ЖИГАНОВ Назиб Гаязович

ЖИГАНОВ Назиб Гаязович

ЖИГА`НОВ (Ќиџанов) Назиб Гаязович (15.1.1911, г.Уральск, ныне Респ. Казахстан — 2.6.1988, г.Уфа), композитор, муз.-обществ. деятель, педагог, засл. деятель иск-в ТАССР (1939), РСФСР (1940), нар. артист СССР (1957), проф. (1953). В 1938 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Г.Литинского. В 1939–77 пред. орг. к-та, правления Союза композиторов ТАССР, в 1941–43 худож. руководитель Татар. т-ра оперы и балета, с 1945 ректор Казан. консерватории. Внёс кр. вклад в развитие отеч. и татар. муз. культуры. Исполнением Первой симф. Ж. в 1937 открылась Татар. филармония, постановкой оп. «Качкын» («Беглец») в 1939 — Татар. т-р оперы и балета. В 1940–60-х гг. Ж. наиб. активно работал в жанрах муз. т-ра, создал 8 опер и 3 балета. В его произведениях впервые в оп. иск-ве получили отражение важные события истории татар. народа: участие татар в Крест. войне 1773–75 («Качкын»), предрев. события в Казанской губ. в 1917 («Ирек»— «Свобода»). Тема борьбы за свободу народа воплощена в символических образах легендарно-героических опер «Алтынчеч» («Золотоволосая») (Гос. пр. СССР, 1948) и «Тюляк и Су-Слу», либр. к-рых осн. на мотивах татар. эпоса. Событиям Вел. Отеч. войны посв. оп. «Ильдар», «Шагыйрь» («Поэт»), трудовой жизни села — воп. «Намус» («Честь»). Опера-поэма «Джалиль», огражд. и творческом подвиге выдающегося татар. поэта-героя М.Джалиля, философски раскрывает темы антигуманного характера развязанной гитлеровцами захватнической войны, созидательной роли патриотического долга, верности идее защиты Родины.

 

Ж. — крупнейший в истории татар. музыки композитор-симфонист. Первая симфония написана им в период обучения в Моск. консерватории (1935). Затем творческие интересы были сосредоточены на жанрах программной симфонической музыки. Симфоническая поэма «Кырлай» (по мотивам поэмы-сказки Г.Тукая «Шурале») муз. средствами рисует картины природы родного края, в красочном звучании оркестра воссоздаёт образы популярных сказочных персонажей. Мастерством и худож. убедительностью претворения нар. мелодий отличаются осн. на творческом преломлении различных пластов татар. муз. фольклора Сюита на татар. темы (Гос. пр. СССР, 1950) и «Симфонические песни». В увертюре «Нафисе» использован муз. материал оп. «Намус». «Симфонические новеллы» представляют собой сюиту на основе музыки незавершённого балета «Жёлтый аист» по мотивам кит. нар. легенды. С кон. 1960-х гг. в творчестве Ж. осн. жанром становится симфония. Широкую известность приобрела Вторая симф. «Сабантуй» (Гос. пр. СССР, 1970), в к-рой, наряду с поэтически одухотворённой лирикой, ярко и красочно воссоздаётся жизнеутверждающая атмосфера татар. нац. праздника. В 1970–80-х гг. Ж. написал ещё 15 симфоний, к-рые характеризуются разнообразием трактовки осн. идей цикла, новизной тембровых и драматургических решений, широким диапазоном приёмов композиторской техники.

 

 

Произведения Ж. способствовали развитию оперы, балета, симфонических жанров в татар. музыке. В творчестве композитора сформировался новый тип татар. оперно-симфонической мелодики, откристаллизовались формы и приёмы, ставшие в 1950–80-е гг. стилистическим образцом для композиторского письма на интонационной основе пентатонных муз. культур. Стиль Ж. характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, нац. самобытностью и вместе с тем опорой на традиции рус. и заруб. муз. классики. Его соч. присущи филос. глубина замысла, изобретательность мелодического и гармонического развития, мастерство оркестрового письма, ясность муз. формы, разнообразие приёмов использования татар. муз. фольклора. Выдающиеся произведения Ж. способствовали междунар. признанию татар. музыки. Оп. «Джалиль» ставилась в Большом т-ре СССР (1959), Пражском нац. т-ре (1960).

 

 

На протяжении всего творческого пути Ж. сочинял камерно-вокальные произведения. Мн. песни и романсы приобрели широкую известность, прочно вошли в концертный репертуар: «Сиреньнђр хуш ис тарата» («Вновь запахло сиренью») на слова А.Ерикеева (1956), «Зарыгу» («Ожидание») на слова Б.Старчикова (1964), «Ќир йљзендђ ђкият бар» («Живут на свете сказки») на слова М.Тазетдинова (1966) и мн. другие. Он автор камерно-инструментальных произведений, б.ч. к-рых широко используется в пед. и концертном репертуаре пианистов— фортепьянные пьесы, объединённые в «Альбом для детей» (1946), Сюита для фортепьяно (1962), Десять пьес для фортепьяно (1972), «Двенадцать зарисовок» (1976), «Матюшинские эскизы» (1980).

 

 

Ж. выступил инициатором создания Казан. консерватории, ср. спец. муз. школы при ней, Гос. симфонического оркестра и сыграл вед. роль в формировании системы проф. муз. образования в Татарстане. Его имя с 2001 присвоено Казан. консерватории. Творческая, пед. и орг. деятельность Ж. оказала огромное влияние на формирование татар. композиторской школы, развитие муз. культуры в нац. республиках Поволжья и Приуралья. Класс инструментовки Ж. в Казан. консерватории окончили ставшие кр. деятелями татар. муз. культуры композиторы Ф.Ахметов, Р.Белялов, Р.Еникеев, Р.Калимуллин, Л.Любовский, А.Монасыпов, Б.Мулюков, Б.Трубин, Ш.Шарифуллин, М.Яруллин и др.

 

 

Ж. вёл активную муз.-обществ. деятельность: чл. правления Союза композиторов СССР (с 1948), секр. правления Союза композиторов РСФСР (с 1957), СССР (с 1962), чл. К-та по респ. премии им. Г.Тукая (с 1958), чл. к-тов по присуждению Лен. и Гос. пр. в области лит-ры и иск-ва при СМ СССР (с 1961). Ж. присвоено звание Героя Соц. Труда (1981). Деп. ВС РСФСР (1951–59), ТАССР (1963–67 и 1971–88), СССР (1966–70). Гос. пр. СССР (1948, 1950, 1970), ТАССР им. Г.Тукая (1958). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями. Имя Ж. присвоено одной из малых планет (1997).

 

 

Осн. соч.: оперы «Качкын» (1938, либр. А.Файзи), «Ирек» (1940, либр. 3.Сафина), «Алтынчеч» (1941, либр. М.Джалиля), «Ильдар» (1942, либр. М.Джалиля; во 2-й редакции «Дорога победы», 1954), «Тюляк» (1944, либр. Н.Исанбета; во 2-й редакции «Тюляк и Су-Слу», 1967), «Шагыйрь» (1947, либр. А.Файзи), «Намус» (1950, либр. А.Исхака), «Джалиль» (1956, либр. А.Файзи); балеты «Фатых» (1943, либр. Г.Тагирова), «Зюгра» (1944, либр. Г.Гаскарова; во 2-й редакции Д.Ариповой, 1969), «Нжери» (1969, либр. Н.Жигановой); 17 симфоний; симфоническая поэма «Кырлай» (1946), Сюита на татарские темы для симфонического оркестра (1949), увертюра для симфонического оркестра «Нафисе» (1952, по мотивам романа Г.Баширова «Намус»), «Симфонические новеллы» (1963), «Симфонические песни» (1965); кантаты «Республика моя» (1960, слова Н.Арсланова), «Здравствуй, Москва!» (1980, слова Р.Хариса); камерно-инструментальные произведения, романсы, песни, обработки нар. песен.

 

 

Лит.:  Гиршман Я. Назиб Жиганов. М., 1975; Спиридонова В. Фортепианные произведения Назиба Жиганова в педагогическом репертуаре. К., 1980; Шамсутдинова Ф. Выдающийся мастер татарской музыки // Муз. жизнь. 1981. № 3; Касаткина Г. Художник щедрого таланта, неиссякаемой энергии // Советская музыка. 1981. № 11; Салехова З. «... И приумножить её добрую славу»: Портрет Назиба Жиганова в документах // Казань. 1996. № 5–6; Назиб Жиганов: Контексты творчества: Сб. науч. статей. К., 2001; Покровский Б. Назиб Жиганов — оперный драматург // Казань. 2001. № 1; Мансуров Ф. «Нђќип Ќиџанов — татар музыкасында беренче номерлы шђхес» // Татарстан. 2001. № 2.

 

 

В.Р.Дулат-Алеев.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек