УРМАНЧЕ Баки Идрисович

УРМАНЧЕ Баки Идрисович

УРМАНЧЕ` Баки (Габдельбаки) Идрисович (10.2.1897, с. Черки-Гришино Тетюшского у. Казанской губ. — 6.8.1990, Казань), живописец, скульптор, график, педагог, нар. художник ТАССР, РСФСР (1960, 1982), засл. художник РСФСР (1972). Один из основоположников проф. татар. живописи. Родился в семье сел. муллы, нач. образование получил дома. Учился в казан. медресе «Мухаммадия» (1907–14), в 1915–16 учительствовал в школе д. Татар. Тарханы Шацкого у. Тамбовской губ. В 1916–17 в рос. армии, служил в Казахстане, где получил первые уроки рисунка и живописи у австр. военнопленных. В 1917–19 инструктор Наркомата просвещения в гг. Глазов и Тетюши, занимался оформительской работой (праздничные демонстрации, клубы, школы). В 1919–20 учился в Казан. свободных худож. мастерских — живописи у В.К.Тимофеева, скульптуре у Г.А.Козлова, графике у Н.С.Шикалова. Одновр. работал в Политотделе штаба Запасной Армии Республики и в Центр. мусульм. воен. коллегии; после её расформирования (1920) был переведён в Реввоенсовет в Москву. В 1920–26 учился в Моск. Высш. худож.-техн. мастерских (ВХУТЕМАС) одновр. на двух отд-ниях: живописном (у С.В.Герасимова, А.В.Шевченко) и скульпт. (у Б.Д.Королёва). После их окончания в 1926 работал преподавателем, зав. уч. частью Казан. худож.-театр. техникума, в к-ром организовал учебную керамическую мастерскую. У. воспитал талантливых учеников (М.Абдуллин, М.Каримов, Г.Юсупов, Ш.Мухаметжанов, М.Рахманкулов, М.Амир, М.Сутюшев и др.). В 1920-е гг. работал руководителем секции иск-ва в Доме татар. культуры, принимал участие в работе комиссии по усовершенствованию шрифта на араб. графике. Истоки творчества У. ле­жат в татар. джадидизме, освоении им методов европ. живописи. В 1920-е гг. работал в области станковой живописи и кн. илл. Его картины «У сепаратора», «Портрет Бикбулатова» (обе — 1927), «У лодочной переправы» (1928), «Татарка», «Катанье на парусных лодках», «Девушка в жёлтом» (все — 1929) и др. вошли в зол. фонд сов. и татар. живописи. В 1923 в Казани увидела свет первая оформленная У. книга Г.Тукая «Шурале». В эти же годы создал эскиз первого герба Татарской республики (в керамике). В 1927 подписал изв. письмо 82-х И.Сталину. За это в 1929 был арестован, в 1930 приговорён к 5 годам лагерей за «разжигание националистической розни», до 1933 отбывал заключение на Соловецких о-вах. Реабилитирован в 1990. В 1933–41 жил в Москве, работал во «Всекохудожнике»; в 1937 был принят в чл. Моск. союза художников, участвовал в 1-й Всесоюз. выставке молодых художников (его графика была репродуцирована в ж. «Творчество» и газ. «Комсомольская правда»). В 1937–41 на Всесоюз. с.-х. выставке в Москве оформил (росписи, скульптура) павильоны Башкирской АССР (совм. с К.А.Девлеткильдеевым), Карело-Финской ССР, с.-х. механизации, жив-ва. В 1941–52 и 1953–56 У. жил в Алма-Ате, в 1952–53 — в Самарканде, 1956–58 — в Ташкенте, преподавал в Театр.-худож. ин-те, где по его инициативе была созд. скульпт. мастерская, к-рую он возглавлял со дня основания ин-та. В 1958 по приглашению пр-ва ТАССР У. возвратился в Казань.

 

Во время пребывания в Казахстане У. создал галерею живописных и скульпт. портретов выдающихся деятелей этой республики, пейзажи, натурные этюды, илл. к произведениям казах. авторов (Абая, М.Ауэзова, С.Муканова), нар. сказкам, стихам Г.Тукая в переводе на казах. язык. В Узбекистане им были созданы живописные сюжетные картины, портреты, пейзажи: «Сбор винограда» (1951), «Бану» (1952), «Портрет старого мираба» (1952), скульпт. произведения (бюст Г.Тукая, памятник Виноградову в Алма-Ате, монумент.-декор. оформление Балхашского медеплавильного з-да).

 

 

Зрелое и многогранное творчество У. в казан. период ознаменовало собой новую ступень в развитии изобразительного иск-ва и в целом культуры республики. Вед. скульптор (автор более 100 произведений). Из уральского мрамора, бронзы, гипса создал галерею портретов (бюсты, полуфигуры) деятелей татар. культуры: Г.Тукай (1959, 1964, 1980, 1981), Н.Исанбет (1959), Ф.Амирхан (1961), М.Джалиль (1962), Кул Гали (1965), Ш.Бабич (1966), Дэрдменд (1967), Ш.Мард­жани (1968), К.Насыри (1970), С.Сайдашев (1985, 1999) и др. У. поднял на высокий худож. уровень иск-во создания объёмных худож. произведений из дерева. Его «Г.Ибрагимов» (1963), «Сагыш» (1966), «Весенние мелодии» (1968), «Тулпар» (рельеф, 1968), «Сююмбике» (1978), «Нияз (Преданность)» (1980), «Нафиса» (1981) стали классикой татар. скульптуры. Автор монумент. памятников М.Джалилю в Казани, Г.Тукаю в Нижнекамске и в с. Псеево Менделеевского р-на, Ш.Маннуру в г.Мамадыш, архит.-худож. ансамбля (памятник Г.Тукаю, парковая скульптура из дерева и архит. решение в соавторстве с арх. Ш.Фахрутдиновым) Тукая Габдуллы музейного комплекса в с. Н.Кылай.

 

 

В станк. живопись (всего им созд. ок. 300 полотен) У. привнёс образное видение, осн. на традициях татар. нар. иск-ва и вост. миниатюры. В кон. 1970-х гг. появились полотна, ставшие вершиной его живописного творчества: «Сенной базар» (1975), цикл картин «Воспоминания» (1978–79) — «В предгорьях Урала», «Куль-Черкен. Купание коней», «Сабантуй», «Сенокос в Салтыке», получившие убедительную завершённость в триптихе «Татарстан» (1976, 1985). У. — мастер психол. портрета, создал обширную галерею образов предст. науки, культуры, воен. деятелей, врачей — Ф.Кудашева, С.Кудаш, К.Валеев, Д.Тумашева, С.Рафиков, Ф.Ахметова, Г.Сафиуллин и мн. др. Графическое наследие У. (акварель, рисунок пером, кистью, углём, сангиной) включает более 3 тыс. работ. Только поэме Г.Тукая «Шурале» он посвятил св. 100 графических листов, создал серии илл. к его поэме «Кисекбаш», стихотворениям Дэрдменда (1954–68), эпосу «Коркут» (1972), балладе «Сак и Сок» (1973). Автор серии портретов деятелей татар. культуры (Х.Туфан, Ч.Ахмаров, Г.Баширов, А.Еники, Г.Шамуков и др.), цикла станк. листов в традициях кит. живописи «го-хуа» (1976–86) и др. Мастерство У. в области каллиграфии нашло отражение в исполненных на бумаге шамаилях — аятелькорси (акварель, тушь, бронза, 1989). Автор эскизов монумент. росписей («Сенной базар» для Лит.-мемор. музея Г.Тукая в Казани), театр. декораций к спектаклям «Аршин мал алан» У.Гаджибекова (1942), «Первые цветы» К.Тинчурина (1959), татар. сцен. костюмов (1939–75). Преподавал араб. каллиграфию в Казан. ун-те. Автор стихотворений, воспоминаний, лит.-критических работ.

 

 

Участник (с 1934) более 100 выставок: моск. художников 1930-х гг., респ. казах. художников в Алма-Ате, Караганде и др. (1942–58), художников Узбекистана (1952–53), иск-ва Татарии (1957–87), «Советская Россия» (1960), всесоюз. в Москве — «Индустрия социализма» (1939), «Героический фронт и тыл» (1943), к 1-му Всесоюз. съезду сов. художников (1957), «Художники театра, кино и телевидения» (1967), междунар. сов. изобразительного иск-ва (Дели, Калькутта, Бомбей, 1952), выставок «Большая Волга» (с 1980).

 

 

Персональные выставки: 1958, 1982 (Алма-Ата), 1983 (гг. Балхаш, Темиртау), 1985 (г.Нижнекамск); в 1967–2007 юбилейные (Казань), 2012 (Третьяковская галерея, Москва). Произведения У. хранятся более чем в 20 музеях России, стран б. СССР, в т.ч. в Музее изобразительных иск-в РТ, Нац. культ. центре «Казань», Нац. музее РТ, Гос. музее иск-в Казахстана им. А.Кастеева (Алматы), Музее иск-в народов Востока (Москва), Музее иск-в Узбекистана, в частных галереях. 

 

 

Портреты У. написаны Р.Вахитовым, З.Гимаевым, А.Абзгильдиным, Х.Нафиковым, Р.Багаутдиновым. О нём сняты телефильмы «Сагыш» (1968, реж. В.В.Стрелков); «Баки Урманче» (1987, реж. Р.Хисамов, Казан. студия кинохроники); «Радуга над Урманче» (2009, Казань, ТНВ); «Баки Урманче. Жизнь — это музыка...» (К., 2012, реж. Н.Морозов, «Таткино»). В Казани открыты музей Б.Урманче (1999), скульпт. памятник (М.М.Гасимов, 1997), в с.Черки-Гришино — Дом-музей У. (2012). На доме, в к-ром проживал У. на ул. Акад. Королёва в Казани, установлена мемор. доска. Его именем назв. улицы в гг. Казань, Буинск, Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск. Мин-вом культуры РТ учреждена пр. им. Б.Урманче в области изобразительного иск-ва (1998). Гос. пр. им. Г.Тукая (1967), награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями. Почёт. гражданин Казани (1987).

 

 

Соч.: Балалар сәнгате хакында ата-аналар, тәрбиячеләргә ни белергә кирәк? М., 1924; Из творческой работы // Искусство. 1936. № 1; Татарстанның сынлы сәнгате // Совет әдәбияты. 1960. № 10.

 

 

Лит.: Баки Урманче. Юбилейная художественная выставка. Каталог. К., 1969; Баки Урманче. Альбом. К., 1982; Искусство, рождённое Октябрём. К 90-летию Б.И.Урманче. Сб. статей. К., 1989; Новицкий А. Баки Урманче. К., 1994; Баки Урманче и татарская культура. К., 2005; Духовный мир Баки Урманче. К., 2005; Баки Урманче. Живопись. Скульптура. Графика: Каталог выставки. К., 2007; Баки Урманче и национальная художественная культура. К., 2008; Бакый Урманче. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. К., 2012.

 

 

Г.Ф.Валеева-Сулейманова.

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5833 человек