Главная детская библиотека Республики Татарстан: о прошлом и настоящем

Главная детская библиотека Республики Татарстан: о прошлом и настоящем
           17 мая 2019 года одна из старейших библиотек Республики Татарстан – Республиканская детская библиотека РТ   празднует свой 100-летний юбилей.      &n

 

 

       17 мая 2019 года одна из старейших библиотек Республики Татарстан – Республиканская детская библиотека РТ   празднует свой 100-летний юбилей.

       В связи с этим хотелось бы рассказать о славном прошлом и не менее интересном настоящем – старейшей по возрасту и молодой по духу библиотеки.

 

Республиканская детская библиотека РТ в датах:

 

17 мая 1919 года -  открытие библиотеки на ул. Некрасова

конец 1919 года – библиотека переименована в Центральную детскую библиотеку им. А.С. Пушкина

1921 г. – переведена в помещение по ул. К. Маркса, 50

1 июля 1954 г. – решением Министерства культуры РСФСР библиотека реорганизована в Республиканскую детскую библиотеку и переведена в большее по площади помещение по ул. Дзержинского, 16. В библиотеке организованы отделы: обслуживания читателей младшего возраста, обслуживания читателей среднего возраста, обработки и комплектования литературы, методический, административно-хозяйственный

1952 г. – открыт отдел книгохранения

1970 г. – организован отдел МБА (междубиблиотечного абонемента)

1976 г. – организован справочно-библиографический отдел

1982 г. – здание библиотеки признается аварийным и библиотека временно располагается в помещениях на улицах Рабочей молодежи и Восстания

1984 г. – библиотеке выделено помещение в Кировском районе г. Казани по ул. Большая. 2

1988 г. – открыт отдел литературы по искусству и кинофотодокументов

1998 г. – организован отдел автоматизации библиотечных и информационных систем

1 января 1999 года – при поддержке президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш. библиотеке предоставлено двухэтажное здание по пр. Ямашева, 81

март 1999 г. – организован отдел краеведения и национальной литературы

2002 г. – открыт сектор обслуживания дошкольников и младших школьников “Читайка”

2004 – издана книга «Первая детская библиотека Татарстана», в которой   представлена богатая  история библиотеки с момента ее создания до современности. 

2014 г. – проведена межрегиональная научно-практическая конференция к 95-летию основания библиотеки

 

Система детских библиотек в нашей стране создавалась в условиях послереволюционной разрухи и гражданской войны. Находясь в тяжелой ситуации, новое государство осознавало, что будущее страны определяет читающее поколение, и сумело изыскать средства для создания сети детских библиотек, какой не знало ни одно государство мира.  В числе первых организованных детских библиотек была библиотека в городе Казани, ныне -  Республиканская детская библиотека РТ.

История библиотеки началась 17 мая 1919 года. Именно в этот день состоялось   открытие библиотеки в полуподвальном помещении двухэтажного дома по улице Некрасова (в настоящее время этот дом снесен). Это была первая общедоступная детская библиотека нашей республики.

Организатором библиотеки, а затем ее первой заведующей стала     уроженка Казани, писатель, журналист, переводчик, библиограф Нелидова Екатерина Николаевна. 

 

 

Организатор библиотеки, первая заведующая Нелидова Екатерина Николаевна, 1864- 1930 гг.

 

Имя Екатерины Николаевны незаслуженно забыто после Октябрьской революции. В свое время она была хорошо известна в литературных кругах.  Екатерина Николаевна переехала из Казани в северную столицу в 1893 году, где работала сотрудницей известного дореволюционного научно-популярного и политического журнала «Современный мир». Ее хорошими знакомыми были  В.Г.Короленко, Н.К.Михайловский, А.И Богданович, общественные деятели      Н.Ф.Анненский, С.Я.Елпатьевский. Екатерина Николаевна - автор художественных произведений и исторических очерков. Ее произведения печатались в литературных журналах Петербурга, выходили и отдельные издания книг. Самое известное произведение Е.Н. Нелидовой – научно-популярный труд «Русь в ее столицах: Старая Ладога, Новгород, Киев». Очерки неоднократно издавались в Петербурге в 1912, 1913, 1915, 1917 годах. Книги до сих пор актуальны и востребованы. В 2003 году в С.-Петербурге вышли в свет переиздания книг           Е.Нелидовой. Они используются при составлении многочисленных путеводителей, исторических обзоров.

 

 

Современные адаптированные издания книг Е. Нелидовой

 

В 1917 году Екатерина Николаевна возвращается в Казань, поступает на службу инструктором библиотечной секции подотдела внешкольного образования Казанского губернского отдела народного образования и организует первую в Казанской губернии детскую библиотеку. Екатерина Николаевна сама возглавила первую детскую библиотеку, сначала совмещая должность инструктора и заведующей, а с 1922 года по упразднению инструкторства занимала одну должность - заведующей библиотекой.

Основу фонда в одну тысячу экземпляров составили книги из библиотек частных лиц, уехавших за границу, книги из гимназий, Родионовского женского института благородных девиц, реального, коммерческого училищ, училищ духовного ведомства. В основном это была русская и зарубежная художественная литература для детей. На многих книгах стояла печать царской цензуры. Часть первого фонда библиотеки (около 30 книг) удалось сохранить. Книги отреставрированы и находятся в архиве библиотеки. Это русская и зарубежная классика: отдельные тома из собраний сочинений Г.Гейне, В. Гюго, Ф. Шиллера, Л. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, избранные сочинения        В. Жуковского и др. Самая старейшая сохранившаяся книга из первого фонда библиотеки – книга 1868 года издания - «Сорок пять гравюр к собранию сочинений Шиллера, выполненных известными мюнхенскими художниками Пехтом и Рамбергом».   Также среди сохранившихся книг -  книги ныне вновь популярной  Л. Чарской и К. Лукашевич.

 

Книги из первого фонда библиотеки

 

Сразу после открытия библиотека начала работу с читателями. «Когда я первый раз пришел в библиотеку, - вспоминал один из ее первых читателей           А. Морозов, - то попросил дать мне толстую, интересную и страшную книгу. Мне дали «Охотники за скальпами» Майна Рида. Затем всем ребятам, которые были в библиотеке, библиотекарь читала сказку. Я не помню, какая это была сказка, только помню, что, уносясь за героями волшебной сказки в чудесный сказочный мир, мы, ребята, не видели ни серых стен, ни цементного пола, ни груды сложенных в углу книг. С тех пор я стал приходить в библиотеку каждый день, полюбил книги, и библиотека стала для меня вторым домом».

  К концу 1919 года в Казани открываются другие детские библиотеки, и первая детская библиотека переименовывается в Центральную детскую библиотеку им. А.С.Пушкина. (В то время каждой открывавшейся детской библиотеке присваивалось имя писателя-классика). С именем Пушкина библиотека работала до 1930 года.

В 1921 году библиотека переезжает в новое помещение из 4-х комнат по улице Карла Маркса, дом № 50. Библиотека располагалась на втором этаже. В библиотеке работали читальный зал и два абонемента – для детей старшего и младшего возраста. Наплыв читателей был столь велик, что во избежание превращения работы только в механическую выдачу книг, советом библиотеки было решено разделить детей на две группы по возрастам (младшую и старшую), чтобы каждая группа меняла книги через день. Такой порядок обслуживания сохранился в библиотеке до 1954 года.

 

 

Здание на ул. К. Маркса, 50, где на втором этаже с 1921 по 1953 год находилась библиотека

 

20-е годы были отмечены активной работой с читателями. В библиотеке работало 9 кружков по развитию творческих способностей детей: литературный, политический, драматическо-музыкальный, хоровой, изоискусства, библиотечный, юных рассказчиков, библиографический, «Клуб шести» (самообразование).

Первыми помощниками библиотекарей были дети и подростки из актива библиотеки. Они помогали в ведении многочисленных кружков, выпускали стенную газету «Голос юного читателя», составляли инсценировки и монтажи для массовых мероприятий, рисовали лозунги и декорации, ремонтировали книги. Вот запись бывшей активистки и первой читательницы Наташи Линсцер: «Библиотека была для нас вторым домом, а для многих больше, чем дом. В те трудные годы она была очень бедной. За неуклюжими громоздкими столами стояли простые длинные скамейки. Книги были старые, ветхие, но мы любили, ценили и берегли их, аккуратно подклеивая и переписывая недостающие страницы. Библиотека была нам очень дорога. Здесь мы учились читать и думать, говорить, петь, рисовать и работать в коллективе. Все наши школьные годы были тесно связаны с детской библиотекой, куда мы бежали сразу после уроков и проводили там все свободное время».

 

 

Абонемент библиотеки, 1923 г.

 

Библиотекари вместе с активом готовили первые юбилеи библиотеки. К десятилетию со дня основания (1929 г.) в библиотеке заранее была оформлена большая выставка по истории советской детской книги, на которой демонстрировались книги, изданные с 1919 по 1929 год. Здесь же на выставке были размещены показатели работы библиотеки за 10 лет. На выставку организовывались экскурсии библиотекарей, учителей, вожатых, детей. Экскурсоводами были не только библиотекари, но и активисты библиотеки. К юбилею был приурочен конкурс на лучшего читателя, который проводился в библиотеке и парад детских книг, на котором дети демонстрировали макеты книг: «Детям о Ленине», Е.Верейская «Таня революционерка», С.Маршак «Почта», А.Барто «Братишки», В. Каверин «Впереди всех» и др.

 

 

Выставка детских книг к 10-летнему юбилею библиотеки, 1929 г.

 

 

Парад детских книг на первом юбилее библиотеки, 1929 г.

После юбилея актив библиотеки сфотографировался на память в Фуксовском саду. С пожелтевшей фотографии смотрят на нас (как бы вглядываясь в новое поколение) глаза детей и подростков. На их судьбу выпадет финская и Великая Отечественная война. И, возможно, именно любовь к книге и лучшие человеческие качества, воспитанные библиотекой совместно со школой и родителями, позволят им в будущем выстоять и выжить. Без их любви и преданности и библиотека не смогла бы существовать.

 

 

Актив библиотеки, 1929 г.

 

В 1932 году при библиотеке было открыто татарское отделение, что позволило обслуживать читателей-татар на   родном языке.

Литературный кружок с двумя секциями – русской и татарской – был знаменит на весь город. На занятия в татарскую секцию кружка приходили писатели: Абдулла Алиш, Фатых Хусни, Сибгат Хаким, Идрис Туктаров, Шамиль Гараев. Именно в этом кружке сформировался талант будущего детского писателя Джавдата Таржеманова. Его первые стихи сохранились в библиотечном альбоме.

 

 

Татарская секция литературно-творческого кружка, 1935 г.

 

 

Лист альбома со стихами будущего писателя Джавада Таржеманова

 

Библиотекой проводилось огромное количество массовых мероприятий: литературных утренников, парадов детских книг, диспутов, конференций. Многие диспуты, как например по книге Н.Островского «Как закалялась сталь» шли в библиотеке по три дня. Вел диспут активист Сережа Носов. Как и у других участников диспута, книга вызвала у него бурю эмоций, и он поклялся не расставаться с нею всю жизнью. В начале 60-х годов Сергей Сергеевич Носов встретился в библиотеке с новым поколением читателей, и рассказал, как он побывал в доме-музее Н.Островского, познакомился с матерью писателя, как с книгой «Как закалялась сталь» ушел добровольцем на финский фронт, и как, читая ее бойцам в окопах, пронес через всю войну, и дошел с ней до Берлина.

В 1935 году приказом по Наркомпросу, к годовщине решения Центрального исполнительного комитета (ЦИК) о библиотечном деле, Н.К Крупская вынесла благодарность заведующей библиотекой Надежде Георгиевне Кустовской за значительные успехи в осуществлении решений ЦИК, а библиотеке выделено на комплектование 3 тысячи рублей.

Активная работа с читателями продолжалась и в годы Великой Отечественной войны.   За счет эвакуированных в первые годы войны в библиотеке резко возросло число читателей: с 5530 (1940 г) до 10000 (конец 1941 года). В госпиталях района были открыты передвижки. Активисты библиотеки ходили в госпитали с громкими читками газет и журналов, готовили театрализованные представления. Большим успехом пользовалась театрализованная сказка К.И.Чуковского «Одолеем Бармалея». В санаторном лагере для эвакуированных детей фронтовиков была открыта передвижка. Библиотекари и активисты выезжали туда с художественными рассказываниями и беседами. Многие читатели библиотеки ушли на защиту Родины, и библиотека не теряла с ними связи. В 1943 году в библиотеке состоялась встреча с бывшим читателем библиотеки бойцом-снайпером Алешей Юдиным, который проходил лечение в госпитале. Он много теплого сказал о библиотеке, рассказал о пользе книг в жизни и на фронте.

В связи с войной, многим из читателей пришлось оставить школы и перейти на производство. Библиотека организовала обслуживание молодых рабочих в производственных бригадах.

Работать в годы войны в библиотеке было особенно сложно: не хватало топлива (библиотекари сами участвовали в вывозе дров для библиотеки), сотрудников библиотеки посылали за город копать противотанковые рвы. Особенно болезненной была проблема с комплектованием.

 

 

Читальный зал библиотеки в годы Великой Отечественной войны,

1942 г.

 

 

Коллектив библиотеки в годы Великой Отечественной войны

 

В послевоенные годы новым в библиотеке стало проведение Недели детской книги. Впервые Неделя детской книги в Татарстане отмечалась в 1946 году именно в нашей центральной детской библиотеке. 

 1 июля 1954 года решением Министерства культуры РСФСР библиотека реорганизована в Республиканскую детскую библиотеку и переведена в большее по площади здание на ул. Дзержинского, 16.

 

 

Здание библиотеки на ул. Дзержинского

 

С этого дня и по нынешний библиотека – методический центр для всех библиотек Татарстана, обслуживающих читателей-детей.  В библиотеке были организованы отделы: обслуживания читателей среднего возраста, обслуживания читателей младшего возраста, обработки и комплектования литературы, методический отдел, административно-хозяйственный. В 60-е и 70-е годы к ним добавились отделы книгохранения, межбиблиотечного абонемента, справочно-библиографический отдел.

Библиотека интенсивно комплектуется литературой по всем отраслям знания. Вплоть до 1980 года библиотека ежегодно в среднем получала 11 тыс. экземпляров новой литературы.

Работа с читателями в библиотеке буквально «кипела» и была организована идеально. Совместно со школой велась работа по привлечению к чтению каждого школьника: проводились экскурсии младших школьников в библиотеку, еженедельно каждый класс по графику коллективно посещал читальный зал по программе внеклассных чтений, в читальном зале формуляры расставлялись по классам с указанием данных классных руководителей (они просматривали формуляры своих учеников, беседовали с ними о прочитанном, присутствовали на массовых мероприятиях), два раза в год проводился анализ чтения учащихся отдельных классов. Такое руководство чтением давало свои результаты. В 60-е годы на абонементе за книгами всегда стояли огромные очереди.

 Согласно требованиям, предъявляемым к детской библиотеке, Республиканская детская библиотека вела работу по доведению до читателей всех видов литературы. Но фаворитами в 50-60-е годы стали книги по естественным наукам. В читальном зале оформлялись выставки с книгами о природе, проводились КВНы на знание животного и растительного мира, игры-путешествия по временам года, утренники ко дню птиц. Для детей – любителей природы и естественных наук организованы 2 клуба «Хочу все знать» и «Клуб любознательных». Огромный успех имела выставка-экспозиция «Волшебница химия», в доступной форме знакомящая читателей с достижениями химической науки. Рядом с книгами на выставке были представлены изделия химической промышленности, что особенно привлекало детей. Выставка работала 4 месяца, и за это время ее посетило 25 коллективных групп. Выдача книг с выставки составила 400 экземпляров.

 

 

Младшие школьники–участники утренника «Весна-красна», 1957 г.

 

 

На празднике птиц, 1957г.

 

 

Обзор у выставки «Волшебница-химия», 1965 г.

 

 

Заведующая отделом обслуживания   А. Щербакова в пионерском лагере, 60-е годы

 

Активизировалась работа с литературой по краеведению. С детьми проводились беседы, обзоры, художественные рассказывания по татарскому фольклору, мероприятия по творчеству М. Джалиля, Г. Абсалямова, Г. Губая,        А. Кутуя, проведен цикл встреч с писателями: Г. Ахуновым, В. Байдериным,          С. Радзиевской. Активно читатели участвовали в конкурсе на лучшего читателя книг татарских писателей и в читательской конференции «Казань».

 

 

Гариф  Ахунов с читателями библиотеки

 

Как методический центр библиотека участвовала в проведении республиканских совещаний библиотечных работников методисты и ведущие специалисты библиотеки проводили семинары, практикумы, регулярно выезжали в библиотеки республики, с оказанием методической и практической помощи. Партнерами библиотеки были Татарский институт усовершенствования учителей, ГОРОНО, курсы повышения квалификации Министерства культуры РТ. Совместно со специалистами Республиканской библиотеки ТАССР им. В.И. Ленина проведена работа по рациональному размещению сети библиотек, и по централизации государственных массовых библиотек.

К началу 80-х годов Республиканская детская библиотека достигла значительных успехов в методической работе, работе с читателями. Но с каждым днем росла необходимость перевода библиотеки в другой район города, что связано с сокращением числа читателей (жильцы переселялись из центра города, где была расположена библиотека в новые микрорайоны, близлежащие школы закрывались). Развязка стала неожиданной: район Черного Озера Казани, где находилась библиотека, был очень неудачным в геологическом отношении. Карстовые провалы привели к разрушению ряда жилых домов и исторических архитектурных памятников. В 1982 году эта участь постигла и библиотеку: полностью ушла под землю одна из комнат книгохранения (вместе со стеллажами и книгами).

Здание признано аварийным, и после нескольких лет временного пребывания в нескольких помещениях Казани, библиотеке выделяется пристрой к жилому дому   по ул. Большая, 2, что в Кировском районе Казани. Помещение не удовлетворяло требованиям библиотеки: не хватило места для размещения гардероба (дети складывали одежду на столы в читальном зале), методического и справочно-библиографического отделов. Не удалось даже расставить весь фонд библиотеки: часть его осталась связанной на долгие годы.

1 января 1999 года при поддержке Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева библиотеке было предоставлено двухэтажное здание площадью 1000 кв.м. по пр. Ямашева, 81 в Ново-Савиновском районе.

Сейчас – это уютное здание, радующее читателей и гостей библиотеки современными интерьерами.

 

 

В современном здании библиотеки

 

Республиканская детская библиотека РТ сегодня – это солидное книжное собрание детской художественной и отраслевой литературы, крупнейший информационный центр по вопросам детства и поддержки образования, досуговое учреждение, методический центр для библиотек республики, работающих с читателями- детьми.

Библиотечные и новейшие информационные услуги читателям предлагают:

- научно-методический отдел;

- отдел справочно-библиографической и информационной работы, национальной и краеведческой библиографии;

- отдел комплектования, обработки и учета библиотечных фондов и каталогов;

- отдел хранения фондов, обслуживания руководителей детского чтения и внестационарного обслуживания;

- отдел литературы по искусству и кинофотодокументов;

- отдел автоматизации библиотечных и информационных  систем;

- отдел массовой работы;

- отдел краеведения и национальной литературы

- отдел обслуживания. 

Информационная база библиотеки включает в себя около 140 тыс. экземпляров книг, 75 названий газет и журналов, электронные издания. К услугам детей разного возраста, подростков, родителей и педагогов - золотой фонд детской литературы, русская и зарубежная классика, современная отечественная и иностранная литература, около 13 тыс. экземпляров книг краеведческой тематики, уникальные альбомы по искусству, издания по всем отраслям знания, в том числе множество словарей, справочников и энциклопедий.

Приоритетные направления в работе с читателями:

«Литературное краеведение» - регулярно на базе библиотеки проводятся встречи с детскими писателями и поэтами Татарстана;

  «Нравственное – правовое воспитание» - на протяжении нескольких лет библиотека по Договору о творческом сотрудничестве работает с Центром временной изоляции несовершеннолетних;

«Развитие творческих способностей детей» - ежегодно проводятся республиканские конкурсы детского рисунка, литературного творчества.  

 Самый главный праздник в библиотеке - Неделя детской книги. Традиционно Неделя открывается театрализованным представлением. В отделах библиотеки оформляются выставки-просмотры самых читаемых и красиво оформленных книг. Все желающие могут поучаствовать в конкурсах чтецов, рисунков, прослушать беседы о писателях и жанрах литературы, встретиться с детскими писателями и поэтами, посмотреть мультфильмы и видеофильмы.

 

 

Встречи читателей библиотеки с писателями на Неделе детской книги:

с Ренатом Маннаном

 

 

с Йолдыз Шараповой, Верой Хамидуллиной,  писателями из

С.-Петербурга Сергеем Махотиным и Михаилом Ясновым

 

 

 с поэтом и переводчиком Виктором Луниным

 

 

Автограф у Марицы Бородицкой

 

 В библиотеке активно внедряются новые технологии: созданы автоматизированные места в отделах библиотеки, ведется электронный каталог, работает сайт библиотеки, есть страница в социальной сети ВКонтакте.

Методическая помощь оказывается   88 специализированным детским, 14 библиотекам семейного чтения, всем сельским библиотекам республики, а также библиотекам областей России (по работе с детской татарской литературой), где компактно проживает татарское население.     

Республиканская детская библиотека  ежегодно проводит анализ деятельности библиотек Республики Татарстан, работающих с детьми, систематически организует социологические исследования по актуальным направлениям развития библиотек, обслуживанию молодых пользователей, готовит и рассылает в библиотеки республики  методические и информационные материалы, участвует в системе повышения квалификации кадров детских библиотек, разрабатывает проблемы обслуживания детей, как в специализированных, так и в публичных муниципальных библиотеках.

 

Участники зонального семинара «Видимая, слышимая, узнаваемая: привлекательный образ детской библиотеки в культурном пространстве города и района», организованного Республиканской детской библиотекой на базе Центральной детской библиотеки «Апуш» г.Нижнекамска, 2018 г.

 

  Современная детская библиотека - должна быть максимально комфортной, уютной, привлекательной, с богатым фондом на книжных и электронных носителях информации; предоставляющая детям   возможность диалога со сверстниками в различных формах (диспутах, обсуждениях, клубах по интересам и т.д.); поощряющая стремление детей углубить знания по самому широкому спектру интересов.

 

 

Директор библиотеки Ирина Дамировна Мухаметгареева

 

 

 

Телемост «Народные промыслы и народное устное творчество Республики Татарстан и Пензенской области»

 

 

 

 

 

             

 

 

Уникальная выставка«С книгой через века…», приуроченной к 100-летию Республиканской детской библиотеки. 

Книга – одна из удивительных вещей на земле, единственное средство, преодолевающее время. На выставке представлены детские книги конца XIX и начала ХХ века, прекрасные издания середины ХХ века, которые принесли немало радостных минут своим читателям, а теперь заняли почетное место в редком фонде нашей библиотеки, и современные, яркие, красочные книжки-раскладушки, книжки-игрушки и музыкальные книги, которые приносят много добрых и радостных мгновений нашим читателям сейчас. Книги из редкого фонда, представленные на выставке, нуждаются в определенном атмосферном, температурном и световом режиме хранения, поэтому эти книги экспонируются только в дни масштабных мероприятий, проходящих в библиотеке.

 

       

 

 

Добро пожаловать в Республиканскую детскую библиотеку!

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек