Он пил на брудершафт с ангелом смерти и был Лениным в «Третьей патетической»

Альмандар-бабай в исполнении Шауката Биктемирова стал воплощением души татарского народа.

Мудрый и простодушный, мягкий и бесстрашный, искренний и хитроватый… Биктемировский герой из пьесы «Старик из деревни Альдермыш», умеющий радоваться жизни даже у последней черты, способный посмеяться над самой Смертью, влюбил в себя зрителя сразу и бесповоротно. И все тридцать пять лет, что на сцене Камаловского шел этот спектакль, зрительская любовь только крепла, о чем свидетельствовали вечные аншлаги и пожизненное звание, присвоенное народом самому актеру – «Альмандар-бабай». Кажется, по-другому татарстанцы, знакомые и незнакомые, его и не называли…

Наверное, не случайно звезды сошлись так, что эта роль досталась именно Биктемирову. И дело не только в актерском таланте. Родившись

28 октября 1928 года в татарской деревне Мингер, он в детстве и юности доброго видел не много. Суровый нрав мачехи, безжалостные атаки соседских мальчишек - «Рыжий!». Потом, когда стал подростком – полуголодная жизнь и тяжкий труд в колхозе, в войну. Но не очерствел и не озлобился. Принимал жизнь, какой есть, умел радоваться каждому дню. А однажды оказавшись в театре, влюбился в него раз и навсегда.

Любовь оказалась взаимной. Биктемиров играет главные роли в спектаклях, а когда в Камаловском ставят «Третью патетическую», утверждают на роль Ленина. Это шестидесятые годы, и для актера такой факт в биографии – все равно что крупный выигрыш в лотерею: дальше – карьерное благополучие и недоступные многим скромные блага социализма… Но Биктемиров, яркий и уверенный в театре, на сцене, в жизни много скромнее. Он сомневается, что в состоянии воплотить на сцене образ вождя, считает, что и внешне нисколько не похож на Ильича. Сомневается, конечно, зря: кандидатуру утверждают в Москве, на очень высоком уровне, и отказы не принимаются.

К этой своей роли Биктемиров готовится несколько месяцев, читает воспоминания о вожде, посещает ленинские места: Москва, Ульяновск…

Наступает премьера – грандиозный успех.

Сходства со своим героем Биктемиров достиг поразительного: поверили все. Говорят, рабочие сцены после этого, встретив за кулисами Шауката Биктемирова, поздоровавшись, просили: «Владимир Ильич, папироской не угостите?» Биктемиров, который, как и вождь пролетариата, никогда не курил, специально для таких случаев держал при себе пачку «Беломора»: положение обязывало.

Эта роль, конечно, добавила актеру уверенности в себе, возможно, тогда же появился у него и фирменный биктемировский (или ленинский) прищур. Впрочем, последнее не очевидно. А вот рассказы о том, что после «Третьей патетической» актеру запретили кланяться, похоже, не легенда. Некий партийный чин однажды устроил Биктемирову выволочку: «Вам доверили сыграть вождя, так соответствуйте! Теперь вы не имеете права кланяться – вы таким образом принижаете величие Ильича!»…

К счастью, ни слава, ни номенклатурное депутатство советской поры не убили в нем актера и никак не отразились на характере. Биктемиров продолжал блистать на сцене и остался таким, каким был в юности. Простым, добрым, открытым. Честным.

Наверное, только такой актер и мог стать «стариком из деревни Альдермыш». И воплотить на сцене душу народа.

Досье:

Шаукат Хасанович Биктемиров. Актер. Родился 28 октября 1928 в Сабинском районе ТАССР.  Народный артист СССР (1977).  За годы работы в ТГАТ им. Г. Камала сыграл более 130 ролей в спектаклях классического и современного репертуара. Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского(1979) и Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1967). Награжден орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан». Депутат Верховного Совета ТАССР (1975—1980). Депутат Верховного Совета СССР 11—12 созывов (1984—1990). Умер в 2012 году в Казани.

Фото: kazan-journal.ru, wikipediya.com.ru, kino-teatr.ru, kamalteatr.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
332
0
0
Комментарии (0)
Символов осталось:
Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5820 человек