«Качают фронтовиков, женщины целуют их…»

9 мая 1945 года. Казань, улица Баумана. Улыбки, смех, слезы, музыка… Победа!

На Баумана яблоку негде упасть. Незнакомые люди целуются, поздравляют друг друга, кто-то прямо здесь, среди общего веселья, плачет навзрыд. В кинотеатре «УНИОН» играет духовой оркестр, музыка рвется из раскрытых дверей, пары кружатся в вальсе: все больше женщины с женщинами – кавалеров на всех не хватает.

Чуть дальше, возле театра Качалова, прямо под портретами Сталина и Ленина, наяривает гармошка, в центре круга лихо отплясывает, светясь от счастья, молодая женщина. А над головами, детскими самолетиками, кружатся, медленно опускаясь вниз, бумажные листки с последними, победными, сводками Совинформбюро – «самолетики» пускают из окон Дома печати… Таким запомнила этот первый День Победы жительница Казани Назира Бикмухаметова (в сорок пятом ей исполнилось 16).

А само яркое, волнующее, случилось еще до того, как вся Казань стала ареной массовых гуляний. В два часа десять минут ночи, когда диктор Левитан сообщил стране о капитуляции Германии и военные начали палить в воздух из табельного оружия. Владимир Дьяконов, директор Государственного музея ТАССР, потом запишет в своем дневнике: «Вот и пришел этот долгожданный день. Ночью по радио (радиоточку мы не выключали уже несколько суток) было передано правительственное сообщение о победе. Весь город тотчас же высыпал на улицы. На площади Свободы – море людей. Нельзя в такие часы оставаться наедине только в стенах своего жилья! Играют оркестры, всюду звучат песни, народ танцует. Качают фронтовиков, женщины целуют их…»

Дьяконов доберется до работы к 9 утра. Над входом в музей к этому времени вывесят плакат: «С победой, товарищи!» «Будем работать? – спросят сотрудники. – Конечно, нет!»

На авиационном заводе, где делают пикирующие бомбардировщики, 9 мая работу остановят еще в четыре утра: митинг! 13 тысяч человек, пламенные речи, и как гора с плеч: все! Митинг, здравицы в честь великого Сталина и на соседнем заводе, №16, моторостроительном, – здесь собрались больше 10 тысяч. А вечером на митинг на стадионе «Крылья Советов», в Соцгороде, соберутся уже 15 тысяч человек: вспомнят тех, кто не дожил до Победы, воздадут должное непобедимой Красной армии, труженикам тыла и решат направить письмо Сталину… 

Всеобщее ликование будет продолжаться весь день, до глубокой ночи. Небесный тихоход «По-2», раз за разом пролетая на бреющем над центром города, будет сбрасывать листовки: «С Победой, товарищи!» По площади Свободы и Баумана, к радости детворы, пройдут артисты цирка Дурова, оказавшиеся в Казани на гастролях. Потом еще долго будут рассказывать, что сам Дуров восседал на слоне, а его помощники – на верблюде, хотя документальных подтверждений этому не сохранится.

В девять вечера праздник на время утихнет. Все соберутся возле громкоговорителей, чтобы послушать речь Сталина. Потом Москва будет салютовать доблестной Красной армии, а казанцы – слушать прямую трансляцию и вместе с москвичами кричать «Ура» после каждого звука залпа. И будут поминать погибших, собравшись за столом: родные, соседи по коммуналке, по двору – все вместе.   

На следующий день секретарь Ленинского райкома ВКП(б) Н.Козлов проинформирует секретаря горкома: «В течение всего дня и ночи 9 мая… в районе никаких эксцессов и нарушений порядка не было. Всем ослабевшим от алкоголя силами милиции и привлеченного партийно-хозяйственного актива была оказана помощь вплоть до доставки на дом. Случаев контрреволюционных выступлений, диверсий, поджогов и грабежей по полученной информации от органов милиции – не было. Свет и вода в районе поданы без перебоев. 10 мая, по сообщениям от заводов, выход рабочих и служащих на предприятия был полный».

Фото: pastvu.comkazanreporter.ru, online-news.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
468
0
1
Комментарии (0)
Символов осталось:
Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек