«Вся антирелигиозная работа должна проходить в контакте с союзом воинствующих безбожников»
«Взгляд на религию, как на неотделимую часть нации, до сего времени не изжит полностью отсталыми слоями трудящихся, что используется кулацко-нэпманскими элементами в контрреволюционных целях».
Такой грозно-революционный вывод сделала газета «Красная Татария», опубликовав 30 ноября 1930 года статью под заголовком «Антирелигиозная работа в татарской школе». Сложная ситуация в религиозном вопросе в экономически и культурно отсталых национальных областях, продолжает развивать свое видение проблемы рупор Татарского обкома ВКП(б), получена государством победившего пролетариата в наследие от прошлого.
Отсюда и непочатый край работы в деле антирелигиозного воспитания. «До сих пор, вместо целостного антирелигиозного воспитательного процесса, мы имеем зачастую в школах только антирелигиозную учебу, преимущественно, на уроках обществоведения. Учебные программы и пособия для их проработки слабо насыщены действенным антирелигиозным содержанием. Антирелигиозная работа национальной школы упирается в недостаточную антирелигиозную подготовку учительства. Антирелигиозной литературы на родном языке очень мало. Антирелигиозная работа школы среди окружающего взрослого трудового населения не носит систематического характера и не отвечает темпу социалистического строительства.
Перед национальной школой стоит задача — немедленно перейти в решительное наступление на идеологическом фронте, активизировать антирелигиозную работу, рассматривая ее как неотъемлемую составную часть единого воспитательно-образовательного процесса, и распространить антирелигиозное влияние школы на массу окружающего трудового населения. В каждой школе должна работать в качестве боевого штаба по борьбе с религией ячейка союза воинствующих безбожников с максимальным охватом членством как учащихся, так и педагогов», - наставляет газета.
Еще одно ЦУ от партийного большевистского печатного органа: «Для повышения уровня антирелигиозной подготовки просвещенцев необходимо развернуть на местах широкую сеть кружков, провести ряд методических антирелигиозных конференций в Казани и на периферии ТР, ускорить организацию при центральном Доме работников просвещения семинария повышенного типа для подготовки квалифицированного антирелигиозного актива, пополнить школьные и профсоюзные библиотеки антирелигиозной литературой, включить антирелигиозные вопросы в программы заочного обучения просвещенцев».
«Необходимо также обратить особое внимание на подготовку новых кадров просвещенцев-антирелигиозников, используя для этого педтехникумы и специальное антирелигиозное отделение, организованное при Восточно-педагогическом институте. Вся антирелигиозная работа просвещенцев должна проходить в тесном контакте с союзом воинствующих безбожников и под его непосредственным руководством. Социалистическое соревнование и ударничество — организационные формы этой работы», - заключает газета.
ХХХ
Из статьи «Антирелигиозная работа в татарской школе» («Красная Татария», 30.11.1930):
«Волжско-Камский край являлся ареной безудержной обрусительной политики. Считая методы прямого администрирования и голого насилия не всегда достаточными и целесообразными, царизм применял здесь и методы культуртрегерского подхода к населению. «Для одержания окончательной победы над Казанью русским надлежало победить иноверцев-инородцев Казанского края еще и нравственно, мечом духовным, иже есть глагол божий», — заявлял один из «столпов» миссионерства — Можаровский. Другой миссионерский зубр — Ильминский, патетически восклицал: «Дайте инородцу русскую (христианскую) душу, а все остальное приложится». Поэтому во всех завоевательных войнах русского торгового и промышленного капитала русскому штыку неизбежно сопутствовал христианский крест. С другой стороны, национальная буржуазия использовала «свою» религию, как орудие конкуренции с русской буржуазией».
Фото из архива Лейлы Арифуловой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа