Троллейбус зарулил в Казань по решению Сталина
27 ноября 1948 года в Казани заработал первый троллейбусный маршрут.
Восемь троллейбусов МТБ-82, вышедшие в этот день на линию, соединили площадь Куйбышева (ныне площадь Тукая) с поселком Караваево возле Соцгорода. На маршруте протяженностью одиннадцать километров было шесть остановок, стоимость поездки разнилась в зависимости от количества и протяженности остановок, которые собирался проехать пассажир.
Казань стала двадцатым городом в СССР и десятым в РСФСР, где было организовано троллейбусное движение.
Любопытно, что документ об организации в Казани троллейбусного движения утвердил сам вождь народов. Постановлении Совета Министров СССР от 13 февраля 1948 года, подписанное Председателем Совмина страны Иосифом Сталиным и управляющим делами Чадаевым, гласило: 1. Обязать Министерство авиационной промышленности:
а) Построить троллейбусную линию протяженностью 11 км, соединяющую Ленинский район г. Казани с площадью им. Куйбышева, с затратами в 1948 г., 1250 тыс. рублей;
ж) поставить в первом полугодии 1948 г. Казанскому горисполкому 8 троллейбусных машин за счет фондов Совета Министров РСФСР;
(…)
12. Обязать Мосгорисполком:
г) изготовить до 15 марта 1948 г. проектно-сметную документацию для строительства троллейбуса в г. Казани;
д) выделить в I полугодии 1948 г. Казанскому горисполкому необходимое количество арматуры для монтажа троллейбусной линии в г. Казани.
Вполне вероятно, что своим рождением казанский троллейбус обязан… атомной бомбе. В СССР завершались работы по ее созданию, а на авиационном заводе в столице Татарии уже собирались стратегические бомбардировщики «Ту-4», способные доставить ядерный заряд до территории потенциального противника. Троллейбусный маршрут, облегчавший доставку рабочих на важнейшее оборонное предприятие, таким образом, имел стратегическое значение. Отсюда и решение об его открытии, принятое на самом высоком уровне.
А пятьдесят лет спустя, в суровые девяностые, уже казанские троллейбусы помогали сохранить стратегическое предприятие. Тогда на оставшемся без заказов авиационном заводе, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, освоили капитальный ремонт обветшавшего городского транспорта.
Кстати:
Сегодня в столице Татарстана действуют 10 троллейбусных маршрутов. Обслуживают их 200 троллейбусов. Общая протяженность казанских маршрутов - 273 километра. Однако в последние годы количество троллейбусных маршрутов имеет тенденцию к сокращению. Максимальное количество троллейбусных линий было зафиксировано в начале 2000-х, тогда в Казани их насчитывалось 17.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа