Долететь до звезд и выжить в смертельном пике…
28 апреля 1961 года летчик впервые в мире поднялся на небывалую высоту - 34 километра 714 метров! Пилотировал самолет Георгий Мосолов. Летчик-испытатель, чей путь в небо начался в казанском аэроклубе…
Мировой рекорд, зафиксированный Международной авиационной федерацией (FAI), многие назовут фантастическим и будут сравнивать с первым полетом человека в космос. С той разницей, что Мосолов на своем «МиГе» забрался на запредельную высоту самостоятельно, а Гагарина в космос доставила ракета.
Прежний мировой рекорд высоты американского летчика Джо Б. Джордана советский пилот превзошел почти на три километра 200 метров. Во время полета Мосолов несколько секунд находился в состоянии невесомости, а в самой верхней точки полета скорость машины едва достигала 60 километров в час. Не обошлось и без курьезов. Судя по показаниям приборов самолета, летчик поднялся даже выше, на высоту в 35 километров, но на одной из наземных станций, фиксирующих данные полёта, в самый неподходящий момент отключилось электричество. Пока восстанавливали – «МиГ» уже потерял 300 метров высоты…
Мировой рекорд, установленный Георгием Мосоловым 28 апреля 1961 года, - не единственное его достижение. Двумя годами ранее на своем «МиГе» он достиг скорости 2504 км в час. А всего на счету Георгия Константиновича - шесть мировых авиационных рекордов. Есть еще одно достижение, даже более весомое. Летчик-испытатель ОКБ имени Артема Микояна, он провел испытания двух десятков опытных экземпляров самолетов, почти ежедневно рискуя жизнью.
Дружбой с Мосоловым гордился Юрий Гагарин. Сохранились снимки, сделанные 1 мая 1962 года, в день рождения летчика. На них космонавт №1 с супругой – в гостях у Мосолова. «Он приехал вместе с Валей, - вспоминал Георгий Константинович. – И в эту компанию я пригласил своих друзей, летчиков-испытателей, с кем я работал. Я полагал, что ему тоже будет приятно с выдающимися летчиками встретиться. Я бы не сказал, что он смущался, но он понимал, в какой компании он находится».
Последний его полет, 11 сентября 1962 года, едва не закончился трагически. Мосолов испытывал опытный истребитель (прототип МиГа-23), когда на большой высоте разрушился двигатель. Катапультироваться допускалось при скорости машины меньше 800 километров в час, но шансов затормозить ушедшую в пике машину уже не было, и летчик покинул машину на высоте 8000 метров. Еще в кабине он получил травму головы и перелом руки, во время катапультирования сломал ногу, тело перехлестнуло лямкой от парашюта – висел под куполом вниз головой, почти до земли…
С женой Галиной.
С сыном Георгием.
Спасатели найдут летчика через пять часов. Он переживет две клинические смерти, проведет год в больницах, за его выздоровлением будет следить весь мир. Мосолов выкарабкается, встанет на ноги, но к летной работе больше не вернется.
… В Казани, в Национальном музее хранится ценный экспонат. Это высотный костюм летчика, который подарил родному городу Герой Советского Союза Георгий Мосолов. Здесь, в Казани, он в 1944 году с отличием закончил школу – это была спецшкола ВВС. Здесь, в аэроклубе, он учился летать…
Георгий Мосолов о себе и своей работе:
«Летчик должен четко представлять, до какой поры он должен спасать самолет, а с какой поры, с какого момента он должен спасать себя. Я бы сказал, очень-очень многие в авиации этой грани не улавливают».
«Однажды машина перестала повиноваться. Стала падать. Я несколько раз ударился о фонарь кабины, штурвал, сидел в кабине весь разбитый, в крови. Но я не воспользовался катапультой. И в моем распоряжении была только одна секунда до встречи с землей. Но эта секунда оказалась для меня спасительной. И за секунду до встречи с землей я все-таки вывел самолет. Потом он делался в десятках тысяч экземпляров».
«В этот день на «МиГе» я смог разогнаться до рекордных 2388 километров в час. Но при этом сжег все топливо. Садился уже с неработающими двигателями… А дома как раз гости – сыну Георгию исполнилось четыре года. Дома все на меня набросились, почему я такой, почему так неприлично себя веду по отношению к гостям. Но я никому ничего не сказал, какая причина, что я мог вообще не быть сегодня за столом…».
О Мосолове и его рекордах:
Ричард Хейст, проректор авиационного университета Эмбри-Риддл, США:
«Это была очень опасная работа, во времена Мосолова. Сегодня летчики рискуют гораздо меньше, чем тогда. Теперь их работу сначала делает компьютер, потом уже испытатели садятся за штурвал».
Алексей Сиников, профессор военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Жукова:
«Это казалось фантастикой. Только позже я стал понимать, что если Юрия Алексеевича Гагарина ракета доставила на орбиту, то самолет, на котором летел Георгий Константинович, он пилотировал лично. И он должен был сам доставить его на эту колоссальную высоту. Не только по тем временам. И теперь на этих высотах самолеты нормально не летают».
Владимир Филатов, ветеран ВВС СССР:
«Улыбка Гагарина покорила всю планету. Улыбка летчика-испытателя Георгия Мосолова покорила всю истребительную авиацию СССР. И признан не только итог его звездной работы – вся планета знает о нем».
Фото: mir24.tv, testpilots.ru, aeslib.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа