История 7 - Дом с фамилией

История 7 - Дом с фамилией

 

 

 

 

 

Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение,

 

 

он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить,

 

 

потому что он не все свои богатства держит при себе”.

 

 

Ф.Искандер

 

 

 

 

 

Отрадно осознавать, что связь времен, которая, казалось бы, безвозвратно терялась в последнее столетие, сегодня восстанавливается все большим количеством людей и семей. Довольно популярной для обсуждения теперь стала тема родословной. Конечно же, каждый человек должен знать свою родословную, интересоваться жизнями и деятельностью своих предков, понимать их роль в истории страны. Возможность гордиться своим родом делает человека крепче и богаче духом. Совместное изучение родословной сплачивает семью, улучшает взаимоотношения, усиливает чувство ответственности друг перед другом.

 

 

В связи с этим, цель нашей работы – рассказать, как можно, точнее и подробнее о судьбе всех поколений семьи Каримовых, начиная с семнадцатого века, когда родился основатель рода, до сегодняшних дней. Как нам кажется, история жизней людей этого рода является яркой иллюстрацией истории России. Семья трудится и богатеет при царе. Раскулаченная в революционные годы, семья, как может, спасает свое потомство от голодной смерти. Затем теряет сынов в войне и стойко переносит тяготы сталинских репрессий. В годы перестройки она самозабвенно ищет справедливости и вновь возвращается к истокам, чтобы нести культуру нации через века, как несли ее основатели рода.

 

 

В историю жизней членов семьи яркой нитью вплетена история фамильного дома, который, как бы разделяет тяготы судьбы семьи и сопереживает ей. Дом строится на славу при царе, теряет своего хозяина при Советской власти, бесхозно разрушается в военные и послевоенные годы. И лишь в эпоху перестройки возвращается в семью, чтобы дать ей кров и надежду.

 

 

Этот случай возврата дома семье решением суда был уникальным и стал беспрецедентным в Татарстане. Официально заявлено, что такого возвращения раскулаченных домов наследникам в Татарстане больше не повторялось. По России можно насчитать лишь несколько подобных случаев, и не так много по всем республикам бывшего Советского Союза. По Центральному телевидению в годы перестройки выступали вполне известные люди, как Плисецкая, Вайкуле и другие. Они также мечтали вернуть дома своих предков, отобранные Советской властью, но им этого сделать не удалось. Не было у них такого «деятельного» деда. Из данной истории наглядно видно, что мечтать хорошо, но мечту можно осуществлять лишь своими действиями и поступками.

 

 

Мы предложили Вашему вниманию еще один взгляд на прошлое для того, чтобы вы могли учесть и его, прежде чем делать какие-либо выводы и заключения о прошлых временах. Также просим вас обратить внимание на то, что трудности и проблемы, выпавшие на судьбы отдельных людей, делают весь род крепче и устойчивее. Надо лишь уметь извлекать правильные уроки из прошлого.

 

 

 

 

 

-----

 

 

 

 

 

Отрадно осознавать, что связь времен, которая, казалось бы, безвозвратно терялась в последнее столетие, сегодня восстанавливается все большим количеством людей и семей. Довольно популярной для обсуждения теперь стала тема родословной. Конечно же, каждый человек должен знать свою родословную, интересоваться жизнями и деятельностью своих предков, понимать их роль в истории страны. Возможность гордиться своим родом делает человека крепче и богаче духом. Именно об этом красиво сказал Фазиль Искандер: “Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе”.

 

 

Знание семейных корней поддерживает духовные традиции, вызывает стремление возвратиться к истокам культуры. История семьи, семейный архив пробуждает в людях сначала интерес к себе, а потом воспитывает почтение и уважение, как к дальним предкам, так и к здравствующим отцам и дедам.

 

 

Моя работа по исследованию прошлого моей семьи началась три года назад с домашнего задания нашего учителя истории Муллахметовой Юлии Геннадьевны. Мы должны были представить своё генеалогическое дерево. Конечно же, с этим заданием я подошел к маме, т.к. ничего об этом не знал, дерево мы нарисовали совместно. Как оказалось, знать свои корни в девяти коленах довелось далеко не всем в нашем классе. За такое наследство я благодарю своего деда Каримова Ильяса Зарифовича, ему и посвящаю свою уже трехлетнюю исследовательскую работу, которой занимаюсь с большим удовольствием.

 

 

Увидев мое высокое и ветвистое родовое дерево, Юлия Геннадьевна предложила мне написать реферат о семье. С этого все и началось. Долгие беседы о прошлом с родными мне людьми, ветхие и пожелтевшие от времени тетради с мелким неразборчивым почерком, черно-белые потертые фотографии с, будто сказочными персонажами в национальных костюмах прошлых веков стали постоянным сопровождением моей нынешней жизни. У кого-то может возникнуть вопрос: Зачем мне все это нужно? У меня он уже не возникает. Те домашние задания по истории вынудили меня заглянуть туда, где все мне близко по духу, хотя и незнакомо, туда, где все просто и понятно. Я будто приподнял занавес и смотрю за кулисы своей жизни и теперь хочу видеть и знать больше.

 

 

Совместное изучение родословной сплачивает семью, улучшает взаимоотношения, усиливает чувство ответственности друг перед другом. Моя работа написана в тесном контакте с моей мамой Каримовой Дилярой. Без ее редакции текста, боюсь, Вам трудно было бы читать эту работу, потому что у меня по-русскому пока, к сожалению, не пятерка.

 

 

Нами в работе были использованы различные источники. Основой является семейный архив, сохранённый и восстановленный моим дедом. В семейном архиве имеется генеалогическое древо, дошедшее до девятого колена. На нем подробно показаны боковые ветви, то есть, отмечены многие дальние родственники, ушедшие из жизни и ныне проживающие в разных городах России и за ее пределами. Огромное значение в деле изучения истории семьи имеют тетрадь с рукописями и воспоминаниями моего деда, справки, свидетельства о рождении и смерти членов семьи. В семейном архиве хранится письмо от редакции проекта «Жди меня», которое дед получил в ответ на его запрос о судьбе своих братьев, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Также сохранена переписка деда с различными военными частями России и Украины в поисках сведений о братьях или их захоронениях. Широко использовался при написании работы семейный фотоальбом с краткими аннотациями из прошлого.

 

 

Особое место в архиве занимают разнообразные документы по вопросу возвращения фамильного дома в городе Чистополе. Такие, как первое заявление деда на установление факта наследования домом и отказное письмо от Горсовета народных депутатов ТАССР. Также огромное количество писем в другие административные органы Чистополя и Татарстана и ответы от них, письма, подтверждающие факты родственной принадлежности. И, в конце концов, имеется решение Чистопольского Горнарсуда ТССР об установлении факта принадлежности дома его законному наследнику и переселении лиц, проживающих в доме в благоустроенные жилые помещения.

 

 

    

 

 

 

 

 

   Теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов заключается в том, что собранная информация перейдёт потомкам в семье Каримовых, будет передаваться из поколения в поколение, сохранится память о выдающихся представителях нашего рода, история семьи будет жить, и её летопись, дай бог, продолжится. А это – важно для каждого человека.

 

 

 

 

 

У меня уже была возможность убедиться на практике в важности и ценности такой информации. Четыре года назад я участвовал на Открытом республиканском турнире по карате на кубок героя России А.А.Супонинского. В том турнире участвовало более 300 человек из разных концов России. Уровень и масштаб соревнований для меня был впервые таким высоким. Когда я дошел до финала и увидел, с кем мне предстоит бороться в последнем решающем бою за первое место, я немного отчаялся, потому что соперник был довольно сильным, да еще и значительно крупнее меня. Я не думал о своей силе, готовясь к бою, я уже не чувствовал ее тогда.

 

 

 Мама, увидев мое отчаяние, подсела ко мне и впервые рассказала мне несколько историй из жизней моего отца и деда, которые доказывали их бесстрашие. Она отметила, что – «это бесстрашие, переданное мне с кровью, обязательно поможет мне добиться успеха даже там, где другой  должен быть побежден». Неожиданно я почувствовал прилив сил и той энергии, которая вытеснила страх и отчаяние из меня. Я легко добился первого места в том бою. Это теперь я знаю, что своими рассказами о моих предках, с помощью нескольких ключевых слов, мама включила во мне дополнительный внутренний ресурс, о котором я не знал.

 

 

Мне хочется всегда иметь и чувствовать в себе тот внутренний источник положительной энергии, который будет помогать мне в трудные минуты. Эту исследовательскую работу я начал с целью глубокого познания самого себя, т.е. своих корней, питающих меня. К своим корням я отношу не только членов моей расширенной семьи, но и места, где они родились и выросли, события, которые сопровождали их жизни, а также мысли и поступки, которые порождали эти события. Теперь я уверен, что эти знания внесут в мои собственные мысли, желания, а значит и поступки огромное количество информации, копившейся веками. Поэтому мне недостаточно знать лишь имена и даты жизней моих предков. Я хочу знать больше. Эти знания будут служить мне еще одним богатым внутренним источником сил и энергии в дальнейшей жизни. С его помощью я смогу активно участвовать в развитии нашего государства, не потеряв уверенности и душевного равновесия в пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

           С помощью Интернета я узнал, что я не одинок в своих открытиях. Согласно недавно проведенному социальному исследованию, лишь узнав о значении своей фамилии и предках:

 

 

- 65% опрошенных отметили, что их жизнь изменилась к лучшему;

 

 

- 20% смогли определиться с выбором карьеры и добились успеха в новом деле;

 

 

- 12% опрошенных почувствовали уверенность в себе, приток положительной энергии и свежих сил, готовность добиваться поставленных целей.

 

 

 Не думаю, что мой дед провел последние годы своей жизни в архивах с подобными целями. Знаю лишь, что после смерти своей жены (моей абики Румии) он проделал или завершил, наверное, самые важные дела его жизни:

 

 

- он вернул семью на свою Родину,

 

 

- восстановил утраченную информацию о предках,

 

 

- вернул фамильный дом, построенный его дедом, своей семье,

 

 

- нашел места захоронения своих братьев, которые пропали без вести в войну,

 

 

- внес их имена в федеральную книгу памяти,

 

 

- посетил места их захоронения в Краснодарском крае,

 

 

- сходил в хадж

 

 

только после всего этого стремительно ушел из жизни в течение одного года.

 

 

Говорят, он очень торопился к абике.

 

 

 Вот таким был мой дед. Он сохранил и восстановил утраченное и забытое в истории нашего рода, оставил своему потомству полную и правдивую историю. Дедушка научил меня играть в шахматы и купил мне классный саксофон. Если б не  безмерная любовь к ближнему бабая Ильяса, я бы не знал и не умел многого.

 

 

История рода.

 

 

а) Достойный основатель рода.

 

 

Бабай Ильяс, наверняка, не догадывался, насколько ценную работу для всего своего потомства он проделывал в те годы. Он нашел и восстановил забытую или утерянную информацию о наших предках, начиная с 17 века, когда родился мальчик Карим, который и является основателем нашей фамилии. К сожалению, письменной информации о нем найдено слишком мало. Лишь то, что родился он в 1698 году в Чистопольском уездном городе Казанской Губернии. Не знаю, какой у него был характер, но уверен, что он был крепким и здоровым малышом, потому что он прожил долго, обзавелся семьей и детьми. Думаю, что он также был достойным человеком, иначе вслед его детям не говорили бы: «Вон, Каримовы дети пошли!». Наверняка, именно так родилась наша фамилия. Затем у этих детей родились свои дети Каримовы. И так далее, уже на протяжении 3-ех столетий продолжается род Каримовых. Есть в нем свои истории и свои герои.

 

 

б) Мой практичный прапрадед.

 

 

Мой прапрадед был известен своей  расчетливостью. Как-то кто-то из соседей пожурил его за то, что такой состоятельный мужчина экономит на лошади, не жалея своей жены, которая носит воду с колодца на строительство дома сама коромыслами. Ему не понравилась такая слава, и он тотчас же купил лошадь, но, как вы думаете, какую?… сле-пууу-юю!!! Такая лошадь тоже работает, зато обошлась дешевле. Мне следует помнить о таком подходе к расходам, когда я буду планировать собственное хозяйство: Для чего нужен транспорт? За что мы платим, когда покупаем автомобили – за лошадиные силы и комфорт или за «понты»?

 

 

Если бы мой прапрадед не был бы таким практичным, то не построил бы такой красивый и прочный дом, который уже более 150-ти лет стоит в центре Чистополя. Вероятно, мой прапрадед был амбициозным и решительным мужчиной. Наверняка много ездил, много видел, поэтому не побоялся поднять такой большой дом.

 

 



Из рассказов стариков до меня дошло, что жили Каримовы в этом доме мирно и трудолюбиво. Мой прапрадед Шариф и прапрабабушка Галима вырастили там трех сыновей - Закира, Зарифа и Мингафу и дочь Ханифу. Младший сын Мингафа по теперь неизвестной причине умер в 39 лет. А дочь и два сына обзавелись семьями и дружно вели  огромное хозяйство в этом доме.

 

 

 

 

в) Мой предприимчивый прадед.

 

 

 

 

 

В этом доме вырос мой прадед Зариф, который позднее стал одним из лучших и известных приказчиков в городе. Сейчас таких служащих называют Генеральными менеджерами. Его фото с семьей и сейчас вы можете увидеть в Чистопольском музее уездного города, в качестве примера уважаемой семьи горожанина тех лет. В этом доме прадед научился гибкости и решительности, которые помогали ему исправно руководить хозяйством одной из крупнейших судоходных компаний, а позднее помогли ему пережить тяжелые революционные годы и послевоенные репрессии.

 

 

Его способности начинать с нуля, не бояться любого труда, экономно вести хозяйство с капельками крови перешли по наследству и моему деду и его детям. Думается, что им по наследству досталась и любовь к земле, ведь самым любимым занятием мои мама и тети считают – садоводство. Возможно, эта любовь к земле досталась и мне. Пока я не уверен, где мне комфортнее – в доме или в квартире, но знаю точно, что моей собаке Снуппи, кошке Симке с ее котятами (Флэшка и Айгулька), пяти австралийским воробьям – Амадинам в доме лучше, а мне без них было бы хуже. Подросту и пойму, что мне на самом деле нужно – дом с садом, но с бесконечным трудом или квартира со свободным временем, но с гудящими автомобилями за окном.

 

 

 

 

 

г) Мой решительный прадед.

 

 

Вернемся в начало 20-го века. Мой прадед Зариф женился, обзавелся детьми и вместе с братом и пожилым отцом разводит сад и огород, укрепляет свое хозяйство и тем самым украшает жизнь небольшого, но очень красивого уездного городка. Годы шли, дети взрослели, хозяйство росло…

 

 

… До Казанской губернии дошла революция. Можно с трудом представить себе наш дом пустым, с заколоченными окнами и дверьми. Именно таким он стал тогда. Хозяева были «раскулачены», т.е. обворованы и вынужденно бежали в теплые края, чтобы спасти своих детей от голодной смерти.

 

 

Мой восьмидесятитрехлетний прапрадед больше никогда не видел дом, который построил сам. В Сталинграде (ныне Волгоград) он дожил свои последние дни, но в том же городе несколько месяцев спустя у него родился четвертый внук. Назвали его Ильясом, позднее он станет моим дедом.

 

 

В начале 38-го года прадед Зариф заболел и по рекомендации врачей переехал в Симферополь. Там с матерью, с женой и четырьмя детьми – Шамилем, Зиннуром, Наилей и Ильясом ему пришлось начать жизнь с нуля.

 

 

Из рукописей деда Ильяса:

 

 

«…Переехав в Симферополь, папа сразу же поступил на работу дворником, чтобы получить жилье для семьи. Однокомнатная квартира находилась в большом проходном дворе на улице Большевистская, 30…

 

 

Мама работала на пуговичной фабрике станочницей. В те годы в СССР был подъем стахановского движения передовиков, моя мама была стахановка и пользовалась на фабрике уважением. Систематически перевыполняла плановое задание…»

 

 

[i]Напомню, что совсем недавно Зариф был одним из известных приказчиков города, он успешно справлялся с экономикой крупной судоходной компании, жил в большом доме, полном родными людьми, детьми, достатком и счастьем. Каждый ли мужчина способен так резко менять образ жизни и не пасть духом?

 

 

 

 

 

 

 

 

Опять из воспоминаний моего деда о детстве:

 

 

 

 

д) Бесстрашные братья

 

 

«…Во время практики Зиннур

 

 

(его старший брат) совместно со своими

 

 

 однокурсниками в течение 3-4 дней к

 

 

 нашей однокомнатной квартире пристроили

 

 

 еще одну комнату. Вскоре после этого Зиннура

 

 

призвали в Армию. Больше я его не видел...[ii]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

… 22 июня 1941 года в 11.00 по радио выступил нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов с обращением к советскому народу. Он сообщил, что ночью в 4 часа немецкие самолеты бомбили г. Киев. Началась Великая Отечественная война. Я в это время находился в летнем пионерском лагере после окончания 2-го класса, наш лагерь находился под Симферополем. Я был горнистом, ходил по комнате и учился играть на горне….

 

 

 

 

 

Шел третий день войны. Собрали собрание и старшеклассников назначили по очереди дежурить по списку у колодца. Колодец охраняли, чтобы немцы не отравили воду. Мы – младшие тоже помогали стеречь колодец. Был случай - мы гурьбой, 12 пацанов, привели в штаб одного опрятно одетого человека в очках. Он нам показался подозрительным, мы посчитали его шпионом. Потом нас хвалили за бдительность…»

 

 

 

 

 

Зиннура с армейской службы сразу отправили на войну. Он пропал без вести в 1941-ом. В 1943 году Зариф и Марфуга получили извещение о том, что их второй сын тоже погиб. Они так и не узнали, в каких боях погибли их сыновья и где они могли бы быть захоронены. Лишь спустя пятьдесят лет их братишка Ильяс, огромными трудами, отыщет места захоронения, навестит их могилы под Краснодаром, возложит цветы и занесет их имена во Всесоюзную Книгу Памяти погибших в войне. Это удалось моему деду после многолетней переписки с военными частями тех районов, где воевали его братья. Он обращался в телепередачу «Жди меня». В годы перестройки просил содействия в поисках информации у членов правительства Украины (переписка сохранена) и, лишь к концу своей жизни, он отыскал документ с именами братьев. Пожилой (более 70 лет) дед отправился в Краснодар, не жалея себя, ведь его братья не жалели своих жизней на защиту Родины. Если бы не бесстрашие таких людей, нашей Победы могло бы и не быть.

 

 

 

 

 

Дед отыскал братские могилы, где, вероятно, захоронен один из его братьев, возложил цветы и почтил память всех погибших. С огромной благодарностью он потом вспоминал атамана, который приютил деда в своем хлебосольном доме  в те дни. Мы всегда рады видеть в гостях этого человека с его семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 е) Гибкость и труд все перетрут

 

 

Сначала война забрала у Зарифа двух сыновей, потом жизнь в оккупированном фашистами Крыме и, в конце концов, в 1944 году, когда полуостров освободили, по приказу Сталина всех Крымских татар, армян и немцев посадили в товарные вагоны и выслали в Среднюю Азию. Выселение проходило бесцеремонно, на сборы было дано лишь 15 мин. Так мои родные случайно попали под репрессию заодно с так называемыми, «предателями Родины» лишь по национальному признаку, хотя к Крымским татарам не имели никакого отношения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В дороге в поезде от малярии

 

 

 умирает моя прапрабабушка Галима.

 

 

 Зариф с женой, двумя детьми и у

 

 

внучкой прибывает в Узбекистан и,

 

 

 в качестве спецпереселенцев, они

 

 

 должны были находиться под репрессией еще 25 лет без права выезда за пределы района проживания. Он вновь начинает жизнь с нуля. Чужая культура, другие обычаи, ничего не помешало семье стать вновь счастливой. 

 

 

Если бы я не писал, а рисовал картину, то передал бы то время в ярком желтом цвете. Ташкент, действительно, город солнечный и хлебный. В моих воспоминаниях осталось много солнца и тепла. Зеленые парки и фонтаны повсюду, огромные, ростом с меня, красные горы ароматной клубники и очень вкусные горячие лепешки на базарах, добрейшие старики, готовящие плов прямо на улице и топчаны во дворах.

 

 

В Ташкенте дедушка встретил мою бабушку Румию. Они поженились и у них родились три дочери – Люция, Феруза и Диляра (моя мама). Дед хорошо заговорил на узбекском языке и даже руководил строительством большого Бухарского моста. Но любовь к отчизне, видно, все время жила в нем. Просто дедушка был очень занят и она молчала.

 

 

 

 

 

Глава 2. Дом с фамилией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Надежда умирает последней

 

 

Из воспоминаний деда, похоже, что прадед Зариф из Симферополя ездил в Чистополь после войны. Но дом тогда ему уже не принадлежал. Могу лишь догадываться, какие чувства испытывал мой прадед, когда видел свой дом без хозяина. Там жило несколько семей. Жильцы менялись, дом начал рушиться. Возможно, уже тогда словами или многозначительным молчанием Зариф прививал своему сыну Ильясу (моему деду) любовь к отчему дому.

 

 

 

 

 

А в 1967 году, сразу после отмены запрета о невыезде, дед поехал в Татарстан, на Родину своих предков. Он был на приеме у зампреда Чистопольского Горисполкома, по поручению которого нашли и показали деду книгу домовладения. В ней была следующая запись: «Дом №46 по улице Тукая по результатам Всесоюзной инвентаризации жилого фонда 1940 года оприходован как бесхозный». На просьбу о поисках доказательств принадлежности этого дома Каримову Шарифу до его оприходования, деду тогда отказали.

 

 

 

 

 

Почти утеряв надежду на возврат фамильного дома, при любой возможности, дедушка навещает Чистополь и любуется домом своих предков. Дом был старым и ветхим, а он называл его старинным и солидным. Дед показывает его молодым поколениям и с гордостью рассказывает, кто его построил. Тем временем, он находит родных в Чистополе и Казани, налаживает с ними родственные отношения, принимает их в Ташкенте, активно знакомит друг с другом молодежь.

 

 

 

 

 

 б) Перестройка!!! Гласность!!! Ускорение!!!

 

 

 

 

 

Новая эпоха пришла. Мама говорит, что более подходящего названия этой эпохе, чем «Шальная» нет. Ташкент бурлил своей «независимостью» и переменами. Валютные гонорары, иностранные представительства, завоз высокотехнологичного импортного оборудования в республику, выставки и презентации. Все это сопровождалось сменой властей, государственного языка, переоценкой жизненных ценностей населения, массовым завозом дорогих авто, строительством огромных мраморных коттеджей и стеклянных небоскребов. В Москве творилось то же, лишь можно добавить открытие МакДональдсов и Пиццерий. И называлось все это «шоковой терапией».

 

 

 

 

 

И как земля обетованная - спокойная, двух-  трехэтажная Казань со своими университетами и полная молодежью. Люди работают на зарплату и, как нигде в то время, занимаются наукой. Потом узкие дороги до парома, огромная 5-8 часовая очередь без спешки, с детьми, сувенирами, копчеными судаками и стерлядью. Прохладная переправа через Каму, где чайки клюют хлебные крошки прямо с рук. И знаменитый тогда на весь мир своими командирскими часами завод «Восток» у въезда в город Чистополь. Мама называла тогда эти поездки путешествиями «машиной времени» в стабильный и спокойный Советский Союз.

 

 

 

 

 

Сейчас Казань с Чистополем соединяет шикарный федеральный мост. На дорогу уходит не более полутора часа. Зачастую по дороге мы с аникой спорим о значимости таких изменений. Она вспоминает тот паром с птицами и закатами  и говорит, что с современными  скоростями и  ритмом жизни мы (новое поколение) теряем возможность наслаждаться жизнью,  переживать жизнь сполна. Но не понимает она, что нам нужно успевать  наполнять свою жизнь событиями, чтобы тоже  было о чем вспоминать в старости и наслаждаться впечатлениями от сделанного.

 

 

 

 

 

В конце 80-ых дед пишет заявление на имя Председателя горсовета депутатов г. Чистополя (отрывок из письма):

 

 

«…Сейчас в результате перестройки в нашей стране окончательно устраняется чудовищная несправедливость сталинизма в отношении к целым народам. Большинство Крымских татар, вместе с которыми нас репрессировали, уже возвратились на свою землю, землю своих предков. В пору, когда у всех народов пробуждается национальное самосознание и интерес к своим родовым истокам, своей культуре, с высоты прожитых лет, я понимаю, что только на земле своих дедов мои дети и внуки будут жить полноценной культурной жизнью, не ассимилируя с другими народами, трудиться и переносить все тяготы жизни с патриотическим чувством любви к своей земле, своему народу, а не с чувством ущемленности и несправедливости, как пришлось мне.

 

 

Наконец, я могу без всякого опасения и с надеждой быть понятым, заявить о своих правах на наследственность дома, построенного моими родителями…».

 

 

 

 

 

То ли благодаря тем переменам в стране, то ли благодаря личным качествам тех внимательных чиновников, у деда появилась новая надежда. И он зажил своей мечтой. Позднее его дочери вспоминали:

 

 

«…В первые годы перестройки, как и любой предприимчивый человек, папа создал свой кооператив по электромонтажным пуско-наладочным работам. Работал, кормил семью, крутился. Время было тяжелое, беспредельное. 

 

 

Однажды у него угнали новый автомобиль-кормилец. В те годы в Узбекистане был даже издан беспрецедентный закон о высшей мере наказания за угон автомобиля, но тщетно, настолько сложно было бороться с криминальным миром. В машине были все документы на кооператив, а в то время деревянная печать и расчетная чековая книжка были либо невосполнимы совсем, либо слишком дорогими в восстановлении.  Но отец плюнул на все и уехал в Чистополь…». Оказалось, не от отчаяния, как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

 

 

Дед всегда был очень энергичным и деятельным, но в те годы, говорят, он превзошел себя. Он объездил все нужные города, обошел все необходимые инстанции, чтобы найти доказательства тому, что дом принадлежал Каримовым, а он – их наследник. Он получил свидетельские показания для установления факта родственных отношений от людей, встречавших его деда и отца из Волгограда (в то время - Сталинград), Симферополя, Казани, Чистополя, Ташкента, Андижана, Ленинска и др. городов. Он, можно сказать, жил в архиве города Чистополя, перекопал огромные кипы документов. Тогда он нашел всю сохранившуюся информацию о наших предках, которой я сейчас пользуюсь. Все помнят, как он радовался, когда находил хоть какую-то запись о Каримовых в архиве.  Так родилось наше родовое дерево. Вместе с тем, так накопилась вся документация, которая позволила деду отстоять свое право на дом в суде. Решением суда дом возвращается к Каримовым, а трем семьям, до тех пор проживавшим в доме, а также Обществу слепых, архив которого находился на цокольном этаже дома, были предоставлены помещения, отвечающие всем требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

в) Нам есть на кого ровняться.

 

 

Пережившие «шоковую терапию» в Узбекистане и Москве родные, были безгранично удивлены такому решению суда. Необходимо заметить, что суд был самым честным и безвозмездным. Если бы дед был влиятельным или богатым, это не вызывало бы удивления. Родные активно обсуждали и умилялись скромности и честности этих чиновников, которые просто делали свое дело и действовали по закону. Надеюсь, у меня будет возможность лично поблагодарить этих людей и отплатить добром на добро. Во всяком случае, у меня в жизни теперь есть яркий пример честной и бескорыстной службы чиновников. Ведь зачастую в новостях мы видим другие примеры.

 

 

А ведь случай-то получился беспрецедентным в Татарстане. Официально заявлено, что такого возвращения раскулаченных домов наследникам в Татарстане больше не повторялось. По России можно насчитать лишь несколько подобных случаев, и не так много по всем республикам бывшего Советского Союза. По Центральному телевидению в годы перестройки выступали вполне известные люди, как Плисецкая, Вайкуле и другие. Они также мечтали вернуть дома своих предков, отобранные Советской властью, но им этого сделать не удалось. Не было у них такого «деятельного» деда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данной истории наглядно видно, что мечтать хорошо, но мечту нужно осуществлять своими действиями и поступками. Создание «Карты мечт», о которой сейчас много говорят, размещение ее на видном месте и визуализация – это тоже действия, но их мало, нужны поступки. Ведь мой дед мог остановиться на первом отказе, полученном от местных чиновников, мог отчаяться и забыть свою мечту о фамильном доме. Сомневаюсь я, что кто-то принес бы ему это решение суда «на блюдечке с голубой каемочкой». Дед не сдавался на протяжении десятилетий и получил победный результат.  

 

 

  

 

 

-------

 

 

 Можно было бы начать историю моего рода с того, что она полна трудностей, потерь и несправедливости. Но есть ли смысл с обидой и горечью оглядываться в прошлое? Есть ли смысл ругать систему или власти прошлого за наши проблемы, когда эта система состояла из таких же людей, как мы? А такие же, как мы люди своими действиями или бездействием поддерживали данную систему. Другое время, другие условия жизни, другие ценности. Нам уже не понять всего основательно. Бессмысленно ворошить прошлое с такой целью, нужно лишь извлекать уроки и не повторять ошибок.

 

 

 

 

 

Чтобы объективно оценивать успехи и ошибки, нужно иметь свои собственные взгляды, мнения и приоритеты и достаточно информации. Согласитесь, что нам – молодому поколению, трудно иметь определенное мнение о том или ином факте из прошлого, если источники твердят разное, зачастую даже противоречивое. Помню, как моя пожилая няня с восхищением рассказывала о Ленине и Сталине. Позднее я видел в документальном фильме, как с именем Ленина рушили храмы и памятники старины, а в каком-то художественном фильме с именем Сталина уничтожали лучших людей России, их жен и детей заодно. До сих пор мы можем наблюдать за длительными и горячими спорами в телевизионных ток-шоу о значении этих или других личностей для истории России. Каждый интерпретирует события исходя из своих собственных ценностей или проблем. Такие неопределенности и противоречия в сознании одного человека порождают равнодушие и безразличие, необходимо определиться с своим собственным отношением к этим личностям и событиям. Как образовать свое собственное мнение?

 

 

Теперь я знаю, что для формирования своего собственного мнения необходимо, как можно больше, знакомиться с прямыми источниками из прошлого – это письма, личные воспоминания старших людей, фотографии и другие документы. Если нет такой возможности, всегда можно постараться найти, как можно, больше косвенных источников информации – это книги, фильмы и рассказы разных авторов, чтобы получить максимум взглядов с разных ракурсов, и лишь затем проанализировав, делать выводы и заключения самому.

 

 

Спустя 300 лет без году после рождения первого Каримова в девятом колене родился я – ныне единственный носитель фамилии Каримов в моем поколении. Так получилось, что девочек рождалось больше, чем пацанов.

 

 

 Считаю важным и необходимым с честью и ответственностью нести, продолжать и укреплять эту фамилию. Также считаю важным и необходимым принять эстафету в продолжении славной истории моего государства. Во всем этом мне помогут достоинство и практичность, решительность и бесстрашие, гибкость и трудолюбие, а также безмерная любовь к ближнему, которые присущи мужчинам моего рода.

 

 

 

 

 

КАРИМОВ ФАРУХ ХАБИБУЛЛАЕВИЧ

 

 

 
 

 

 
 

 

 

 

 

 

Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек