Романс, сочинённый к юбилею ТАССР, стал гимном
Название романса - «Туган ягым» («Родной край»). Рустем Яхин, его автор, родился 16 августа, через год после образования Татреспублики.
К 1970 году, когда отмечают 50-летие ТАССР, он уже признанный композитор и виртуоз-пианист, объездил с гастролями всю страну (с сольными и в качестве солиста известных симфонических оркестров), выступал и за рубежом.
Современники наверняка считают Яхина баловнем судьбы. Живет в престижном доме, всегда изысканно, со вкусом одет. Роскошный халат, в который любит облачаться у себя в квартире – вообще предел мечтаний. Гонорары за свои романсы получает по самой высокой в Татарии ставке. Иногда, за самые удачные творения, ее удваивают…
Впрочем, даже завистники признают: Яхин – личность незаурядная, а его композиторский дар не вызывает сомнений. Романсы, фортепьянные пьесы самого романтичного из всех татарских композиторов все время звучат по радио и телевидению. В конкурсе к 50-летию образования ТАССР тоже лучшим признано яхинское творение – «Туган ягым». Скоро мелодию будет узнавать каждый татарстанец – она станет позывными местного радио и телевидения.
Так же ярко и стремительно когда-то Яхин ворвался и в мир музыки. Поздно, в 13 лет, поступил в музыкальную школу, но закончил ее за три с половиной года – вдвое быстрее остальных. Потом Москва – музыкальное училище при консерватории… Правда, до всенародного признания и роскошного халата еще далеко: будущего композитора снаряжают в столицу всем миром – шапку презентует преподавательница музыкальной школы…
В Казань он вернется уже после войны, членом Союза композиторов – приняли, когда был еще студентом консерватории. Яхин, по его собственному признанию, был там «странным студентом» – не показывал преподавателям наброски сочинений, приносил сразу готовые. На выпускном экзамене представил Концерт для фортепиано с оркестром, кантату «Урал» и два вокальных сочинения (одно из них – обработка татарской народной песни «Су юлы). Еще раньше, в войну, был написан один из шедевров– романс «Песня любви» на стихи Тукая…
Дальше – четыре творческих десятилетия и несомненный успех. Его музыка популярна и востребована, не только в Татарстане. На одном из всесоюзных конкурсов случится курьез: 38 из 40 участников включат в обязательную программу произведение Яхина…
В июле 1993 года Верховный Совет РТ утвердит музыку Государственного гимна Республики Татарстан. Как звучит его мелодия в новой аранжировке, он еще успеет услышать – Рустема Яхина не станет в ноябре.
Из воспоминаний заслуженного артиста РФ Шамиля Монасыпова:
«Показателен в этом отношении эпизод в работе над романсом «Туган ягым» («Родной край»), ставшим впоследствии гимном Татарстана. Как-то в перерыве нашей репетиции Яхин взял со стола карандашный набросок нового вокального сочинения и, сидя за фортепиано, начал работать над ним. На вопрос, что это за произведение, он с вдохновенным чувством, с пафосом исполнил его и поинтересовался о впечатлении, произведенном этой музыкой. Здесь же присутствовал певец Эмиль Заляльдинов, который бурно похвалил сочинение. Я присоединился к нему, но, как это принято при прослушивании новых произведений, высказал наряду с одобрительным отзывом и свое пожелание: нельзя ли как-то изменить начальный мотив? Ведь он как две капли воды похож на первую фразу знаменитой арии «Мистера Икса» из оперетты Кальмана. И я, подражая пафосу Рустема Хаджиевича, пропел популярные слова из арии: «Устал я греться!..»
Очевидно, это не было неожиданностью для композитора. Хотя он был несколько смущен откровенностью моего высказывания, но тут же наиграл несколько вариантов начального мотива, один из которых показался нам весьма приемлемым. Он начинался с другой ноты и был подан в ином ритмическом рисунке, чем в арии. Вслед за этим композитор в свойственной для него манере погрузился во вживание и опробование различных вариантов. Теперь это длилось недолго. Закончив свои экзерсисы, он вновь с пафосом заиграл первую версию. И стало ясно, что другого начала быть не может!
Тогда я не предполагал, что слушаю эпохальное (в полном смысле этого слова) сочинение, с которым мне пришлось вновь столкнуться в конце жизненного пути композитора. На сей раз я в качестве члена комиссии по выбору гимна Татарстана оказался свидетелем весьма острых перипетий. Реально конкурировали два произведения: упомянутый романс Яхина и народная песня «Тэфтиляу» в обработке Ф. Яруллина из балета «Шурале». Они олицетворяли две различные тенденции. Яхинское сочинение представляло собой новое европеизированное стилистическое направление, вызывавшее настороженное чувство, а «Тэфтиляу» - милую сердцу старую народную традицию. Во время предварительных обсуждений чаши весов попеременно склонялась то в одну, то в другую сторону с некоторым перевесом яхинского сочинения. Но на заключительном заседании комиссия подавляющим количеством голосов высказалась именно за него.
«Тэфтиляу», восходящая к байту царицы Сююмбике, обнаруживает тесную связь с древним оккультным мотивом тао (дао), вводящим в душевные переживания, которые были присущи культурной эпохе прошлого, когда в представлении человека жили идеи о всеобщности, недифференцированное духовно-душевной жизни людей.
Тема Яхина обращена к индивидуальному началу в человеке и воспринимается как мощный порыв к будущему, к высшему человеческому идеалу. (В этом отношении тема романса в корне отличается от арии «Мистера Икса».) Таким образом, в теме Яхина претворена новая тенденция, присущая развитию современной духовной культуры».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа