Собираемый в Казани из «родных» частей самолетов ВОВ Пе-2 может стать экспонатом нового музея Кремля
Мультимедийная программа дополнит авиапамятник данными об использованных в сборке деталях бомбардировщиков и погибших экипажах.
Одним из мест установки воссоздаваемого в Казани пикирующего бомбардировщика времен Второй мировой войны Пе-2 может стать дворовая территория нового музея Казанского Кремля. Об этом в интервью «Татар-информ» сообщил управляющий делами Региональной общественной молодежной организации «Объединение „Отечество“» РТ, Илья Прокофьев.
«Сейчас есть предложения поставить его во внутреннем дворе Национального музея РТ, у которого в запасниках уже есть самолет По-2, или в Казанском Кремле, за зданием Присутственных мест, где идет ремонт с целью передачи под новый музей», — рассказал собеседник агентства.
Как уточнил Прокофьев, первоначально, до установления рабочими новой кровли, энтузиастам проекта «Крылья Татарстана» предложили поместить Пе-2 внутри здания. Однако его габариты исключили этот вариант. Сейчас рассматривается его размещение во дворе здания Присутственных мест — в достаточном для этого свободном пространстве до крепостной стены Казанского Кремля.
«Померили — он четко туда входит. Как нам сказали, там планировался каток, но готовы часть дворовой территории отдать под наш Пе-2», — пояснил Илья Прокофьев.
Восстановлением пикирующего бомбардировщика Пе-2 участники поискового движения решили исправить историческую несправедливость. В годы Второй мировой войны на вооружении Красной армии состояло более 11,5 тыс. таких авиалегенд, из них 10,5 тыс. собрали на заводах в Татарской АССР. Однако в России к настоящему времени сохранились всего три таких самолета: два в Монино (Подмосковье) и один — в музее Верхней Пышмы (Свердловская область). В Казани — ни одного.
Создавший Пе-2 авиаконструктор Владимир Петляков несколько лет трудился на выпускавшем этот самолет заводе в Казани. Работая над предыдущей летной машиной, инженер не успел уложиться в поставленные сроки и был отправлен под арест в Бутырскую тюрьму. Петлякова выпустили на свободу, когда он своевременно сконструировал следующую модификацию — Пе-2. Однако, на созданном им самим бомбардировщике он трагически погиб при взлете, когда направлялся в Москву для встречи с наркомом авиационной промышленности Шахуриным. После гибели, в 1942 году, в честь Петлякова самолет получил название по первым буквам его фамилии. Авиаконструктор похоронен на Арском кладбище в Казани.
Сконструированную им боевую машину намерены собрать из частей самолетов, которые поисковики находят в регионах России в местах крушения. Хотя, по словам Ильи Прокофьева, только для контура корпуса необходимы сотни тысяч деталей, а чертежей бомбардировщика из стратегических соображений не сохранилось, задача эта все-таки реальная.
Сейчас у энтузиастов проекта «Крылья Татарстана» уже есть детали от 14 сбитых или упавших в годы ВОВ Пе-2. Кое-что, однако, придется делать заново: для этого уже раздобыли дюраль военных лет. Из него получились стойки шасси и моторамы. На одном из мест крушений удалось найти двигатель в хорошем состоянии.
«Достали мотор в шикарном состоянии — и с капотом, и с радиатором. Восстанавливать почти ничего не надо, там небольшие вмятины только. И часть центроплана полностью опять же, со стойкой шасси, с колесом, со створками шасси, которые в идеальном состоянии», — поделился радостью от одной из последних находок Прокофьев.
По его словам, когда легендарный бомбардировщик будет собран из оригинальных частей различных найденных поисковиками самолетов, потерпевших крушение в годы ВОВ, для лучшей его сохранности потребуется создать над ним стеклянный купол. В этом музей-заповедник «Казанский Кремль» в случае размещения Пе-2 на его территории обещал помочь энтузиастам.
«Мы хотим, чтобы этот самолет-памятник был народным, скажем так, экземпляром музея, чтобы все могли, в том числе, даже дотронуться именно до того железа, которое было в ходовом виде в годы войны», — подчеркнул один из энтузиастов проекта «Крылья Татарстана».
О собранном по частям бомбардировщике, точнее об экипажах и их самолетах, части которых будут применяться для его сборки, планируют выпустить книгу. Кроме того, ставшую экспонатом легенду авиации сопроводят для таких пояснений и мультимедийной программой: кликнув на отдельную часть конструкции, можно будет узнать «биографию» потерпевшего крушение самолета, от которого она получена.
"Татар-информ"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа