"С сего часа власть принадлежит Ревкому Татреспублики"

«1552–1920 г. 25 июня – день осуществления акта о самоопределении татарского трудового народа. Да здравствует автономная ТАССР! Да здравствует РСФСР!» Эта надпись, аршинными буквами, украсила башню Сююмбике ровно 100 лет назад, 25 июня 1920 года.

Главное событие этого дня случилось вечером, в Красноармейском дворце: передача власти Татреспублике. Председатель Казанского губисполкома Иосиф Ходоровский, выйдя на трибуну, изрек: «Акт от 27 мая, провозгласивший Автономную Татарскую Социалистическую Советскую Республику, должен сыграть огромную роль в развитии пролетарской революции. Со стороны Советской власти объявление новой республики является актом вполне продуманным и сознательным, к которому её никто не принуждал. И если рабоче-крестьянская власть не провозгласила Татарскую республику два года назад, то только потому, что внешние обстоятельства вынуждали всё внимание направлять в сторону обороны. Только теперь, когда мы получили возможность передохнуть и направить часть сил на внутреннее строительство, мы смогли предоставить трудящимся татарам возможность самоопределиться... С сего часа власть принадлежит Ревкому Татреспублики!»

 Под аплодисменты публики Иосиф Ходоровский обменялся пролетарским рукопожатием с первым руководителем республики председателем Ревкома Сахибгареем Саид-Галиевым.  «Именем трудящихся масс Татарской республики, – объявил Сахибгарей Саид-Галиев, – выражая полное мнение всех её трудящихся, Ревком, санкционированный ВЦИК Российской Республики, с сего часа принимает на себя полномочия по управлению новой республикой от Казанского губисполкома. С сего момента Ревком вступает в исполнение своих обязанностей!»

А начался этот исторический день с пушечного выстрела. Но выстрел на этот раз ничего не разрушал – звал к созиданию: горожан приглашали на субботник по случаю образования Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Коммунисты и сочувствующие общими усилиями разобрали пепелище на Театральной площади.

Другое важное событие произошло в татарской части города. Здесь, на Юнусовской площади, заложили памятник Муллануру Вахитову. Торжественность момента подчёркивал лозунг, выведенный на красном полотнище по-татарски арабской вязью: «Татарский пролетариат клянётся положить все силы на процветание молодой республики!». И то же самое на русском языке – кириллицей.

Церемония закладки первого камня в здание татарского национального театра была обставлена с ещё большей помпой. Участниками церемонии стали Иосиф Ходоровский и Сахибгарей Саид-Галиев, Михаил Владимирский, представитель ВЦИК – заместитель наркома по внутренним делам, и товарищ Фуад – член Турецкой коммунистической партии и представитель повстанческого правительства Кемаля-паши. Аплодисментами был встречено выступление актера Камала. «Городской театр, Дворянское собрание и всё прочее были нам недоступны, – сказал он.  – Там прежде всего заседали в передних рядах губернатор и полицмейстер. Теперь Советская Республика даёт нам возможность ставить свои спектакли не только в любом театре Казани, но и ещё построить собственный!»

После митинга, в час дня, Иосиф Ходорковский уже принимал парад на Театральной площади. Мимо трибун прошли воины Казанского гарнизона. Чеканили шаг красные командиры и курсанты казанских военных курсов, за ними, колонна за колонной, – пехотные, артиллерийские и кавалерийские части…

Почти сразу после парада – банкет. На подписанных Ходоровским пригласительных значилось: «В пятницу, 25 июня, в 3 часа дня, в Красноармейском Дворце устраивается банкет по случаю объявления Автономной Татарской Соц. Советской Республики, на каковой банкет вы настоящим приглашаетесь».

Вечером, после церемонии передачи власти Ревкому Татреспублики, башню Сююмбике, и без того украшенную как комиссарша на выданье, расцветила праздничная иллюминация. Для Казани, где электричество в жестком дефиците – небывалая роскошь.

Но по-настоящему царский подарок по случаю образования республики получили дети – ее будущее. Каждому юному казанцу выдали по 1/8 фунта (чуть больше пятидесяти граммов) ландрина. Давно забытый вкус сладких леденцов – у родителей слюнки текли!

Кстати

В своих воспоминаниях Иосиф Ходоровский признавался: «Не только никаких подготовительных шагов к организации Татарской республики мы не предпринимали. Но мы даже не пытались по-настоящему этот вопрос обсудить, настолько нам казалось бесспорным, что образование Татарской республики – ненужная, вредная и несбыточная идея». Говорят, убеждение своё товарищ Иосиф поменял в одночасье – сразу после того, как был вызван на ковёр в Москву, к Ленину.

 

 Фото: Национальный музей РТ

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
506
0
0
Комментарии (0)
Символов осталось:
Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек