«Театр должен выражать глубинные интересы нации, а не гнаться за сиюминутными событиями»
Жаль, он не вел дневники, говорил: «Кому надо – пусть сами за мной записывают». Его спектакли-шедевры и его «Золотая маска» давали право так говорить...
Кем мог стать мальчишка, который родился и вырос в знаменитом театральном флигеле на Горького,13, в трех шагах от сцены? В семье, где родители – народные артисты? Не удивительно, что Марсель Салимжанов, бросив суливший карьерные блага юрфак, сделал выбор в пользу театра. Стал режиссером Камаловского, на 36 лет! Вернее, - на всю жизнь.
И даже это утверждение неверно. В театре Марсель Хакимович не работал - он им жил. Когда женился (уже будучи успешным главрежем) и привел супругу в свою квартиру, она увидела четыре стены, выкрашенные в черный цвет, синий потолок, зеленый пол и полное отсутствие мебели – не доставало только декораций… Что же до мебели, то Салимжанову, пока был холост, она была без надобности – даже ночевал в театре…
Фанатическая преданность театру и богом данный талант, помноженный на редкую работоспособность, – все это не могло не принести результат. «Голубая шаль», «Угасшие звезды», «Мама приехала». Наконец, вершина творчества – «Старик из деревни Альдермыш… - не посмотреть эти спектакли в гениальной постановке Салимжанова считалось дурным тоном даже среди людей, далеких от искусства.
Когда в 2001 году Марселю Салимжанову присудили театральную премию «Золотая маска» в самой престижной номинации – «За честь и достоинство», это восприняли как должное. Театральные критики, зрители, актеры – все. Последние – конечно, с особым воодушевлением: для многих Салимжанов был не просто главрежом. Многих – вырастил. Вел курс в театральном, заведовал кафедрой режиссерского мастерства в университете культуры. И всегда был открыт для общения – неформальная творческая мастерская в его квартире часто работала до глубокой ночи. Можно представить, скольких сил и терпения стоило все это салимжановской музе – Гульнаре ханум. Получив «Золотую маску», Салимжанов сказал ей: «Половина – твоя…»…
«Мы оценивали его спектакли, его талант и мастерство режиссера, но лишь теперь мы начинаем в полной мере осознавать величие Марселя Салимжанова как театрального деятеля, взявшего на себя ответственность за судьбу национального театра в самые трудные для искусства и всей страны годы, десятилетия. И театр не просто выжил, удержался на плаву», - так сказал про Мастера, уже после его ухода, один большой политик.
Если же не воспарять до «всемирно-исторического значения», можно сказать проще: Салимжанов вернул в театр душу народа. Отсюда и полные залы Камаловского, даже в годы, когда зритель вдруг стал равнодушен к театру.
…Незадолго до смерти, уже в больничной палате, Марсель Хакимович попросил позвать к себе муфтия Равиля Гайнутдина (он когда-то учился у Салимжанова в театральном, мэтр, говорят, в шутку называл его «герой-любовник»). О чем говорили учитель и ученик? О вечности? О вечном искусстве? Это осталось тайной.
После смерти Гульнара Салимжанова обнаружила в записной книжке мужа эти слова: «Театр должен выражать глубинные интересы нашей нации, а не гнаться за сиюминутными событиями. Все происходящее — временно, и только культура — вечна».
Досье:
Марсель Хакимович Салимжанов. Родился 7 ноября 1934 года в Казани. Театральный режиссер, педагог. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Станиславского (1979). Лауреат Государственной премии ТАССР имени Тукая (1971). Был членом комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ. С 1966 по 2002 гг. — главный режиссёр Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Поставил более 100 спектаклей различных жанров. В 2001 году стал лауреатом театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Умер в 2002 году. Могила Салимжанова – рядом с могилой Тукая на татарском кладбище в Ново-татарской слободе. Имя Салимжанова присвоено Дому актера и улице в Казани.
Фото: matbugat.ru, tatar-congress.org, syuyumbike.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа