сынов земли» Х.Такташа и «Байская дочь» Ш.Усманова (обе — в 1922), «Бездна» А.-Т.Рахманкулова (1925), «На дне» М.Горького (1932), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1929, 1932). К пост. своих пьес Т. привлёк комп. С.Сайдашева, музыка к-рого стала органичной и неотъемлемой частью таких произведений, как «Угасшие звёзды» (1924), «Казанское полотенце» (1924), «Голубая шаль» (1926), «Родина» (1929), «На Кандре» (1932).

 

Как драматург Т. проявил себя ещё до начала актёрской деятельности, написав в 1906 сатирическую комедию «Дискуссия», высмеивавшую порядки, царившие в медресе. В годы работы в труппе «Сайяр» писал преим. комедии: «Честный промысел» (1910), «Тревожный шаг» (1912), «Голодный влюблённый» (1915), «Назлы кияү» («Капризный жених», 1916), в к-рых за острогротесковыми ситуациями и характерами отражалось стремление татар. интеллигенции к социальному переустройству и прогрессивному развитию нации. В пьесах «Йосыф белән Зөләйха» («Йусуф и Зулейха», 1919), «Жалоба» (1922), «Берегись, взорвётся!» (1923), «Павлин», «Американ» («Американец») (обе — 1924), «Милый дядя» (1925), «Җилкәнсезләр» («Без ветрил», 1926) сатира драматурга обретает глубокий социальный смысл и масштабность. В этот же период Т. обратился к нац. фольклорным мотивам, в содружестве с комп. С.Сайдашевым создал получившие широкую популярность муз. драмы «Угасшие звёзды», «Казанское полотенце» («Казан сөлгесе»), «Голубая шаль». В 1930-е гг. в творчестве драматурга выделяются поиски положительного героя. Пьесы «Корыч орчык» («Стальное веретено», 1930), «Тургай» («Жаворонок», 1932; совм. с Р.Ишмуратом), «Ударниклар бәйрәме» («Праздник ударников», 1933), «Булат бабай семьясы» («Семья деда Булата», 1933; совм. с К.Наджми), «Алар өчәү иде» («Их было трое», 1935) проникнуты пафосом соц. стр-ва, стремлением передать дух коренного обновления жизни. Выступал также с публицист. статьями, стремясь обосновать свою точку зрения на развитие татар. драматургии и т-ра, утверждая, с одной стороны, что новый т-р должен идти по пути реализма, с другой — что необходимо обновление театр. языка, динамики сцен. действия.

 

 

В 1938 Т. был репрессирован, его пьесы долгое время находились под запретом. Реабилитирован посм. В 1988 имя Т. присвоено Татар. т-ру драмы и комедии, его именем назв. улица Казани.

 

 

Соч.: Сайланма хикәяләр. К., 1967; Сайланма драмалар hәм комедияләр: 2 томда. К., 1969.

 

 

Лит.:  Гимранова Д. Современное прочтение классики // Сцена и время. К., 1982; Ахма­дуллин А. Многогранный художник // Горизонты татарской драматургии. К., 1983; Карим Тинчурин и татарское искусство: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. К., 2007.

 

 

И.И.Илялова, Р.Р.Мусабекова.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 130-летию со дня рождения Карима Тинчурина - выдающегося драматурга и театрального деятеля посвящается …

 

 

 

 

Карим Тинчурин родился 15 сентября 1887 года в деревне Тараканово-Белоозерка Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Пензенская обл.) в крестьянской семье. В 1900 году он приехал в Казань и поступил в медресе «Мухаммадия», которое покинул не закончив в 1906 году.

 

 

      В 1910 году К.Тинчурин был принят актером в труппу “Сайяр” под руководством Г.Кариева,  где проявил себя как артист, режиссер, драматург, теоретик и руководитель труппы. Одновременно он начинает писать свои произведения. Одной из первых была комедия «Моназара» (Дискуссия).  С середины 1920-х гг. в творческой деятельности К.Тинчурина основное место занимают музыкальные драмы. Он автор 27 пьес, среди которых: “Голубая шаль”, “Родина”, “На Кандре”, “Казанское полотенце”, эти произведения вошли в золотой фонд татарской музыкальной культуры. В 1922 году назначен на должность главного режиссера Первого государственного театра в Казани.       С 1929 года художественный руководитель и гл. режиссер Татарского академического театра. Как режиссер, Карим Тинчурин, поставил  свыше 20 спектаклей, почти все по своим пьесам и сыграл несколько десятков ролей.

 

 

      В 1926 году К.Тинчурину присуждается почетное звание “Заслуженный артист ТАССР”. В 1934 г. его принимают в члены правления Союза Советских писателей Татарии.

 

 

     17 сентября 1937 г. был необоснованно репрессирован и 15 ноября 1938 г. расстрелян. В 1956 г. он был реабилитирован, после чего стали издаваться его книги, были возобновлены постановки пьес. В 1988 году Казанскому театру драмы и комедии присвоено имя К. Тинчурина.

 

 

      В Государственном архиве Республики Татарстан отложился комплекс документов о жизни и творчестве Карима Тинчурина. Часть из них представлена на выставке.

 

 

 

 

Карим Тинчурин НА РТ, оп.2, №1746

 

 

 

 

Шакирды медресе «Мухаммадия». 4-й в первом ряду слева Карим Тинчурин 1906 год НА РТ, оп.2, №4112

 

 

 

 

Актеры труппы "Сайяр": Габдулла Кариев руководитель труппы, Карим Тинчурин (1-ый слева), Зайни Султанов, Г.Мангушев 1916 год НА РТ, оп.2, № 1536

 

 

 

 

Партитура С. Сайдашева к драме Карима Тинчурина «Голубая шаль» 1926 год НА РТ, ф. Р-7559, оп.1, д.6, л.1

 

 

 

 

Штаты Татарского государственного академического театра на 1935 год (под 10 номером значится Карим Тинчурин - режиссер) ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 3, д. 863, л.116

 

 

 

 

Карим Тинчурин 1926 год НА РТ, оп.2, №1543

 

 

 

 

Карим Тинчурин среди деятелей искусств ТАССР 1929 год НА РТ, оп.4, № 3013

 

 

 

 

Письмо начальника Управления театрами и зрелищными предприятиями Наркомпроса ТАССР в Татарский обком ВКП(б) о рекомендации Карима Тинчурина на должность художественного руководителя Татарского государственного академического театра 20 июня 1935 год ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 3, д. 863, л.119

 

 

 

 

Творческий план Карима Тинчурина к 20-летию Октябрьской революции 1936 год НА РТ, ф. Р-7083 оп. 1, д. 73, л. 1, 1об.

 

 

 

 

Удостоверение, выданное члену правления Союза Советских писателей Татарии Кариму Тинчурину о командировании его в Мамадышскую МТС для творческой работы по созданию пьесы из жизни колхоза 28 июня 1937 года НА РТ, ф. Р-7083, оп. 2, д. 17, л. 14

 

 

 

 

Слева направо: Шариф Камал, Голсем Мохаммедова, Галимджан Ибрагимов, Карим Тинчурин, Галимджан Нигмати б/д НА РТ, оп.4, № 2385

 

 

 

 

Программа Татарского государственного театра им. Г. Камала к спектаклю по пьесе Карима Тинчурина «Голубая шаль» 1964 год НА РТ, ф. Р-4088, оп. 5, д.15, л.40

 

 

 

 

Пригласительный билет на торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Карима Тинчурина 16 ноября 1987 год ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп.15, д.376, л.51

 

 

 

 

Карим Тинчурин в роли Калафа в спектакле по пьесе К.Гоцци «Принцесса Турандот» б/д НА РТ, оп.2, №1551

 

 

 

 

Приказ Министерства культуры РСФСР № 193 «О присвоении имени Карима Тинчурина Татарскому государственному театру драмы и комедии» 19 мая 1988 год НА РТ, ф. Р-7237 оп.2, д. 2321, л.23

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Архивы Республики Татарстан 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек