Коллективизация в ТАССР: «Нам не нужны колхозы!»

В 1930 году ТАССР отмечает 10-летие со дня образования республики. К юбилею вышел литературно-документальный фильм «Татарстан (Страна четырех рек)».

Фильм стал первой масштабной картиной, отображающей жизнь населения после установления советской власти. Съемки проходили с августа 1929 по март 1930 года. Над фильмом работали режиссер А. И. Дубровский, ассистент режиссера Каюм Поздняков (в будущем видный режиссер в Татарстане, работал с режиссером Всеволодом Пудовкиным).

Фильм состоит из шести частей, каждая из которых посвящена отдельному этапу развития Татарстана. Премьера состоялась на московском заводе «Красный богатырь», на котором работало большое число татар. Фильм вызвал противоречивую реакцию у зрителя: например, татарский поэт и писатель Адель Кутуй сказал, что тот Татарстан, который он знает, в фильме показан не так правдиво.

Последняя – шестая часть фильма называется «Обновленная земля». Она рассказывает о коллективизации в ТАССР.

КАК ПРОХОДИЛА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ?

В декабре 1927 года на XV съезде ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, позже переименована в КПСС. – Ред.) была принята резолюция «О работе в деревне», в которой «задача объединения и преобразования мелких индивидуальных крестьянских хо­зяйств в крупные коллективы» была названа «основной задачей партии», которую необходимо осуществлять в деревне. Съезд также дал указания по составлению плана на первую пятилетку. Среди основных задач были отмечены необходимость внедрить коллективные формы хозяйствования, более настойчиво и эффективно бороться с кулаками, оказывать поддержку коммунам и колхозам, артелям, товариществам и другим коллективным формам хозяйствования. При этом объединять крестьян в колхозы планировалось без принуждения, только с согласия самого населения.

Предполагалось, что к 1933 году в колхозы будут объединены 25 процентов всех крестьянских хозяйств ТАССР. Но на самом деле коллективизация получилась сплошной и она проводилась насильственно. Государство действовало исходя из объективной необходимости реформы аграрной отрасли страны. Даже все крестьянские хозяйства вместе взятые не могли обеспечивать сырьем развивающуюся промышленность СССР. Росла численность городского населения, деревня уже не была в состоянии кормить город. Попытки государства взять под свой контроль производство сельхозпродукции вызывали у крестьян настороженность и недоверие.

Что представляло собой сельское хозяйство ТАССР к началу сплошной коллективизации? В республике насчитывалось 500 тысяч крестьянских хозяйств, большинство из них – середняки (370 тыс.), 110 тысяч бедняков, около 20 тысяч хозяйств с достатком выше среднего (в то время для обозначения таких хозяйств использовался термин «кулак». – Ред.). К концу 20-х годов в ТАССР были образованы 459 колхозов – лишь десятая часть принятого партией плана.

Национальный состав ТАССР выглядел следующим образом: татары – около 49 процентов, русские — более 43 процентов. Кроме того, на территории республики проживали чуваши (5%), мордва (1,4%), удмурты (1%), марийцы (1,5%).

Коллективизация в Татарстане шла с большими затруднениями. Крестьяне не хотели вступать в колхозы. Ситуация еще больше обострилась в конце 1927 – начале 1928 года, когда в стране был сорван план заготовки хлеба. Государственные цены на зерно были низкие, крестьяне не хотели сдавать хлеб, ожидая повышения его закупочной стоимости. Государство пошло на крайние меры – хлеб у крестьян стали отнимать. Этим занимались специальные вооруженные отряды, которые обыскивали дворы и изымали «излишки» хлеба. За попытку сокрыть зерно крестьянин объявлялся кулаком, его обвиняли в спекуляции, судили и забирали все имущество, скот и орудие труда.

В начале 1928 года по всей стране был спущен жесткий план по заготовке хлеба. Из-за запредельно низкой закупочной цены крестьяне отказывались сдавать зерно. Таких объявляли кулаками и судили. В феврале 1928 года в Татарстане были осуждены 533 человека с формулировкой «за саботаж». Благодаря таким чрезвычайным мерам план удалось перевыполнить на 112 процентов.

В ноябре 1929 года Иосиф Сталин в своей статье «Год великого перелома» назвал колхозы столбовой дорогой развития для страны. Сталин утверждал, что именно благодаря колхозам и совхозам удалось выйти из хлебного кризиса. Годом ранее он оправдал изъятие хлеба у крестьян «обострением классовой борьбы», а также обосновал необходимость собирать с крестьян особый налог или «дань». После статьи Сталина стало ясно, что колхозы и совхозы будут развивать усиленными темпами.

Уже осенью 1929 года в республике начался процесс «сплошной коллективизации». Ставилась задача объединять в колхозы целыми деревнями и районами. Кулаки были объявлены главным врагом строительства колхозов. В татарских деревнях коллективизация усложнялась наличием ощутимого влияния мусульманского духовенства.

В начале 1930 года ЦК Компартии принимает ряд постановлений, на основе которых разрешается конфискация имущества у кулаков. Сами кулаки могли быть высланы из районов, где идет сплошная коллективизация.

К концу 1929 года в колхозы были объединены 18 процентов крестьянских хозяйств Татарии. Только за первый месяц 1930 года в республике образовались 500 колхозов. Татарский областной комитет партии ставит задачу к осени того же года объединить в колхозы все крестьянские хозяйства ТАССР. В середине 1929 года комитетом партии было принято постановление о ликвидации кулачества как класса.

Документ установил разделение кулачества на категории. В зависимости от категории часть кулаков надлежало переселить в малонаселенные территории (с конфискацией имущества), часть выгнать из района, кантона. Остальную часть переселить внутри районов, кантонов и волостей.

В борьбе с кулачеством применялись различные меры – аресты, лишение избирательных прав, разжигание ненависти бедных к богатым крестьянам. Примечательно, что под раскулачивание попадали не только зажиточные крестьяне, но и середняки и даже бедняки. Наличие лошади или покупка домашней утвари могли стать поводом для конфискации такого имущества. Сохранились документы, по которым можно представить ситуацию того времени: «По Арскому кантону в Калининской волости раскулачено 20 хозяйств середняков, Ново-Кишитской – 25. Н. Челнинский кантон Афанасьевской волости село Пробуж­дение. Раскулачен середняк Зотин за то, что у отца была шерстобойня, активный участник Октябрьской револю­ции, как моряк Балтфлота весь период Гражданской войны был на фронте, белые отобрали дом и имущество. В дер. Тягузино раскулачен середняк Мутяшин за по­купку с сестрой перины в голодный год, имеет одну лошадь, одну корову, служил в Красной Армии, 2 раза ра­нен, брат убит в бою с белыми. В Исанбаевской волости Челнинского кантона раскулачен середняк за выступле­ние против хлебозаготовок, а по Акташской волости за “тенденцию к окулачиванию”». (Из «Сводки о ходе раскулачивания по Та­тарской АССР от 15 марта 1930 г.»).

Были также случаи, когда в списки кулаков попадали не только середняки, но и бедняки. Например, в Мамалаевской волости Мамадышского кантона была проведена опись имущества у бедных и середняков. Всего за несколько месяцев 1930 года число раскулаченных увеличилось с 2,6 до 23 процентов. Шло давление на религию. Звучали призывы сносить мечети и церкви, случались факты разрушения культовых сооружений, а также публичного сожжения Корана и открытия свиноферм в мечетях.

Сопротивление крестьян политике коллективизации и раскулачивания подавлялось государством. В некоторые кантоны ТАССР прибывали войска, в ходе стычек против крестьян применялось оружие. К примеру, в деревне Аюкудырган Буинского кантона в результате такого столкновения были убиты 5 человек, 15 получили ранения.

В селе Танкеево Трехозерной волости в ответ на постановление сельсовета снять колокола церкви и сдать их на приобретение сельхозтехники крестьяне напали на представителей партии. «Кулачество, воспользо­вавшись тем, что данный вопрос на общем собрании не прорабатывался, подготовило контрреволюционное выступление в течение 5 – 10 мин. Собрали толпу в 200 – 300 чел., которая потребовала немедленно повесить колокола обратно, с криками: “грабители”, “не надо нам тракторов”, “оставьте нашу церковь” – сталa угрожать членам комиссии, и, когда те спустились колокольни, набросилась на представителей ВИКа Емельянова и Орлова, и сажен 20 таскала их по землезатем начала избивать представителей, которые вырвались и убежали. Толпа принудила председателя совета присутствовать на собрании, начавшемся в 5 ч. вчера и длившемся до 12 час. ночи. На собрании присутствовало до 300 человек, где они постановили: 1) коло­кола не сдавать, 2) ходатайствовать о возврате церкви, 3) переизбрать сельсовет, 4) детей в школы не пускать, 5) учителей из села выселить. В выступлениях выска­зывались: “Не нужна нам Советская власть, она грабит и разоряет, при старом режиме жилось лучше, не надо колхозов”». (Из «Краткой информации о массовых ан­тисоветских выступлениях кулачества по Т.Р.»).

В деревне Ново-Чуклы Буинского кантона жители выступили в защиту кулаков и местного муллы. Отчет об этом событии содержится в том же документе. «Де­ревня Ново-Чуклы Городищенской волости Буинского кантона. Мулла и кулаки организовали сопротивление аресту 3-х кулаков и муллы Галлямова. 13/1 толпа в 700 – 800 чел. напала на милиционеров, производивших арест, принудила их выпустить арестованных и с крика­ми “ура” на руках несла муллу до дома, чтобы застрахо­вать себя от новых попыток ареста, выставила караулы и дозоры, на следующий день в соседнем селе Чуклы, обсуждая события, готовилась к отпору нового отряда, при этом были попытки переизбрать сельсовет и прове­сти своих представителей».

Благодаря жесткой борьбе с «антиколхозными» силами к 20 марта 1930 года в Татарстане удалось довести число объединенных в колхозы хозяйств до 84 процентов. Коллективизация в ТАССР шла с особо высокими темпами – республика по показателям вышла на третье место по стране.

Масштабы «сплошной коллективизации» можно представить по данным о раскулаченных: были разорены более 13,7 тысячи крестьянских хозяйств, более 40 тысяч человек высланы. Сотни мулл и священников отправлены в тюрьмы.

Подобные жесткие меры рождают недовольство у населения. Ситуация в селе по всей стране становится предельно напряженной. Государство вынуждено пойти на временное отступление. В марте 1930 года выходит статья Сталина «Головокружение от успехов». Вождя поддерживает и партия – выходит постановление ВКП(б) о необходимости устранить «искривления» партийной линии в колхозном движении. Отныне конфискация у крестьян скот, птицу, дома в пользу колхозов, преследование духовенства и другие репрессивные меры считались перегибами. Вся вина за эти «искривления» возлагалась на исполнителей на местах.

После статьи Сталина и постановления партии крестьяне массово стали покидать колхозы. В ТАССР уже к лету 1930 года в колхозах оставалось всего десятая часть всех крестьянских хозяйств. Одновременно шел процесс переселения жителей сел в города – невыносимые условия жизни в селе заставляли бедняков и середняков бежать в город, где разворачивалось строительство промышленных предприятий.

Руководство ЦК компартии было недовольно ходом коллективизации в Татарской республике. В специальном постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии и работе Татарской партийной организации» было указано на недостатки в проведении коллективизации. Было отмечено, что руководители республики ускоряли темпы коллективизации, при этом упускали из внимания национальные особенности региона. Обвинили исполнителей и в чрезмерном усилии в борьбе с религиозными предрассудками. Перегибами были признаны разные акции против религии: карнавальные шествия в Пасху и Курбан-байрам с исполнением издевательских частушек, публичные изъятия Коранов и икон и их сжигание.

Временное отступление позволило власти немного успокоить народ. Темпы коллективизации были снижены. Пришло понимание, что село нужно обеспечивать с материально-технической стороны, готовить кадры. Весной 1930 года на поля республики вышла первая тракторная колонна, создана первая машинно-тракторная станция (МТС). Заводы и фабрики брали шефство над селом. В эти же годы началось знаменитое движение «двадцатипятитысячников» – специалисты, рабочие крупных заводов приезжали в село для организации труда. В Татарстан были направлены 400 человек, из них половина были назначены председателями колхозов.

В сентябре 1930 года партия дала новую установку – обеспечить мощный подъем колхозного движения. В ТАССР уже к октябрю объединение хозяйств в колхозы удалось вернуть почти в прежние объемы – 62%. Из них 55% – хозяйства татар, 37,5% – русских. В республике было создано около 4 тысяч колхозов. Колхозы стали занимать ведущее место в селе. Им принадлежали более 77% пахотных земель. Почти 80 процентов товарной продукции Татарстана производились в колхозах и совхозах. Таким образом, государству удалось себе обеспечить контролируемый источник продовольствия.

Но село по-прежнему остро нуждалось в технике и кадрах. Урожайность была крайне низкой – около 6,4 центнера с гектара. В животноводстве дела обстояли не лучше – еще в первый этап коллективизации крестьяне массово забивали скот, чтобы он не достался колхозам. В итоге поголовье КРС сократилось на треть. В деревнях ТАССР были уничтожены 39% поголовья лошадей, 38% КРС и 65% коз и овец.

В целях повышения производства на селе вводится система поощрений ударников труда. В 1932 году 11 передовиков получили звания «Герой социалистической стройки Татарста­на». За добросовестный труд крестьян награждали грамотами правительства ТАССР, а также ценными подарками – велосипедами, патефонами, сепараторами, отрезами тканей, посудой. Как и в предыдущие годы, в 1932 году Татарстан выполнил план хлебозаготовок.

В 1932 – 1933 годах был хороший урожай. Крестьяне постепенно включались в процесс коллективизации. Насильственной сплошной коллективизации в стране уже не было. Татарстан становится одним из передовых регионов страны по производству сельхозпродукции. В 1933 году газета «Правда» пишет о том, что «Татария обязалась образцово провести уборку, первой в Союзе выполнить план хлебосдачи». Успехи ТАССР заметил и И. Сталин. В мае 1933 года председатель ЦИК СССР М. Калинин на Первом Всетатарском съезде колхозников-ударников наградил 26 лучших колхозов республики автомобилями и сельхозтехникой. Осенью республика выполнила план по заготовке хлеба, а также с опережением завершила сев озимых.

В начале 1934 г. Татарскую республику наградили орденом с формулировкой: «За выдающиеся успехи в деле проведения основных сельскохозяйственных работ (сев, уборка урожая, засыпка семян), по укреплению колхозов и совхозов и выполнению обязательств государством». Группа трактористов республики была награждена орденами Ленина. Ордена и медали, грамоты, ценные подарки были вручены десяткам тружеников села.

К концу второй пятилетки масштабы коллективизации достигли 91,5 процента. В пять раз выросло количество тракторов, в шесть раз – комбайнов (это 5 тысяч тракторов и около 2 тысяч комбайнов). Урожайность в колхозах достигла почти 10 центнеров с гектара. Колхозники стали получать по несколько килограммов зерна за один день работы (трудодни).

Всего за две пятилетки сельскохозяйственная отрасль Татарской республики была полностью перестроена. При этом государство для осуществления планов по коллективизации применяло ускорение и насильственные меры. Объединенные в колхозы хозяйства стали источником дешевого продовольствия и сырья для промышленности, а также рабочей силы для промышленного строительства.

Одним из самых тяжелых последствий сплошной коллективизации, сопровождаемой раскулачиванием, стала потеря у сельского жителя чувства хозяина земли, разрушение нравственных устоев. Одновременно благодаря механизации труда повысились объемы производства, село перестало голодать. В дальнейшем жизнь крестьян на селе становилась более приемлемой.

По материалам книги «История Татарстана». — Казань: Тарих, 2001. — 544 с. Коллектив авторов: Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Иванов А.А., Галямова А.Г.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
168
0
0
Комментарии (0)
Символов осталось:
Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек