«Я уехал строить новый город…»

Поселок, который официально появился на карте ТАССР в апреле 1961 года, начал свою историю с санно-тракторного поезда.    

Пассажиры высадились из саней на заснеженном поле близ села Афанасово 25 декабря, а Указ Президиума Верховного Совета Татарской АССР о регистрации вновь возникшего населённого пункта Нижнекамский случился 19 апреля 1961 года – меньше, чем через четыре месяца. К этому времени в поселке из вагончиков проживали уже около 500 первостроителей будущего нефтехимкомбината – Всесоюзной ударной комсомольской стройки. 

Заранее было известно, что в ближайшие годы поселок превратится в город, построенный по лучшему в стране проекту: за год до рождения Нижнекамского генплан будущего города нефтехимиков получил диплом I степени и Золотую медаль ВДНХ СССР на Всесоюзном смотре-конкурсе проектов новых городов.     
Все, что было задумано, сбылось. В апреле 1964 года в Нижнекамском начали строить первый многоквартирный дом, еще через два года население достигло 30 тысяч человек, а 22 сентября 1966 года поселок получил статус города: родился Нижнекамск. Рассказывают, именно Нижнекамск и его строители вдохновили Александру Пахмутову и Николая Добронравова на создание песни «Смелость города берёт». 

Сегодня в Нижнекамске почти 240 тысяч жителей. Это третий по количеству населения город Татарстана, и один из самых благоустроенных. Нижнекамск трижды, в 2001-м,2003-м и 2010 гг., признавался победителем Всероссийского конкурса «Самое благоустроенное городское поселение России».

Из воспоминаний очевидцев:

«Куда мы попали? Боже мой, это же прошлый век!» – вот что подумал Рафаил Глянц, когда их отряд прибыл на место. «Стоят только вагончики, а вокруг – за­снеженные поля… Ни электриче­ства, ни питьевой воды, ни радио, ни телевидения… Казалось, что мы далеко в тайге», – вспоминает он. В январе 1961 года вместе со второй волной рабочих и специалистов Рафаил Глянц приехал строить Нижнекамск. Так с чистого поля и бешеного, невероятного по ны­нешним временам энтузиазма на­чинался в 60‑х годах прошлого века татарстанских центр нефтепере­рабатывающей промышленности... А Рафаил Григорьевич станет заместителем директора «Нижнекамскнефтехи­ма», ответственным за гражданское строительство. Под его контролем была построена большая часть жи­лых и социальных объектов города Нижнекамска.

***
«Я уехал строить новый город», – написал жене записку экскаватор­щик Иван Коршин. Он и ещё 24 рабочих, погрузив спецтехнику на санно-тракторный поезд, выдви­нулись из Лениногорска 25 декабря 1960 года. Вечером первостроители добрались до села Ахтуба. Их встре­тили жители, перепуганные стрель­бой: местный охотник устроил са­лют из ружья в честь прибывших. Весь следующий год Иван Коршин провёл в кабине своего экскаватора... Марафон длился несколько лет.

***
«Одни ребята. Я живу в вагон­чике, как принцесса. Принцессы не живут в вагончиках? Тем хуже для них. Живём трудно, но весе­ло», – писала в своём дневнике в 1961 году комсомолка Зина Злат­ковская. Девушки работали наравне с парнями, жили в вагончиках, ко­торые вместе со строящимися ря­дом бараками стали называться по­сёлком Строителей. Внутри жилых помещений не было ничего, кроме печурки и двухъярусных кроватей. Посёлок и строительная база – вот и весь мир. До ближайшей деревни – 5 километров. Вокруг – непролаз­ная грязь… В таких услови­ях не до кокетства, но с фотографий тех лет на нас смотрят настоящие красавицы, их глаза лучатся радо­стью, желанием жить…Потом, ближе к 70‑м, здесь появятся первая парикмахерская, швейная мастерская, магазин одежды, а пока счастье – это умыть­ся тёплой водой.

***
– Если я не приеду к супруге, она со мной разведётся! – сообщил главврач Афанасовской больницы Фатых Хайбуллин молоденькой выпускнице-краснодипломнице Казанского медицинского инсти­тута Валентине, едва она пере­шагнула порог приёмного покоя. Больница находилась в нескольких километрах от посёлка Строителей. Девушка приехала сюда по распре­делению и ожидала найти новое просторное здание со смотровы­ми и операционными, а оказалась в бараке, где вели приём пациентов и располагался стационар с 30 боль­ными. Шёл 1961 год…Однажды ночью привезли муж­чину, попавшего под комбайн. Скальп был практически снят с че­репа, кровь лилась рекой. Отправ­лять пациента в Набережные Челны означало похоронить его. До того момента Валентина думала, что не умеет зашивать раны. Оказалось, умеет. Мужчина выжил. Вообще выжили все, кого Фатых Хайбуллин доверил Валентине.

Больше воспоминаний – в материале о строительстве Нижнекамска.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
423
0
2
Комментарии (0)
Символов осталось:
Опрос
  • На каких площадках республики вы танцевали в 1980-х?
    Проголосовало 5840 человек