А за классиков ответишь!

Писателя Фатиха Сайфи-Казанлы подвергли публичной порке за «политическую вредность» его новой книги.

На фото: Участники первого съезда писателей СССР. В первом ряду (слева направо): Кави Наджми, Алексей Толстой, Максим Горький; во втором ряду: Лябиб Гильманов, Хасан Туфан, Гумер Тулумбай, Фатих Сайфи-Казанлы, Галимджан Нигмати.

10 октября 1930 года газета «Красная Татария» опубликовала постановление секретариата обкома ВКП(б) «О книге Ф. Сайфи «О двух татарских классиках». В документе с большевистской безапелляционностью утверждается: содержание вышедшей книги Сайфи – политически вредное. Автору вменяются в вину «ложные и исключительно путанные толкования вопроса о классовой дифференциации среди татар в том смысле, что якобы 99 проц. татарской нации состоит из трудящихся и определение характера диктатуры в нашей стране в том смысле, что, якобы, у нас существует диктатура пролетариата и служащих и т.п.)».

Естественно, за такое «вопиющее» вольнодумство товарищ Сайфи ответил по всей строгости. Вердикт: «Принимая во внимание, что выпуск этой вредной да и абсолютно ненужной по неактуальности темы книги оказался возможным только благодаря служебному положению, занимаемому тов. Сайфи, считать невозможным дальнейшее оставление его на руководящей работе в области литературы и издательства – снять его с должности редактора журнала «Яналиф» и с работы в издательстве «Яналиф».         

Любопытно, что отказав товарищу по партии в праве на ошибку и сделав жесткие оргвыводы, в обкоме попутно перепутали название. Книга, за которую Сайфи-Казанлы поплатился должностью и авторитетом, в действительности называлась иначе - «О трех татарских классиках». Но за ошибку в партийном документе, видимо, никто наказан не был.

Что же касается писателя Сайфи-Казанлы, то и после случившегося он, убежденный большевик, в идеалах не разуверился. Оставался членом ВКП(б), занимался наукой, писал, выступал как литературный критик. В газетных статьях бичевал коллег, отступавших от партийной линии, - так же беспощадно, как бичевали его самого.

А в 1936-м за ним пришли. 3 августа 1937 года по делу «контрреволюционной троцкистско-националистической террористической организации» Фатих Сайфи-Казанлы был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день.     

Досье:

ФАТИХ САЙФИ-КАЗАНЛЫ (Фатих Камалетдинович САЙФИ). Татарский драматург, писатель, журналист. Родился 12 марта 1888 в деревне Карамалы-Исанбаево Спасского уезда Казанской губернии (Ныне Алькеевский район РТ). Член Коммунистической партии с 1920 г. Герои первой пьесы Сайфи-Казанлы "Священный труд" (1907) – революционеры-подпольщики. В комедиях "Наши времена" (1909) и "Общественный деятель" (1916) драматург высмеял оторванную от своего народа интеллигенцию. С первых дней советской власти Сайфи-Казанлы выступал за создание пролетарской культуры, за новый театр. В драме "Враги" (1920) создал героические образы большевиков и рабочих-красногвардейцев, участников революционного восстания в Казани. Пьесы "Родословная муллы Закцана" (1929) и "Зелёная поляна" (1933) проникнуты пафосом борьбы за новую жизнь. Последняя драма Сайфи-Казанлы "Зубаржат" – о новых взаимоотношениях между людьми социалистического общества. Незаконно репрессирован в 1937 году. Похоронен в общей могиле жертв политических репрессий на Донском кладбище в Москве. Посмертно реабилитирован 4 марта 1958 г.     

Фото: protatarstan.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
379
0
0
Комментарии (0)
Символов осталось:
Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5736 человек