Поменяли Сибирь на Татарию. И не ошиблись
Решение о строительстве КАМАЗа именно в Татарии родилось за партией домино...
Постановление ЦК КПСС и Совет министров СССР «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР» было принято 14 августа 1969 года. Как любил годы спустя рассказывать Фикрят Табеев (он был первым секретарем Татарского обкома КПСС), убедить Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в том, что автомобильный гигант нужно построить именно в Татарии, ему удалось во время поездки с официальной делегацией в Минск.
Делегацию возглавлял сам генсек, добирались до Белоруссии поездом, и коротая время в дороге, Леонид Ильич, страстный любитель домино, забивал со спутниками козла. Табеев был одним из четырех игроков, а в перерывах между ходами, по его словам, пытался убедить Брежнева в преимуществах татарстанского варианта (одной из наиболее вероятных точек размещения автозавода тогда считался Красноярский край, за этот вариант выступал Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин – прим.ред.).
Как утверждал Табеев, он поинтересовался у генсека, насколько разумно строить комплекс недалеко от границы с Китаем (страны находились на грани войны), а вдруг захватят? Еще попытался убедить, что такого кадрового потенциала, как в Татарии, в Сибири однозначно нет, и даже пообещал: в случае положительного решения республика в состоянии построить комплекс заводов за пять лет, а не за десять, как планировалось.
Брежнев, по словам Табеева, его аргументы внимательно выслушал, что, мол, и помогло в итоге принять здравое решение, «переиграть» сторонников красноярского варианта. Насколько точен был Фикрят Ахмеджанович в своих воспоминаниях? Сегодня это уже не выяснить – о «доминошных» переговорах он рассказывал много лет спустя после смерти Леонида Ильича...
Правда, в истории остался еще один любопытный факт, доказывающий, насколько активно в Татарии сражались за будущую всесоюзную стройку. Уже за месяц до принятия судьбоносного решения в чистом поле возле Набережных Челнов вдруг появился камень с надписью: «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр»…
Рассказывают, фото с «пиратской» закладки камня, на которой присутствовал министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов, попало на заседание Политбюро, где как раз решался вопрос о месте строительства будущего автогиганта. И первый зам. Косыгина, протянув главному партийному идеологу Михаилу Суслову фото, раздраженно произнес: «Тут нечего, решать. Тарасов без нас все решил…»
Что было потом, все прекрасно знают. 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера в Набережных Челнах сошел первый автомобиль — бортовой «КамАЗ-5320». Крупнейший в мире комплекс по производству большегрузов был построен в рекордные сроки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа