Асия, Марьям и Маруся в объятьях Файзуллы
Побывав на концерте Файзуллы Туишева, знаменитый артист цирка дрессировщик Владимир Дуров однажды написал ему: «Я хочу, чтобы в моих руках мои лисицы и кошки были послушны, как в ваших руках послушны гармошки».
Выступления этого гармониста-виртуоза, действительно, были похожи на яркие цирковые шоу. Туишев не просто мастерски играл на народном инструменте – в процессе игры он, словно искусный маг, манипулировал инструментами, менял одну гармонь на другую, другую на третью, при этом мелодии не прерывались ни на секунду, звуковая палитра все время расцвечивалась новыми красками, в зависимости от того, какой инструмент оживал в руках у маэстро – игрушечная, чуть больше спичечного коробка, гармошка или очень большая, с концертными мехами, гармонь.
Файзулла Туишев приехал в Казань в 1926 году, в 1937-м организовал в Татарской филармонии ансамбль гармонистов, а два года спустя занял второе место на всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. Но мировую известность получил задолго до этого, объездив с гастролями всю страну, заставив рукоплескать публику в Японии, Китае, Корее, Южной Америке. Еще до революции, выступив на концерте, где пел Шаляпин, заслужил похвалу великого баса, подружился и отправился вместе с ним в гастрольную поездку…
В энциклопедии и справочники Файзулла Туишев войдет как первый татарский профессиональный гармонист. Между тем, этот по-настоящему выдающийся музыкант не имел профессионального образования. Обладая уникальным слухом, он самостоятельно освоил игру на гармони, увидев однажды, как играют бродячие музыканты на ярмарке. На ярмарках, в балаганах он и сам впервые выступил на публике, здесь оттачивал свое мастерство. «Моя учёба велась каруселью. Карусель - это для меня консерватория и музыкальный техникум», - признавался Файзулла Туишев.
Современники утверждали, что ни один концерт Туишева не походил на предыдущий, музыкант все время импровизировал. Звучали в его исполнении и мелодии собственного сочинения. Туишев написал свыше тридцати произведений, а также инструментальные пьесы. Самые популярные - «Халкыма», «Ике туган», «Дустыма»...
«Его концерты были в двух отделениях. В первом он выходил в татарском национальном костюме, в тюбетейке, шитой золотом, камзоле и сапожках. Одет он был всегда со вкусом, красивый мужчина – любимец публики. Исполнял он в первом отделении только татарскую музыку, - вспоминал народный артист ТАССР Хаким Салимжанов. - Во втором отделении он выступал в русском костюме и исполнял русские народные произведения и произведения зарубежных композиторов».
Гармони, которые в его руках превращались в оркестр, Файзулла коллекционировал. Каждой обязательно давал женское имя. Были здесь и Асия, и Марьям, и Маруся… У каждой было своя трогательная история. Всего в коллекции у музыканта было более 50 инструментов – от концертного баяна до крошечной «черепашки».
Сегодня в Национальном музее Татарстана можно увидеть 17 гармоней из коллекции Файзуллы Туишева.
Досье:
Файзулла Туишев, первый татарский профессиональный гармонист, гармонист-виртуоз. Родился 19 декабря 1884 года в д. Тугел Бага Мелекесского уезда Самарской губернии. Народный артист ТАССР. Стал первым в истории татарской музыки артистом симфонического оркестра, исполнившим специально написанную партию гармоники:
(музыка Салиха Сайдашева к драме «Галиябану», Казань, 1920).
Фото: wiki-org.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа